Автор: Гуренков Семён Викторович
Гуренков Семён Викторович
учитель ИЗО
МАУДО «ДДиЮ» г.Златоуст
Информационная среда
Современный мир – мир, открывающий доступ к неограниченному информационному полю каждому человеку, и человек перемещается в нем от одного информационного блока к другому, встречая большое количество ненужной информации.
В современной школе перед учителями стоит задача (в то время, когда они сами этому учатся): научить ребенка ориентироваться в информационном пространстве, отбирать, сортировать, перерабатывать весь объем информации обрушивающийся на него. Одна из задач школы — дать методы, познакомить со способами, научить получать, обрабатывать и делиться информацией. Поэтому учителю необходимо сформировать свою собственную культуру работы с информацией, а задача школы обеспечить возможность самосовершенствоваться учителю.
Сложность заключается в том, что информация не является материальным объектом окружающего мира; ее нельзя вписать в какие-то строгие формальные рамки, не достаточно лишь ограничить доступ к ней, используя технические и законодательные средства. Для формирования информационной культуры человеку необходимо самому являться источником информации и цензором для этого источника, т.е. сам учитель должен понимать когда и какую информацию можно донести до обучающихся.
Под информационной культурой понимают совокупность норм, правил и стереотипов поведения, связанных с информационным обменом в обществе (сегодня в науке практически вышло из употребления); комплекс знаний и умений, обеспечивающих грамотное использование компьютера в своей жизни и деятельности; способность общества: эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций; и применять передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий [1].
Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой [2].
Современные технические устройства дают большое количество инструментов для деятельности как отдельно учителя (использование ЦОР, сайта школы и личный сайт и т.д.), так всей образовательной организации.
Информационное пространство образовательной организации условно можно разделить на 3 составляющих:
- официальная информация образовательной организации;
- административно-педагогическая;
- пространство для саморазвития ученика.
Таким образом, в образовательной организации должно быть сформировано информационное пространство которым может воспользоваться учитель и ученик, в котором они могут тренироваться работать с информацией, т.к. одним из важных элементов информационной культуры человека является не только знание информационных ресурсов, но и возможность получить свободный доступ к ним.
Для организации информационного пространства школы необходимы:
- локальные акты ОУ, закрепляющие обязанности каждого участника образовательного процесса;
- программа «Информатизация образовательного процесса»;
- информационная служба ОО: заместитель директора, курирующий вопросы информатизации, учителя русского языка и литературы, информатики и ИКТ, психолог, инженеры, системные администраторы, учащиеся;
- наличие компьютерного оборудования;
- программное обеспечение (СУБД учета кадров ОУ и обучающихся, сайт образовательного учреждения и учителей, электронный дневник, медиатека, информационная система «Электронная учительская», прикладное программное обеспечение: текстовый редактор, средства верстки, аудио-видео-редакторы и т.п.).
Однако понятие «информационная культура» содержит и нравственный аспект, связанный с этическими нормами, в то время как в науке и педагогической практике трактуется сегодня преимущественно как умение педагогов и обучающихся работать с компьютером и информацией.
Считаю, что в условиях реализации ФГОС целесообразно оперировать понятием информационная культура, которое включает грамотность и компетентность в понимании природы информационных процессов и отношений; гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации); развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности [3].
Именно такое понимание информационной культуры позволит создать в образовательной организации информационное пространство максимально способствующее реализации требований ФГОС.
Информационные источники:
- Информационная культура // Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/6950
- Краткий справочник школьного библиотекаря [Текст]: СПб, Профессия, 2001. – 352 с. (Сер. «Библиотека»)
- Мэмфорд Л. Именно культурная составляющая деятельности человека сыграла решающую роль в эволюции человека [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://infdeyatchel.narod.ru/inf_kult.htm