Автор: Валентина Владимировна Екимова
Методика работа по картине с неслышащими школьниками на уроках развития речи.
В школе глухих широко практикуются сочинения по картине и относятся к традиционным видам работы. Данный вид работы служит обогащению речи учащихся, развитию их мыслей и чувств. Описание картины помогает учащимся увеличить словарь и уточнить значение используемых ими слов. Кроме того, в процессе выполнения этого вида работы дети овладевают навыком правильного построения предложений.
Методика работы по открытой картине сводится к следующему:
1. Молчаливое рассматривание картины.
2.Разбор содержания картины по вопросам.
3.Составление устного рассказа (с планом или без него).
4.Самостоятельное письмо сочинения учащимися.
Чтобы работа протекала успешно, я предварительно намечаю план, словарь, вопросы, а также примерное содержание рассказа по картине, в данном случае по картине В.М.Васнецова «Алёнушка». Намечая план работы над любой картиной, тщательно готовлюсь к беседе, продумываю те вопросы, которые я и учащиеся будут задавать друг другу. Характер вопросов в этом случае определяется целью урока. К данному уроку мною были поставлены цели: в процессе анализа пробудить способность выразить словом не только сюжет, но и мирское содержание, которое скрыто во всей художественной структуре; научить читать картину, осмысливать её содержание, выбирать точные слова для её описания, для реализации идеи. Урок начинаю с подготовительной работы. Предлагаю учащимся молча рассмотреть картину «Алёнушка». Затем вспомнили краткое содержание сказки «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке», после чего сделали вывод, что эта картина не иллюстрация к сказке. Васнецов создал не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девочки.
К уроку большой речевой материал даю на таблицах, на доске.
После чего начинаю работу над микротемами. Перед учащимися ставлю задачу – собрать рабочий материал, записывая его в тетрадях.
Наиболее универсальным средством выяснения степени понимания содержания картины являются вопросы. При формировании вопросов учитываю возможности учащихся, в частности имеющийся словарный запас и уровень овладения грамматическими категориями в теоретическом и практическом планах.
Конкретно по картине Васнецова «Алёнушка» использовала следующие типы вопросов:
· Вопросы, помогающие выяснить понимание содержания картины: (Что называется композицией? Идёт работа со «Словарём русского языка» С.И. Ожегова)
· Как построена картина? ( в центре полотна лицом к зрителям изображена Алёнушка – выяснили с ребятами, что это первая микротема и далее работаем над данной микротемой).
— Что художник особенно выделил во внешности девушки?
· Вопросы, облегчающие установление причинно – следственных связей.
— Зачем пришла Алёнушка к озеру?
— Почему она такая грустная?
· Вопросы, помогающие рассуждать, обосновывать и делать умозаключения?
— Почему ты так думаешь, что у Алёнушки большое горе?
— Докажи, что Алёнушка сирота?
· Вопросы, помогающие выявить личное отношение учащихся к изображённым героям на картине?
— Какие чувства и мысли вызывает у тебя Алёнушка?
— Что тебе особенно понравилось в картине и почему?
После выяснения содержания первой микротемы предлагаю составить рассказ сильному ученику, а затем и слабоуспевающему.
Так провожу работу над содержанием каждой микротемы, чтобы получился связный рассказ по картине.
На протяжении всего урока веду работу и со слабоуспевающими учащимися. С помощью речевого материала на таблицах и на доске составляется сжатый рассказ, таким образом учащиеся готовятся к предстоящим государственным экзаменам.
Для того, чтобы актуализировать знания учащихся и сделать восприятие картины развивающим, добиваюсь от них дифференцированного и доказательного ответа с помощью вопросов:
· Кто скажет по-другому?
· Кто скажет иначе?
· Кто скажет это предложение другими словами?
· Кто добавит?
· Кто исправит ошибки в ответе товарища?
Все ответы имеют большую целевую направленность.
После выяснения содержания картины составляем коллективно план описания, на доске записываются варианты, предлагаемые учащимися. Затем по составленному плану они составляют рассказ – описание картины.
Обучение учащихся словесной речи и сочинению по картине остаётся одной из наиболее острых и актуальных проблем, т.к. отмечаются недостатки в лексике учащихся, отсутствие в их сочинениях связи между частями, логической завершённости, последовательности, часто работы носят стереотипный характер.
Особое внимание надо обращать на особенности и основные ошибки связной речи:
· в раскрытии темы и основной мысли высказывания: частое отсутствие или неполнота раскрытия отдельных микротем, следовательно, неполное раскрытие темы и основной мысли рассказа:
· в составлении плана и построении высказывания в соответствии с ним: нарушение логики (пропуски в изложении событий, нарушение последовательности событий, ошибки в установлении причинно-следственных связей), недостаточное умение выделять на картине существенные компоненты, заранее планировать высказывание;
· в выражении своих мыслей: использование своеобразных конструкций, наличие большого наличия речевых и грамматических ошибок;
· полное отсутствие самопроверки и самоконтроля, за исключением слабослышащих детей.
В самостоятельной работе: низкое качество большинства работ, наличие индивидуальных и групповых различий в степени самостоятельности их выполнения.
В конце своего выступления хочется зачитать выдержки из сочинений учащихся.
1. На сером камне около глубокого глухого омута сидит одинокая Алёнушка. Старая вылинившая одежда, босые ноги говорят о том, что она бедная. Каштановые волосы рассыпались по плечам. Призадумалась о чём-то Алёнушка. Она судорожно обхватила колени, согнулась над неподвижной холодной водой лесного омута. Большое горе обрушилось на Алёнушку.
2. На камне у озера сидит Алёнушка. У неё худые руки, сидит босиком. Одежда бедная: рваный сарафан, рваная кофта. Каштановые волосы распустились по плечам. Голова опущена. Алёнушка грустная. У неё горе.
Из сочинения слабоуспевающего учащегося видно, что в основном пользовался тем материалом, который был предложен мною на таблицах.