Автор: Полякова Юлия Владимировна
«Такое несложное сольфеджио»
Хоровая студия мальчиков и юношей ГБУ ДО ЦВРДМ Калининского района «Академический» была основана 6 августа 1992 года. Её основателем и бессменным руководителем является Вадим Пчёлкин.
Структура нашей студии мало чем отличается от остальных- это обучение по ступеням: подготовительная, младшая, средняя и концертный хор. Основными предметами являются хор и хоровое сольфеджио (фортепиано и вокал по желанию).
Нужно отметить, что для нас хоровое сольфеджио – это синтез теоретической базы сольфеджио с практическими навыками хорового пения. Хоровое сольфеджио в нашей студии- это и отдельный предмет, который вводится на ступени старший подготовительный хор, где занимаются дети с 6 лет один раз в неделю. А, так же, обязательный раздел хоровых занятий, на который отводится 20-30 мин., и где закрепляется материал основного курса сольфеджио. Педагоги хора и сольфеджио тесно сотрудничают и занимаются по единой методике и единому тематическому плану (что очень важно на начальном этапе).
Суть хорового сольфеджио заключается в том, что на занятиях используется много интонационно-слуховых упражнений, на которых закладывается основа чтения с листа и основа ладового слуха и обязательно обращается внимание на правильное дыхание и звукообразование. Важно отметить, что на занятиях мы придерживаемся принципа монотональности (т.е. работаем в одной тональности).
Из 400 мальчиков, обучающихся в нашей студии, только 50 занимаются на ф-но и, как вы понимаете, на занятиях сольфеджио у нас практически нет привязки к клавиатуре, вся работа строится на использовании нотного стана.
Чтение с листа – один из главных разделов на занятиях сольфеджио в нашей студии, потому что, начиная со второго полугодия в младшем хоре учащиеся знакомятся с партитурами: сначала это небольшие двухголосные произведения, затем в среднем хоре — развёрнутое двухголосие и трёхголосие. А в концертном хоре мальчики за год выучивают от 30 до 40 многоголосных произведений. Разучить такой объём материала с голоса не возможно.
Нужно отметить, что особенностью нашей методики является опора на мелодические модели. То есть мы рассматриваем мелодию как некую мозаику, которая состоит из пазлов — мелодических моделей. На подготовительном этапе используются 4 модели: движение мелодии по гамме вверх и вниз, и движение мелодии по звукам тонического трезвучия вверх и вниз. В первом классе добавляются: ломаное и развёрнутое трезвучие, разрешения и опевания. Мы целенаправленно уделяем много внимания этому и учим детей слышать модели, видеть их в нотных примерах и, главное, интонировать их (это можно сравнить с отработкой пассажей у инструменталистов или у спортсменов когда оттачивается какое-либо движение). Вот так и мы планомерно, из занятия в занятие, вырабатываем у детей способность интонирования той или иной модели. Полученные навыки очень помогают при чтении с листа. Поскольку мы работаем с мальчиками, то нам приходится быть изобретательными, чтобы процесс обучения был ярким и живым, мы прибегаем к использованию не стандартных наглядных методических пособий: конструктор, карточки, разноцветные магниты, футбольный мяч и т.д.
Для удобства работы на занятиях, весь накопленный опыт мы систематизировали и в 2017 году издательством «Композитор» был выпущен учебник с поурочными планами и методическими рекомендациями «Сольфеджио. 1-й год обучения». В 2020 году нами был составлен «пилотный» вариант учебника 2-го класса, сейчас его тестируем и будем готовить к печати.
В нашей Хоровой студии сольфеджио стало одним из любимейших предметов! Думаю, что это напрямую связано с 2-мя основными факторами:
1. Разработанный чёткий алгоритм начального этапа обучения нотной грамоте, и мы признаём за начальным этапом ведущую роль. Этот алгоритм обязательно повторяется из года в год, и его невозможно нарушить.
2. Во- вторых, в нашей работе мы чётко придерживаемся определённых принципов, которые также не нарушаем.
Наши основные принципы в работе таковы:
· Мы никогда не перегружаем детей сухой теорией и большим количеством информации!
Для нас сольфеджио – прежде всего пение.
Выбирая между теорией и практикой мы отдаём предпочтение практике.
· Мы не заучиваем бездумно правила, не задаём домашних заданий, не просим родителей подключаться к процессу обучения!
· Мы всё делаем сами, только на занятии. Объясняем материал очень доступно и движемся небольшими шагами.
· Творческие задания являются неотъемлемой, органической частью учебного процесса, поскольку «любая тема, пропущенная через собственное творчество детей, усваивается гораздо быстрее и прочнее».
· Мы абсолютно уверены, что в процессе получения знаний интересно то, что понятно!
Алгоритм освоения нотной грамоты
1.Знакомство с нотами мы начинаем не с ноты ДО, а с нот СОЛЬ и ЛЯ первой октавы, что обусловлено тесситурным удобством при пении, и позволяет нам сразу же выстраивать звуковысотное соотношение нот относительно друг друга, вводя понятия – ВЫШЕ – НИЖЕ. Кроме того, начиная обучение с нот СОЛЬ и ЛЯ, мы лишаем детей вредной привычки каждый раз отсчитывать ноты от ноты «ДО».
Мы работаем, совмещая изучение нот на нотном стане и параллельно, используя методику Г.Струве, с показом «по руке».
Таким образом, объединяется одновременно зрительный образ на нотном стане и тактильные ощущения, что ускоряет процесс изучения нотной грамоты.
2. Затем, постепенно добавляя по одной ноте, мы осваиваем два тетрахорда До мажора. Сначала – изучаем ноты верхнего тетрахорда, затем – нижнего. После чего объединяем эти тетрахорды в гамму.
Освоение нот обязательно происходит на примере песенок-попевок, которые близки и понятны детям. Это очень удобно для выработки точного интонирования звуковысотного соотношения нот.
Например, в верхнем тетрахорде:
СОЛЬ – «Андрей – Воробей», «Сидит ворон на дубу»;
СОЛЬ, ЛЯ – «Уж как шла лиса», «Дин – Дон»;
СОЛЬ, ЛЯ, СИ – «У кота — воркота»; «Бегал зайка по болоту»;
СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО – «Василёк», «Белка» и т.д.
В течение первого года обучения дети знакомятся только с 4-мя гаммами: До, Фа, Соль, Ре мажор.
В третьей четверти вводим транспонирование на секунду вверх и вниз (ДО-РЕ; ФА-СОЛЬ).
3. Параллельно осваиваются простые ритмические фигуры – четверти и восьмые в двухдольном размере.
На начальном этапе знакомства с ритмическими фигурами мы используем хорошо всем известные ритмослоги: длинный слог — ТА (демонстрирующий протяжённость четвертной длительности) и короткие слоги — ти-ти (протяжённость восьмых).
Слоги могли бы быть любыми (Ма, ми-ми; Лю, ли-ли и т. п). Они — наши помощники и необходимы нам только, чтобы понять, насколько долго необходимо протянуть ноту. Мы, как бы наполняем каждый ритмический рисунок звуком.
Но, как только ребёнок поймёт ритмическую формулу, мы сразу же отказываемся от ритмослогов и применяем в работе только «официальные» названия ритмических фигур – Четверти и Восьмые. С применением ритмослогов советую не затягивать, чтобы в дальнейшем дети не называли четверти – ТА и т.д. и не произошла замена правильных названий длительностей ритмослогами.
Мы целенаправленно избегаем на первом году обучения разнообразия в ритмических группировках. Для нас важно выработать устойчивое закрепление простейшего ритмического рисунка и его распределения по метрическим долям такта (ПОСОБИЕ).
Каждая пройденная нота и каждый ритмический рисунок отрабатываются нами многократно.
4. В построении каждого занятия мы в основном следуем повторяющейся схеме:
— монотональность – работа в одной тональности;
— работаем на нотном стане, по руке и подключаем пение ступенями по лесенке;
— обязательно даются вокально – интонационные упражнения на определённые мелодические модели;
— чтение с листа;
— специальные проверочные задания в конце каждого занятия.
Мониторинг освоения полученных знаний проводится в виде тестирования раз в два месяца, зачёта в конце каждой темы и годового экзамена.
5. Конечно же одним из главных факторов успешного освоения такой сложной дисциплины как сольфеджио является владение педагогом разнообразными формами ведения занятия и использование различных методик освоения теоретического материала.
На занятии идёт отработка интонирования нот соль, ля, си, до и ритма – четверть и две восьмые.
Обратите, пожалуйста, внимание на принцип подачи материала (исходит из наших принципов):
· Все ответы дети находят сами! Все объяснения сведены к минимуму!
· Идёт быстрая смена заданий и отсюда — быстрая динамика урока.
· Также обратите внимание как «замаскировано» многократное повторение одного и того же материала (очень незаметно для детей!) и сколько увлекательных форм работы может быть применено к каждой строчке задания. Педагогу необходимо лишь подключить фантазию.
На занятиях хора продолжается интонационная работа над нотами верхнего тетрахорда в игровой форме мы используем игры: «музыкальное эхо» и «живые ноты».
Для детей очень важно понимать – для чего они получили информацию, как можно её применить и связать музыку с жизнью.
В следующем фрагменте представлен пример практического применение полученной информации, ИМПРОВИЗАЦИИ И ТВОРЧЕСТВА. Не все дети обладают яркими музыкальными способностями, однако в творческий процесс вовлечены все без исключения, независимо от уровня способностей.
Для того, чтобы процесс импровизации оказался свободным и лёгким, необходимо создать в классе обстановку непринуждённости. Педагог своей эмоциональностью, артистизмом должен вызвать доверительный отклик в детях, тогда в работе появятся заинтересованность, восприимчивость, творческая активность. Учащийся должен почувствовать, что у него всё получится, он не должен ощущать страха перед неуспехом. Если ребёнок испытывает радость от музицирования, уверенно себя чувствует в этой среде, то процесс обучения становится лёгким и результативным.
Именно этот принцип оказывается своего рода антиподом формалистической подаче программного материала.
У нас одним из начальных этапов сочинительства является сочинение мелодии на двух-трёх ступенях на стихи, в результате чего получается множество вариантов, которые пропеваются вместе с педагогом. Проанализировав первые опыты самостоятельного сочинения, мы знакомим детей с элементарными правилами композиции, которые необходимо соблюдать при сочинении мелодий: минимум средств — максимум выразительности; единство ритма; единство интонации; повторность музыкальных построений и т. д.
Мы используем творческое задание — сочинение мелодии, где одновременно вновь в форме игры незаметно закрепляются интонационные и ритмические навыки.
Идёт отработка точного интонирования верхнего тетрахорда До мажора на песенке «Василёк», и работа с нотным материалом, где решается задача умения видеть всю представленную информацию одновременно, в комплексе (мы вновь не просто механически пропеваем номер, а активизируем у детей мыслительную деятельность).
На занятиях хора продолжается работа над песней «Василёк», но с использованием других форм: пение нотами, в унисон, каноном.
Две формы работы:1) варианты работы над ритмом и повторение пройденных песенок. 2) в процессе повторения одной из песенок идёт подготовка к написанию диктанта (также момент импровизации и творчества).
В программу младшего хора входит обязательный раздел «Двухголосие», а как сделать работу над многоголосием увлекательной и не скучной, используя соревновательный принцип («дуэль» — исполнение песни дуэтами).
Ещё один пример работы над ритмом в игровой форме «Испорченный телефон».
Лучшим подтверждением успешности нашей методики может служить вариант импровизации в старших классах сольфеджио.
Одним из примеров выполнения такого творческого задания стала совместная работа учащихся концертного хора, направленная на успешное усвоение темы «Танцевальные жанры» у подростков, у которых уже начинается период мутации.
За основу была взята тема из «Allegretto» С-dur Моцарта и оригинально представили её в нескольких жанрах танцевальной музыки – полонезе, мазурке и польке. В работе над вариациями обучающиеся использовали образно – эмоциональную характеристику каждого танца и характерные для этого танца ритмоформулы.
Кроме того, при сочинении вариаций делался акцент на применение теоретических знаний, полученных на занятиях сольфеджио (в частности – ладов народной музыки). Благодаря всему этому из одной выразительной фразы у нас выросло несколько ярких вариаций. В результате получилось запоминающееся выступление, которое запомнится детям лучше любой лекции, объясняющей теоретический материал. Дети очень органичны в любых импровизационных моментах. Для них импровизация – привычное состояние и удовольствие.
Это, безусловно, итог базовых знаний, заложенных на начальном этапе обучения, к которым поэтапно, из года в год, добавлялись новые теоретические знания, освоение многоголосия и даже такое, модное на сегодняшний день, направление, как Body Perqussion, которое в нашей студии на занятиях сольфеджио впервые применила наш педагог Садовникова Татьяна Александровна.
В заключении хочется сказать, что наша задача – научить думать, наша цель – воспитать активных, самостоятельных, мыслящих детей. Помните, что «Научить нельзя – научиться можно».