Автор: Черноусова Л.В. Шестаченко Н.Н.
Черноусова Лидия Васильевна, Шестаченко Надежда Николаевна
воспитатели группы компенсирующей направленности
МАДОУ д/с №87 «Кораблик»
г.Белгорода
РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОНР В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ТРАДИЦИИ, ИННОВАЦИИ
Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Непременным условием для всестороннего развития ребёнка является умение общаться со взрослыми и сверстниками. Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
При работе с детьми с ОНР в условиях обновления образования используются как традиционные, так и инновационные методы и приёмы коррекционной работы.
Традиционными направлениями коррекционно-логопедической работы при ОНР считаются такие как: формирование произносительных навыков; развитие фонематического восприятия; развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении; расширение знаний об окружающем мире и формирование соответствующего объёма словаря путём привлечения к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов; воспитание у детей умения правильно составлять распространённые и сложные предложения, употребляя разные конструкции предложений в связной речи; развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи. Необходимы следующие условия для успешной коррекции: эмоциональный контакт взрослого с ребёнком; игровая форма предъявления задания; подбор двигательных и речевых игр и упражнений, направленных на активизацию всех форм общения, в том числе и речевых;
взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и музыкального руководителя; работа с родителями по улучшению микроклимата в семье и оказанию психолого-педагогической помощи в воспитании ребёнка.
Работа по развитию у детей с ОНР зрительного внимания, слухового внимания, памяти, моторики может проводиться параллельно с речевыми заданиями в виде игр и упражнений. С целью установления с детьми эмоционального и делового общения используют различные дидактические игры, игры-инсценировки.
При обучении детей с ОНР пересказу применяются вспомогательные методические приёмы, такие как выделение основных содержательных звеньев сюжета, пересказ по опорным вопросам, показ иллюстраций. В занятия по пересказу входят: упражнения в словоизменении, подборе лексем и словоформ, упражнения в дополнении предложения нужным по смыслу словом. Методика обучения рассказыванию по картинам строится с учётом отмечаемых у детей с ОНР речевых нарушений и особенностей психического и познавательного развития.
Наряду с традиционными методами работы с детьми с ОНР используем современные инновационные технологии. Инновационные технологии в логопедии – это лишь дополнение к общепринятым. проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания и другие). Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую. В логопедической практике чаще всего пользуемся следующими технологиями: арт-терапевтические, здоровьесберегающие, технологии сенсорного воспитания, информационные.
Арт-терапевтические технологии:
-музыкотерапию применяют у детей с ОНР для развития слухового внимания, чувства темпа, ритма, мыслительных способностей и фантазии, коммуникативных навыков.
-изо-терапия – метод психолого-коррекционной работы с детьми с ОНР.
-кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, способствует улучшению памяти, улучшает мыслительную деятельность.
-сказкотерапия – это создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка через проживание сказки.
-мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
-песочная терапия: ребёнок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. Песок развивает творческие способности ребёнка и воображение. Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снимает психическое напряжение у ребёнка. Трогая руками песчинки, ребёнок развивает мелкую моторику рук. Всё это делает песок прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу на развивающих и обучающих занятиях. Незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики и речи ребёнка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребёнка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с общим недоразвитием речи.
Сенсорные технологии воспитания, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино-, аудио-, видеосредства, мультимедийный проектор, компьютеры, телекоммуникативные сети) для работы с информацией.
Здоровьесберегающие технологии:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: артикуляторная гимнастика, метод биоэнергопластики, дыхательная гимнастика, гимнаситика для глаз, психогимнастика;
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: логопедический массаж, самомассаж, аурикулярный массаж (массаж ушных раковин развивает все системы организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает память), плантарный массаж (массаж стоп ног оказывает сильное стимулирующее действие),
3. Коррекционные технологии:
а) логоритмика. Специализированная методика логоритмики является средством развития речи через тренировку и развитие необходимых качеств общей и речевой моторики. Упражнения над дыханием, голосом и артикуляцией проводятся в комплексе, поскольку эти три компонента речевой деятельности тесно связаны. Занятия логоритмикой укрепляют у детей костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, способствуют развитию ловкости, координации движений. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс.
б) фонетическая ритмика. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением конкретного речевого материала. Все упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирование умения изменять силу голоса, правильное воспроизведение звуков и их сочетаний, воспроизведение речевого материала в заданном темпе.
в) логоритмические упражнения без музыкального сопровождения.
г) пальчиковые игры и развитие мелкой моторики.
На каждом занятии должны учитываться коррекционные и общеобразовательные задачи. Ведущим принципом является личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку.
Главная линия коррекционно-логопедического направления при работе с детьми с ОНР – совершенствование процесса общения, где важнейшим аспектом является развитие связной речи.
Список использованных источников:
1. Жукова Н.В., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников», М. 1989.
2. «Логопедия» под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н., М., 1998.
3. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» Федоренко Л.П., Фомичёва Г.А., Николаичева А.П., М., 1984
4. Захарова И.Г. «Информационные технологии в образовании», М., 2003.
5. Вренева Е.П «Использование компьютерных технологий в работе логопеда», М., 2008.