Автор: Пинаева Ольга Николаевна
Тема: «Организация работы с детьми особой заботы и их родителями в детском клубе.
(из опыта работы)
В структуре населения каждого микрорайона значительную часть составляют дети и подростки. Ребенок развивается в социокультурной среде, и от того, какой будет эта среда, зависят его мироощущение, позиция, направленность интересов и потребностей. Постоянно меняющиеся условия жизни диктуют детям стиль поведения для успешной адаптации в социуме.
Организация работы с детьми и подростками по месту жительства – одна из острых проблем современности. Небольшой, но достаточно успешный опыт решения данной проблемы, накоплен в детском клубе «Надежда».
В нашем учреждении эффективно внедряется социально-педагогическая модель деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы клуба максимально учитывают особенности социума.
Деятельность детей и подростков в клубе осуществляется, в основном, в разновозрастных объединениях по интересам . В работе кружков и объединений могут участвовать совместно с детьми и подростками их родители. Клуб организует и проводит различные массовые мероприятия, создаёт необходимые условия для совместного труда, отдыха, общения детей и их родителей.
Следует отметить, что определяющей особенностью воспитательной работы детского клуба является постоянное изучение состава населения микрорайона для организации позитивного взаимодействия социума. Результатом такой работы стали проведение социально – значимых акций “Наш двор – наша забота”, “Острова одиночества”, организация дней коллективного отдыха детей и родителей.
В нашем клубе 8 лет действует ячейка «Малая Земля» от Всесоюзного общества инвалидов . На эти дружеские встречи вначале приходило только взрослое население нашего микрорайона, но теперь родители , бабушки приводят своих детей, внуков. Педагоги организуют интересные тематические мероприятия, выставки творческих работ наших гостей. На эти встречи приглашаются гости: представители администрации Всесоюзного общества инвалидов г. Оренбурга, депутаты нашего округа, работники ТСЖ, библиотеки и др.
Такие встречи объединяют детей и взрослых, помогают семьям, где дети имеют некоторые отклонения в развитии, не оставаться один на один со своими проблемами, а стать полноправным членом нашего клуба, а в будущем и общества.
В этом году после посещения мероприятия «Наш двор – наша забота» к нам в клуб бабушка привела двух слабослышащих внучат, которые не сразу, но с большим желанием окунулись в жизнь клуба. И такие случаи не единичны. Родители хотят, чтобы их дети не были отшельниками, а общались со своими сверстниками, но под негласным присмотром замечательных друзей — педагогов, как они нас называют.
Еще один успешный вид деятельности в детском клубе — это физкультурно – оздоровительная работа с детьми физического, психического и эмоционального здоровья, которую успешно проводит педагог творческого объединения «Футбол».
Старший дошкольный и младший школьный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармонического, умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, его нормального формирования и развития.
Для детей с задержкой психического и физического развития большое значение имеют физические игры и упражнения, которые способствуют общему разностороннему развитию, преодолению у них отклонений в психическом и физическом развитии.
Все возможности физической культуры направлены на закаливание, повышение жизнеспособности, сопротивляемости детского организма неблагоприятным факторам окружающей среды, на укрепление костной и мышечной систем, а также суставно-связочного аппарата, на совершенствование функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной и нервной.
Дети, имеющие отклонения в развитии здоровья, заслуживают пристального внимания педагога.
Услышав изречение «Работа с детьми особой заботы и их родителями», почти всегда под этим подразумевают детей с ограниченными возможностями, детей — инвалидов. А многие дети и подростки нашего микрорайона, посещающие творческое объединение «Футбол», имеют небольшие отклонения.
То, что в детские годы приобретается в семье, как правило, будет перенесено в дальнейшие периоды жизни. Положительное или отрицательное влияние родителей является определяющим для формирования характера ребенка и влияет на качество всей его последующей жизни. Поэтому детско-родительские отношения имеют для психического и эмоционального здоровья детей первостепенное значение.
Педагог творческого объединения «Футбол» раньше использовал в работе с родителями многие формы и методы работы, но проанализировав, остановился на некоторых, но самых удачных с его точки зрения, а именно:
-метод анализа и проигрывания ситуаций;
-совместная творческая деятельность (семья -ребенок);
-посещение по месту жительства;
-индивидуальное консультирование.
На последние два пункта педагог делает упор в работе с семьей, чьи дети имеют отклонения.
Физкультурно — игровые программы в микрорайоне «На старт», «Олимпийцы нашего двора», «Движение – это жизнь», семейные турниры по футболу, хоккею на валенках, веселые эстафеты и многие другие позволяют решить следующие задачи:
— укрепление здоровья;
— создание необходимых условий для социальной адаптации детей и подростков, имеющих физические , психические отклонения;
— предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних;
— предотвращение нарушений социального развития детей и подростков.
На любых физкультурно -игровых программах , проводимых в микрорайоне, присутствует медицинский работник, который не только наблюдает за состоянием здоровья участников игры, но и,зачастую, отвечает на вопросы , дает рекомендации тем родителям , чьи дети имеют физические, психические отклонения.
Необходимо отметить, что на занятиях творческого объединения «Футбол» вместе с детьми особой заботы обязательно присутствуют и принимают участие родители или члены их семей.
Одно время на многие спортивные мероприятия приходили родители с детьми, у которых имелось такое заболевание, как эпилепсия. Болезнь не позволяла ребятам быть причастными к игре.
Педагог совместно с родителями и медицинским работником создали общий план действий. И какова была радость этих мальчишек, когда педагог попросил их быть его помощником – следить за инвентарем, подносить его, вести учет результатов игры, т.е. быть в гуще событий.
Теперь ни одна игра не обходится без этих незаменимых и благодарных помощников. И, как результат, у этих детей стали реже проявляться приступы эпилепсии, Все свое внимание они отдавали игре, а не прислушивались к болезни. Появился здоровый блеск в глазах у детей, а родители воспрянули духом. Ведь их дети перестали быть затворниками, стали наравне общаться со своими сверстниками.
Детский клуб создаёт равные «стартовые» возможности каждому ребёнку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку КАК талантливым учащимся, так И С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития.