8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Предметно-пространственная среда в ДОУ, как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Автор: Иванова Екатерина Васильевна

Предметно-пространственная среда в ДОУ, как фактор развития

творческих способностей детей дошкольного возраста

 

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка…» В. Сухомлинский

Что такое детский сад? Это ступенька к школе или особое образовательное   учреждение, в котором ребенок проживает особый отрезок своей жизни? Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании Российской Федерации» впервые закрепил за дошкольным образованием статус полноправного, более того – исходного, базового уровня образовательной системы. Дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. И поэтому в детском саду должны создаваться условия не только для непрерывного повышения образовательного уровня педагогов, но и для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, где каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество. По моему мнению, не дети должны приспосабливаться к детскому саду, а дошкольное образовательное учреждение должно стремиться создать необходимые условия для каждого ребёнка, принимая во внимание его склонности и способности, состояние психического и физического здоровья. Как сказал министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов на I Всероссийском съезде работников дошкольного образования, «мы даём старт глубоким переменам в судьбах наших маленьких граждан». Мы живем в век стремительного развития информационных технологий, которые вносят свои коррективы даже в такие традиционные сферы, как детская игра и игрушка, а значит и соответственно в предметно-пространственную среду.

Организация предметно-пространственной среды детского сада на сегодняшний  день стоит особо актуально, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) является созданная предметно – пространственная среда.

Предметно – пространственная среда детства — это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности. Правильно организованная среда, обладая большим потенциалом амплифицирует сознание ребенка, создавая благоприятные условия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, способствует их всестороннему развитию, обеспечивает психическое и эмоциональное благополучие. Предметно- пространственная среда в дошкольном учреждении является одним из важнейших критериев оценки качества образования.

В целом можно сказать, что правильно организованная творческая среда обогащает детей широким спектром эстетических впечатлений, создает основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве. Среда является фактором развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Это влечет за собой повышение уровня художественного воспитания, раскрытия творческих способностей детей. Они играют большую роль в будущей жизни ребёнка. Сегодня общество нуждается в людях, способных на творчество в любой сфере человеческой деятельности. Развитие творчества не происходит само по себе. Оно требует особого внимания. В творческой деятельности ребёнок познаёт окружающий мир, постоянно что-то открывает новое для себя, может ставить и решать нетиповые проблемы. В процессе творческой деятельности у дошкольников формируются исследовательские навыки, исследовательский склад мышления, способность быстро входить в новые предметные области, анализировать новые ситуации, увидеть невидимое, объединить разное, упростить сложное. Одним словом дети приучаются к творческой активности, к творческому труду, к творческому поиску и решению . Кроме этого предметно-пространственная среда выступает, не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества педагога, так как ее формирование требует от педагога фантазии и разнообразных способов создания. Важно сказать о месте педагога в организации образовательной среды. Он — автор, он — компонент. Автор потому, что, зная особенности развития каждого ребенка, творит, проектирует и создает среду; компонент потому, что определяет свое место в ней относительно каждого ребенка. Так как ребенок в интеллектуальном развитии — он не нуждается в объяснении, разъяснении задач, действий, результатов деятельности, ему надо создать среду самостоятельного поиска ответа на данный вопрос. Этому ребенку достаточно только подсказать, подложить в среду деятельности подсказку, и он сам решит эту задачу. А вот ребенок, которому нужна частичная поддержка, и, наконец, тот, кто нуждается в помощи в разных видах ее преподнесения: объяснения, многократное объяснение, совместное выполнение действия, показ, рассказ, постоянное напоминание и т.д. Все эти виды использования среды и самого педагога как ее компонента ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться. Именно они и являются толчковыми факторами развития. При организации предметно – пространственной среды в группе надо придерживаться требований ФГОС ДО, основной образовательной программы

 Насыщенность среды. Предусматривает соответствие возрастным возможностям детей и содержанию основной образовательной программы детского сада. Оснащение средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами и оборудованием, обеспечивающим игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Предназначение педагога — дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Именно создание обстановки в группе, тёплая дружелюбная атмосфера в детском коллективе, предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. является важнейшим стимулом развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

 Развитие творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс. Исходя из выше сказанного и в соответствии с ФГОС ДО пространство группы спроектировано в виде художественно-творческого комплекса, состоящего из различных «центров», и выступающего как пространство жизнедеятельности детей, обеспечивающее максимальные возможности для развития творческих способностей, образного воссоздания мира и языка искусств, познавательно- эстетических и культурно- коммуникативных потребностей в свободном выборе. Художественно-творческий комплекс оснащен большим количеством развивающих материалов для раскрытия творческого потенциала детей, воспитания творческой направленности личности, таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Оборудование размещено по принципу нежёсткого центрирования, что позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам, полоролевому принципу, уровню развития детей. Дети проводят большую часть дня в детском саду, поэтому в группе надо стремиться сделать так, чтобы день, прожитый ребенком в детском саду, не был однообразным, скучным, неинтересным. Каждый день мир ребенка наполнен красками, звуками, впечатлениями. И совсем необязательно, чтобы  это был ежедневный праздник. Это могут быть обыденные вещи, в которых откроется ребенку необычное.

