8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Формирование универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья на логопедических занятиях как средство интеграции в образовательную среду.

Автор: Левчук Марина Викторовна

Районная научно-практическая конференция:

«Актуальные вопросы развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью».

Левчук Марина Викторовна

учитель-логопед,

МБОУ Усть-Таркская СОШ,

Формирование универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья на логопедических занятиях как средство интеграции в образовательную среду.

 

С 1 сентября 2018 года учащиеся с ОВЗ в нашей школе на коррекционных логопедических занятиях, начали обучение по новому образовательному стандарту.

Чаще всего, среди обучающихся с ОВЗ, встречаются дети с тяжелыми речевыми расстройствами, со смешанными специфическими расстройствами психологического развития или сочетанными нарушениями.

Большинство детей с ОВЗ имеют первичные, либо вторичные нарушения речи различной степени тяжести. Зачастую, у школьников с речевыми проблемами, в зависимости от причин отставания в развитии и индивидуальных особенностей, могут возникать сенсорные, интеллектуальные, речевые и другие психические нарушения (Е.Ф. Архипова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова и др.), затрудняющие процесс обучения детей. Наибольшие сложности в школьной и социальной адаптации испытывают ученики 1-4 классов. Трудности обучения данной группы школьников с нарушениями речи первичного или вторичного характера определяются не только тем, какие компоненты речи страдают и в какой степени. Коррекцию речи затрудняет недоразвитие высших психических функций, особенно познавательной деятельности. Всё это, в совокупности, препятствует общению с окружающими, мешает овладению грамотой и усвоению школьных программ по всем предметам.

Дети с ОВЗ, зачастую затрудняются в дифференциации фонем, восприятии и усвоении развернутых логико-грамматических конструкций, установлении временных, пространственных, причинно-следственных связей. Также наблюдаются грамматические неточности в сочетании с ограниченностью словарного запаса, недостаточное представление об окружающей действительности, низкий уровень аналитико-синтетической деятельности, нарушенное звукопроизношение, являющееся последующей опорой в написании графем; трудности в понимании основного смысла прочитанного.

Таким образом, несформированность всех компонентов устной речи, вместе с недоразвитием психических функций, является серьезным препятствием для усвоения обучающимися с ОВЗ программного материала и, чаще всего, находит отражение в письменной речи. Это проявляется в дизорфографии, смешанных формах дисграфии и дислексии. Затруднения на письме, как правило, связаны: с недостатками программирования структуры речевых высказываний, с невозможностью подчинить речевую деятельность единому логическому замыслу; с появлением побочных ассоциаций, обусловленных жизненным опытом ребенка; с отсутствием мотивации к активной речевой деятельности.

         Приоритетной целью образования является формирование способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря — уметь учиться. Достижение этой  цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий (УУД). В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:  личностный,  регулятивный,  познавательный, коммуникативный.

 

 

 

  Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

          Наиболее актуальной является проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях логопедического пункта. У большинства таких детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Это проявляется в следующем: умении слушать, умении понимать другого, умении сопереживать и сочувствовать,  умении адекватно оценивать себя и других, умение принимать мнение другого, умение решать конфликты, умение взаимодействовать с членами коллектива.

          Задача учителя-логопеда состоит в умении моделировать речевые ситуации, выбирать адекватную речевую форму, создавать для учеников условия, приближенные к реальным.

            Содержание коммуникативных умений многообразно — это умение передать в речи свои знания о предмете, сделать какое-либо сообщение, выразить отношение к событию, привлечь внимание собеседника к тому или иному  факту; обратиться с приветствием, благодарностью, извинением, просьбой, вопросом; умение предложить помощь, выразить сочувствие, расспросить собеседника, дать эмоциональную оценку какому-либо факту или событию. Это достигается при  взаимодействии учителя-логопеда и ученика, взаимодействии логопеда и  учащихся группы, взаимодействии ученика и ученика, общении в малых группах.

Так, на этапе постановки звука  проводятся  индивидуальные занятия, а на этапе автоматизации использует упражнения в парах и подгруппах. Для активизации речевых механизмов  использует различные «речевые зарядки» (скороговорки, чистоговорки, загадки), которые устраняют  неточности в произношении, вырабатывают чёткую дикцию, правильное дыхание, ритм, выразительность. Что способствует дополнительной мотивации и активации речевой функции, демонстрирует положительные примеры произношения,  дает возможность соревновательного момента и общения в малых группах.

                  Артикуляционная гимнастика на каждом занятии.

 

 

       

«Поймай рыбку» на автоматизацию звука.               «Составь предложения».

           В коррекционной работе по развитию и совершенствованию  монологической и диалогической речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья  использую  различные виды деятельности: викторины, игровые приемы и ИКТ, что позволяет активизировать детей, заинтересовать их, создать мотивацию для речевой деятельности. Для развития устной и письменной речи с успехом применяю логопедический тренажер «Дэльфа-142.1», программно-дидактический комплекс «Логомер 2»- это современный универсальный набор интерактивных дидактических материалов для логопедического кабинета с учетом ФГОС нового поколения , игры изготовленные своими руками. Также использую оборудование, которое получено в рамках проектов.

             

                              Работа с логопедическим  тренажером.

Для развития у детей навыка построения связного высказывания     включаю в задания рассказывание по отдельным фрагментам, когда дети  составляют рассказ об отдельных персонажах, а затем объединяют их в единое высказывание. Картинка, предложенная для составления рассказа, делится на четыре части, которые закрывается прямоугольниками разного цвета. Ребёнок, постепенно открывая каждую из четырёх  частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в единый сюжет.

 

                         Пересказ текста по опорным картинкам.

            Следующим приёмом  развития   навыка творческого рассказывания является  составление  сказок по  силуэтным изображениям. В качестве элементов  модели  ребёнку можно предложить  силуэты животных, людей, растений,  или природных явлений.  Логопед задаёт начало сказки, а ребёнок   продолжает её, опираясь на силуэтные изображения. Особенность  данных элементов в том, что силуэтные изображения в отличие от картинного материала, задают определённый  обобщённый образ, не раскрывая его  смыслового содержания.  Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя – прерогатива самого  ученика. Дети наделяют  силуэты предметов определёнными смысловыми качествами. Так же использую метод составления сказок, рассказов по серии сюжетных картинок.

 Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

 

 Формирование регулятивных универсальных учебных действий.

В логопедической практике достаточно чётко просматривается развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению. Однако, при введении ФГОС, в большей мере необходимо обратить внимание на формирование именно учебных действий: планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе и т.д.

Приведу примеры упражнений, направленных на формирование регулятивных УУД.

Упражнения, развивающие умение принимать и понимать
словесную или письменную инструкцию.

Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов тем, что выполняют не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда вроде бы тот достаточно понятно объяснил. Это может быть связано как с низкой концентрацией внимания ребёнка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приёмов учебной деятельности. Умение своевременно реагировать на вопрос учителя; умение отличить новую задачу от предыдущей, чётко представить то, что содержится в инструкции – вот что отличает ученика, который умеет учиться.

1.  «Объясните Зайке». Логопед даёт ученикам какое-то задание. Чтобы проверить, как оно понято детьми, просит кого-нибудь из испытывающих трудности понимания инструкции учеников повторить его для героя занятия.

2.  «Письмо с пропусками».  Логопед даёт задание: «Я буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вместо буквы О всегда ставьте точку». Таким образом, дети записывают 2–3 предложения, а потом логопед предлагает им, например, не писать окончания прилагательных, а ставить вместо них звёздочку. Приём способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика – саморегуляция деятельности с учётом меняющейся инструкции.

3.  «Будь внимательным!».  Логопед просит детей прослушать инструкцию, повторить её «про себя», поднять руку тех, кто запомнил и чётко представляет себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание. Примеры заданий:

1). В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а буквы З – вычеркнуть.

Полезла Оксана за красной розой,
А вернулась Оксана с занозой.

2). В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а буквы Ц вычеркнуть. После команды «Внимание!», наоборот, вычеркиваются все Ч, а подчёркиваются все Ц.

Чёрная цапля циркулем чертила.
Цапля старательно циркулем водила.
Получился очень чистенький чертёж.

Упражнения, развивающие умение планировать действия

по выполнению учебной инструкции и действовать по плану.

Важнейший шаг к переводу внешних действий ученика в умственный план, обеспечивающий успешное формирование навыка, – это обучение детей планированию.

Управление учением должно быть гибким. Жёсткость управления (строгая последовательность действий, заданная учителем) должна убывать по мере роста учащихся. Если в начале обучения дети действуют по образцам и алгоритмам, предложенным учителем, то на заключительном этапе логопедической работы дети сами планируют действия, составляют их алгоритмы.

1.       «Определи порядок действий». Ученики получают карточку со сложной инструкцией к заданию. Нужно карандашом проставить над словами цифры, соответствующие порядку выполнения действий.

Например:

На уроках математики встречаются сложные примеры, в которых действия нужно совершать по порядку. Задание к упражнению по русскому языку тоже может содержать несколько действий. Важно не забыть сделать ни одно из них. Кроме того, нужно подумать, что удобнее сделать сначала, а что потом.

2.       «Составьте алгоритм». Детям предлагают объединиться в малые группы по 3–4 человека (можно предложить поработать в парах). Задание общее для всех групп – составить алгоритм решения определенной учебной задачи.

Например:

– Составьте алгоритм разбора слова по составу и др.

Через 5 минут каждая группа выполняет задание логопеда по разбору слова, используя свой алгоритм. Таким образом,  проверяется, «работает» этот алгоритм или нет, т.е. можно ли, используя его безошибочно и быстро выполнить задание. В ходе выполнения задания по каждому алгоритму и его обсуждения выясняется, какая группа составила более полный и чёткий алгоритм, нужно ли его дополнить.

Пример алгоритма, составленного учениками:

Как разобрать слово по составу

·         Изменить форму слова → выделить окончание, обозначить.

·         Выделить основу – часть слова без окончания, обозначить.

·         Подобрать однокоренные слова → выделить общую часть слова – корень, обозначить.

·         Посмотреть на оставшиеся части слова:

·         Если есть часть слова перед корнем → это приставка, обозначить.

·         Если есть часть слова между корнем и окончанием → это суффикс, обозначить.

Обучающиеся с ОВЗ у которых нарушения письменной речи,  часто не в состоянии осуществлять итоговый самоконтроль при выполнении письменных работ. Таких детей необходимо обучать контролю с помощью специальных методов – планомерно, тщательно, длительно. Важно убедить учеников в том, что самопроверка даёт возможность получить за письменную работу более высокую отметку.

Для указанной группы обучающихся целесообразен такой способ самоконтроля, при котором проверка дробится на 3 этапа. Во время каждого из них внимание ребёнка сосредоточенно на поиске специфических ошибок и недочётов в письменной работе. Для каждого из этапов разработана памятка, в которой дан алгоритм действий по проверке и перечислены группы ошибок, на которых следует сосредоточиться.

Этапы самопроверки:

I этап – поиск специфических (дисграфических) ошибок в слове, не связанных с усвоением грамматических норм;

II этап – поиск орфографических ошибок в слове;

III этап – поиск пунктуационных, грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения.

3.      Ищем «случайные» ошибки. (I-й этап самопроверки.)

Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент – карточка-памятка.

Памятка

·         Проверь свою работу (I проверка)

·         Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего.

·         Не пропустил ли ты букву?

·         Не добавил ли лишнюю букву?

·         Не написал ли вместо одной буквы другую?

·         Правильно ли ты изобразил каждую букву?

·         Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – МОЛОДЕЦ!

Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей. Известный психолог П.Я.Гальперин отмечал, что, беря карточку, школьник «получает орудие в собственные руки» и становится хозяином положения, в то время как при её отсутствии он является пассивным исполнителем чужих указаний.

4.      Ищем орфографические ошибки. (II этап самопроверки).

Дети проверяют текст 2-й раз, сосредотачиваясь на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка.

Памятка

·         Проверь свою работу (II проверка)

·         Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего.

·         Не словарное ли слово?

·         Есть ли в слове орфограммы? Какие?

·         Обозначь опасные места

·         Где возможно, подбери проверочные слова.

·         Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – МОЛОДЕЦ!

5.      Проверка предложений (III этап самопроверки).

Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Используется только памятка .В случае, если какие-то ошибки остаются не найденными ребёнком, логопед отмечает их на полях соответствующей строки цифрами (1,2 или 3 в зависимости от типа ошибок).Если и в этом случае ребёнок не может обнаружить ошибку, то логопед указывает слово или предложение, в котором она допущена. И только если ошибка так и остаётся необнаруженной, логопед вместе с ребёнком осуществляет разбор и помогает найти ошибку. Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам.

Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать

результаты своей деятельности.

Важными секретами успешной учёбы являются: умение ставить цели и добиваться их; умение видеть собственные успехи и испытывать по этому поводу радость; замечать неудачи и находить их причины. Для формирования у ребёнка желания учиться, можно использовать разнообразные приёмы – от похвалы до специальных символов, с помощью которых отмечались бы детские достижения.

Для самооценивания и фиксации результатов возможно использование линейки достижений. Линейки достижений помогают ребёнку увидеть свои успехи. К сожалению, ученику с дисграфией на уроке русского языка чаще приходится отмечать свои неудачи. Но ведь отметка – это вовсе не единственный результат, который даёт учёба. Уверенность в своих силах, желание учиться и работать над собой – вот то, что действительно пригодится в жизни.

Линейки достижений позволяют увидеть не столько улучшение успеваемости, но и те усилия, которые ученик приложил, и те знания, умения и навыки, которые им в результате приобретены.

СЛАЙД 17

1. «Линейка достижений». Логопед предлагает детям в конце занятия сделать отметки на линейках достижений. Каждому ребёнку даётся карточка, например, такого содержания:

1) Я научился различать буквы Б и Д (умения по теме занятия) оценка от 0 до 5.

2) Я старался оценка от 0 до 5.

3) Какую оценку я сам себе поставлю оценка от 0 до 5.

Ученик ставит отметку-чёрточку на каждой линейке. Это приучает его задумываться над тем, как он продвинулся в овладении знаниями и умениями; прикладывал ли старания для качественного выполнения задания; прогнозировать оценку за выполнение задания.

2.     Заключение.

Итак, рассмотрев понятие универсальных учебных действий, особенности детей с ОВЗ с речевыми нарушениями , направления формирования УУД на логопедических занятиях и некоторые конкретные примеры формирования коммуникативных и  регулятивных действий, мы можем сделать  вывод: речевые нарушения у детей чаще всего сопровождаются выраженными затруднениями в формировании познавательных, регулятивных и коммуникативных навыков.

Следовательно, программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися с  ОВЗ, у которых нарушения устной и письменной речи, должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей универсальных учебных действий.

Эффективная работа в процессе формирования коммуникативных , регулятивных и познавательных универсальных учебных действий  будет способствовать успешной интеграции в инклюзивном образовательном пространстве  учащихся с  ограниченными возможностями здоровья.

 

3.     Список используемой литературы и источники.

1.    Мишина, Г.А., Коррекционная и специальная педагогика [Текст] / Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачёва. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 144 с.

2.    Инклюзивное образование: методология, практика, технология [Текст]: материалы международной научно-практической конференции / Моск. гор. психол.-пед. ун-т; Редкол.: С.В. Алехина и др.. – М.: МГППУ, 2011.

3.     Инклюзивное образование: практика, исследования, методология [Текст]: сборник материалов II Международной научно-практической конференции / Отв.ред. С.В. Алехина. – М.: ООО «Буки Веди», 2013. 2

4.     Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]: интернет-портал «Российской Газеты» // 24 октября 2012 г. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/10/24/konvencia-site-dok.html. (дата обращения: 25.04.2015).

5.     Безлепкина Л.Ф. Семья нуждается в поддержке. — М.: Просвещение, 1986. — 285 с.

6.    Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии./ Т.А.Власова, М.С. Певзнер. М.: Просвещение, 1973. — 175с.

7.     Загуменнов, Ю.Л. «Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся» — Минская школа сегодня. — 2008. — № 6.

8.     Зайцев Д.В. «Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России».- Саратов: Научная книга, 2003.

9.     Холостова Е.И. Социальная реабилитация: учеб. пособие / Е.И.Холостова, Н.Ф.Дементьева. — 2-е изд., — М.: Издательско — торговая корпорация «Дашков и К», 2003. — 340с.

10.  Ковалев С.В. Психология современной семьи. — М.: Просвещение, 1988.- 208 с.

11.  Л.Е.Никитина. Социальный ᴨедагог в школе. — М.: Академический Проект. 2003. — 112с.

12.  М. Юровицкая. Социальная адаптация больных детей. — М.: Просвещение. 1998. — 56с.

13.  Н.Володина. Реабилитация тех, кто не «вписался в стандарт». — М.: Просвещение. 1997. — 115с.

14.  Психолого-ᴨедагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями / под ред. С.А.Беличевой. — М.: Педагогика, 1998. — 210 с

15.  Ю.В.Василькова. Методика и опыт работы социального ᴨедагога: учеб.

пособие для студ. высш. ᴨед. учеб. заведений. — М., Издательский центр «Академия», 2001. — 160с.

16.   Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная работа с инвалидами./ Е.Р.Ярская-

17.  Смирнова, Э.К. Наберушкина — СПб.: Питер, 2004. — 316 с.

Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. — 368с.

18.  Вихорев Д.И. Проблемы обучения и адаптации детей инвалидов в России

// Высшее образование инвалидов. Материалы  Международной научно —

практической конференции. — СПб.: Питер, 2000. — 360 с.

19.  Социальная работа / Под общ. Редакцией В.И. Курбатова. — Ростов- на — Дону: Феникс, 1999. — 576 с.

20.  Ярская — Смирнова Е.Р. Социальное конструирование инвалидности // Социологические исследования. — М.: ИНИОН РАН, 1997. № 1. С. 83-90.

21.   Ярская — Смирнова Е.Р. Когда в семье ребенок инвалид // Социологические исследования. — М.: ИНИОН РАН, 1997. № 4. С. 3-9.

22.  Ярская — Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности // социологические исследования. — М.: ИНИОН РАН, 1998. № 2. С. 8-10.

23.   Гришина Л.П. Актуальные проблемы инвалидности в Российской Федерации. — М.: Академический проект, 1995. — 203 с.

24.   Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга родителей. — М.: Педагогика — Пресс, 1993. — 208 с.

25.  С. Романовская. Использование игры в социальной реабилитации детей с              ограниченными возможностями. — СПб.: Питер, 2002. — 230 с.

26.  Выготский, Л. С. Основы дефектологии. Специальная литература. – СПб.: Издательство «Лань», 2003. – 656 с.

         

 

 

 

 

 

 

 

×
×

Статьи
«Новый порядок
аттестации» для учителей
и воспитателей

Подпишитесь на нашего бота в
Telegram, чтобы забрать статьи

Получить статьи