Автор: шакирова марина владимировна
Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Необходимо играть с детьми, используя для этого любой подходящий момент. Игра позволяет сменить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач: «придумай», «запомни», «найди» и т.д., конечно основная цель занятий – правильное произнесение звука — должна сохраняться на протяжении всей игры.
Я часто сталкиваюсь с необходимостью разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Для детей логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво, и они быстро утомляются. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения. Слова «надо», «обязательно», «ты должен», «давай заниматься» обычно вызывают у ребенка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить. Замените их на «давай поиграем». Очень важно, чтобы ребенку захотелось заниматься с вами, а это бывает тогда, когда занятия отвечают его интересам, увлечениям.
Сейчас так популярны интерактивные игры, использующиеся повсеместно. Но я считаю, что они никогда не заменят игр на формирование мелкой моторики. Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Связь мелкой моторики и речи неоднократно указывалась в трудах Кольцовой М.М.[4], Крупeнчук O.И [5].
Коррекционно-логопедическая работа по развитию мелкой моторики включает в себя следующие задачи: формирование правильного произношения звуков родного языка, развитие фонематического восприятия,
развитие зрительно-пространственной координации, развитие зрительно-моторной координации, пробуждение в ребенке желания самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения, повысить познавательную активность и работоспособность детей, активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, цветовая ориентировка, развитие тонкой моторики рук.
Учитывая специфику работы с детьми с ОВЗ, данные задачи реализовывались мною на индивидуальных и подгрупповых занятиях в игровой форме.
Для детей были подобраны игры, направленные на автоматизацию звуков и одновременное развитие мелкой моторики, при этом использовался такой материал, как
1. Бусины
«Цепочка слов» ребёнок надевает бусины, проговаривая слоговые ряды, слова, предложения с автоматизируемым звуком.
«Бегущие шарики» во время произнесения речевого материала, дети перекатывают шарики по цветной проволоке.
«Найди нужный цвет» брать только те цвета, в названии которых слышится звук Р.
2. Мозаика
«Цветы на поляне», « Цветные Дорожки», «Собери узор, как на картинке», «Продолжи узор или ряд». Ребёнок должен правильно сказать звук (слог, слово, словосочетание, предложение), чтобы заработать деталь и собрать нужный узор.
3. 3-д конструктор
«Космическая ракета», «Чудо-постройка». Выкладываем дорожки или собираем фигуры, можно чередовать по цвету или форме с одновременным проговариванием слогов, слов, предложений на автоматизируемый звук.
4. Конструктор бамчес
«Разноцветная змейка», «Забавный зверь», «Собирай змейку». Отбираем картинки с заданным звуком, проговариваем их, собираем задуманное.
5. Счетные палочки
«Теремок», выкладываем домик, проговаривая нужные слова с определённым звуком. « Собери самолет» -на заготовленный рисунок самолета накладываем счётные палочки ,либо собираем самолет самостоятельно (можно любую фигуру), одновременно повторяем речевой материал на автоматизируемый звук.
6. Фасоль
«Помоги пирату Родиону добраться до берега» (Закрепляем звук Р), «Ромашки для Наташки» (Звук Ш). Заполняем игровое поле фасолинами и проговариваем слова, слоги или предложения.
«Поросенок и утенок собирают подарки» -дифференциация звуков, заполняй игровое поле фасолью и раскладывай картинки со сходными по звучанию звуками (например, Ч-Щ).
«Придумай предложение». Составляем предложение, в котором будет как можно больше слов со звуком Р. Начинаем с предложения из двух слов, затем добавляем в него другие слова со звуком Р, в зависимости от количества фасоли.
7. Пуговицы»
«Наряди елку», «Что за подарок?». Закрываем пуговицами недостающие детали ёлки, либо отбираем картинки с заданным звуком и проговариваем речевой материал. «Ёжик собирается на прогулку», «Божья коровка потеряла пятнышки», на фигурках из фетра застёгиваем пуговицы и повторяем слова со звуком С или З.
8. Прищепки
«Колючки для ежа», «Выросла репка». Проговариваем закрепляемый звук и надеваем (снимаем) прищепки на разнообразные фигурки из картона или фетра.
9. Камешки марболс.
« Поиграем в футбол с Тигрой». Проговариваем слово со звуком (Р), либо другим автоматизируемым звуком и закрываем игровое поле камешком.
При дифференциации звуков закрываем слова с похожими звуками разными цветами. Например, слова со звуком с-закрой синим камешком, а слова со звуком з-зеленым.
«Посчитай- ка». Произнеси слоги и положи столько камешков зеленого цвета, сколько указано на цифре. Например, произнеси 3раза слог Са и положи 3 зелёных камешка.
«Лабиринт». Проходим лабиринт, состоящий из слов с закрепляемым звуком, и закрываем их камешком.
Игровое задание на развитие фонематического восприятия. «Положи синий камешек на картинки, в которых услышишь ЛА. Положи красный камешек на картинки, в которых услышишь ЛУ. Положи зеленый камешек на картинки, в которых услышишь ЛО»
«Кнопочки», ведем пальчиком, нажимаем на пуговицу или деталь конструктора в том случае ,если в названии картинки есть требуемый звук.
10. Крышки
«Разноцветные дорожки». Положи столько крышек зеленого цвета, сколько на цифре. Например, произнеси 4 раза слог ЗА и положи 4зелёных крышки.
«Найди меня» закрываем крышкой слово, в котором слышен заданный звук и за тем произносим его.
«Бегающий мячик» Проходим лабиринт или звуковую дорожку, пальчиком перемещая мячик по лабиринту (Рычим-рррр, шипим-шшш, свистим-ссс)
11. Су -джок шарик
«Примерь колечко». Ребёнок прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.
12. Морская галька
«Помоги Мишке добраться до Маши». Закрываем камешком пустые места на игровом поле и выполняем речевое задание. «Четвертый лишний» Закрыть неподходящую картинку, объяснить свой выбор (по наличию или отсутствию предлагаемого звука).
Представленный материал прост и одновременно полезен в работе, может быть в арсенале не только у логопедов, но и у каждой мамы, воспитателей и других лиц, занимающихся речевым развитием ребёнка. Всегда является актуальным и может использоваться практически в любом возрасте. Кроме того, результаты работы показали положительную динамику процесса автоматизации, дифференциации звуков и формирования связной речи. Интерес к логопедическим занятиям повышается так же, как и желание ребёнка говорить правильно, контролировать свои действия.
Список литературы:
1. Н.В Нищева. Блокнот логопеда. Секреты развития мелкой моторики.- СПб: Детство -Пресс 2017.-48с
2. Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. — М.: «ГНОМ и Д», 2009.
3. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. — СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС». (Серия «Кабинет логопеда»). 2013.
4. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М.: Просвещение, 1973. – 228с
5. Крупeнчук O.И. Систeмa рaбoты пo рaзвитию мeлкoй мoтoрики у дeтeй с рeчeвoй пaтoлoгиeй. — М.: Литера, 2008. — 218
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:8.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:107%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-language:EN-US;}