Автор: Егорова Анастасия Дмитриевна
Конструктор возможностей педагога: механизмы и институты
Егорова Анастасия Дмитриевна, воспитатель
«Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием”. (А.Дистервег).
Современный новый образ педагога — это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов. Поэтому педагогам необходимо повышать свою профессиональную компетентность из года в год. Компетентный педагог интегрирует в себе высокий уровень профессиональных, педагогических, психологических, социальных качеств.
Главной чертой работы педагога дошкольного образования, которая несвойственна преподавателям других профессий, является то, что она закладывает основы успешного развития ребенка. Допустить ошибку в этот момент очень легко и просто. Исправить ее потом будет колоссально трудно, а иногда и вовсе невозможно. Ряд психологических исследований позволил установить, что основные черты характера у детей складываются между 4 и 6 годами. Именно тогда определяется, как человек будет взаимодействовать с другими людьми.
Но при всей важности воспитания не надо забывать и про образовательный компонент такой деятельности. Знания и навыки тоже должны прививаться уже в этом возрасте. Взаимодействие с каждым обучаемым должно выстраиваться индивидуально — чего не будет уже позже даже в самых лучших школах и тем более вузах. Педагог дошкольного образования должен не бороться с фантазиями и игровыми склонностями детей, как это будет позже, а использовать их, и заодно помогать их преодолению путем доведения до логически завершенной формы. Суммируя сказанное, нужно акцентировать внимание на: ответственности; повышенной сложности работы; необходимости действовать быстро и слаженно; строжайшем учете особенностей учеников.
Чтобы быть компетентным и быть в ногу со временем всесторонне педагогу следует обучаться на курсах повышения квалификации, в том числе в дистанционном режиме и др. В настоящее время разнообразная тематика данной формы повышения квалификации позволяет педагогу выбрать интересующую его тему курсов, повысить свой профессионализм.
Современный педагог детского сада должен постоянно совершенствовать свои навыки. Работать в творческих группах, педагогических мастерских, мастер-классы, предметные декадах, мероприятиях различного уровня. Данный вид работы безусловно помогает повысить профессиональный уровень педагога Современный педагог просто обязан освоить новые технологии, чтобы быть актуальным для современных детей.
Воспитатель сегодня должен участвовать в педсоветах, семинарах, конференциях. Ценность педсоветов, семинаров, методических дней, недель открытых уроков я вижу, прежде всего, в подготовительной работе. Сколько материала порою приходится перечитать, проанализировать свой опыт, сравнить с опытом других, обновить и пополнить свою методическую копилку, чтобы подготовить открытый урок или выступление. Проделанная работа способствует повышению профессионализма.
Участие педагога в различных конкурсах — это всегда дополнительный опыт и стимул к развитию, совершенствованию. Педагог проводит анализ своей деятельности подготовки, деля ее на плюсы и минусы.
Все выше перечисленное включает в себя самообразование. Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Для того, чтобы воспитывать, развивать и учить детей нужно знать больше, чем все остальные. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.