В качестве «центров» выступают:

 «Я – режиссер» (уголок для ролевых игр). Ведущее место в жизнедеятельности детей, в сюжетно – ролевых играх дети учатся объединяться, договариваться, распределять роли, выполнять  игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Уголок для сюжетно – ролевых игр предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Сюжетная игра связана с условным действием в воображаемой ситуации. Ребенок непосредственно принимает на себя игровую роль, вокруг которой строится воображаемая ситуация), режиссерская игра (воображаемая ситуация развертывается через действия игрушечных персонажей, которые служат как бы посредниками между ребенком и игровыми ролями), игра-фантазирование (воображаемая ситуация развертывается преимущественно в речи и представлении, сюжетные события происходят с кем-то, т.е. ребенок не отождествляет себя с какой-то конкретной ролью). В уголок для ролевых игр имеются костюмы для ряженья, головные уборы, украшения, маски и оборудования для обыгрывания сказок. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, кукольный, настольный) для обыгрывания сказок. Дети уже частично сами организуют среду под замысел. Аудиокассеты с записью музыки для сопровождения сюжетно – ролевых игр.

«В гостях у Самоделкина» (центр конструирования) способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Уголок достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.

«Мастер – фломастер» (центр творчества) организован для продуктивных видов детской деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала). Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка-дошкольника и в развитии творческих способностей детей. Этот уголок выполняет разные функции, однако, прежде всего, развивает креативность, любознательность, воображение и инициативу детей. Многообразие материала дает возможность продуктивно использовать его в разных видах занятий по художественному воспитанию, при этом создавая их вариативное содержание для развития творческих способностей детей, их самостоятельности. Все материалы расположены так, что дети могут свободно подходить к ним и пользоваться. В уголке творчества дети пробуют разные средства, рисуют на мольбертах, занимаются пальцевой живописью, пользуются разнообразными материалами: глиной, мелками, пластилином, ножницами и множеством других средств и материалов. Уголок творчества это не только настоящее украшение группы, но и гордостью учреждения за своих воспитанников. Эстетические работы детей носят стимулирующий характер к достижению успехов в дальнейшем.

«Театральная гостиная» (центр художественно-творческого развития). В театральной гостиной есть всё необходимое: куклы, атрибуты, декорации для разных видов театра. Каждый ребенок может прочитать любимое стихотворение, изобразить героя или сценку из литературного произведения. Играя в театр, дети становятся и режиссерами, и актерами своих спектаклей, в которых учатся воплощать свои творческие замыслы, находить и выбирать выразительные средства. В результате такой творческой деятельности они легко и непосредственно включаются в театральное действие; свободно, непринужденно общаются друг с другом; у детей развивается мышление, образная речь, воображение.

 «Песенка – чудесенка» (музыкальный уголок). Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма. В достаточном количестве имеются музыкальные инструменты, игрушки, картотеки песен, музыкальных игр, танцев, коллекция дисков музыкальных, классических и современных произведений.

          «По страницам сказок» (книжный уголок). Маленькие дети – это любознательные, спонтанные, конкретно мыслящие существа, стремящиеся получить доступ к миру взрослых. Главный из ключей к этому миру – речь. В удобном месте группы с достаточным естественным и искусственным освещением организован книжный уголок, где собраны небольшие библиотеки: книги для чтения детям, иллюстрации к произведениям, тематические альбомы, речевой материал, речевые игры, журналы, временные тематические фотовыставки, способствующие развитию различных эстетических представлений детей, а также детские рисунки-иллюстрации, творческие работы различных жанров. Содержание уголка определяется программой, которая реализуется в детском саду.

Разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому «центру» в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.

          Таким образом – созданная в группе творческая образовательная среда, является фактором развития творческих способностей детей дошкольного возраста, т.к. она предоставляет возможность проявить индивидуальность и творчество детского коллектива в целом, а также каждого воспитанника. Дети  будут более свободны в поведении со сверстниками и взрослыми,  могут свободно рассказывать стихи, хорошо петь и танцевать.

×
×