Автор: Беломыльцева Любовь Викторовна
Воспитательный потенциал урока химии
В последнее время, по мнению большинства школьников, образование стало занятием, не сулящим сиюминутной выгоды, но требующим значительного умственного напряжения. Школьники перегружены огромным потоком информации: большим количеством терминов, формул, определений. Для учителей – химиков эта проблема особенно актуальна, так как химия — далеко не простая наука. А ведь урок – это не только передача перечисленной информации, это еще и воспитательный процесс.
Проблема воспитания занимает важное место в вопросах образования. И школа имеет к этой проблеме непосредственное отношение, поскольку является одним из социальных институтов нашего общества. При этом вопрос воспитания в школе затрагивает не только аспект духовного развития личности, но и также различные этические и мировоззренческие компоненты детского воспитания. В настоящее время проблема воспитания становится наиболее актуальной, поскольку с изменениями в обществе меняется также институт семьи, а, следовательно, и распределение ролей в данной ячейке общества. Многие родители не всегда могут оказать достаточное внимание воспитанию своих детей по разным причинам (в основном, конечно, касающимся работы родителей). Следовательно, роль воспитателя смещается в сторону школы, учителя (хотя мы крайне не согласны со сложившейся ситуацией). В итоге родители предъявляют требования к учителю в большей мере как к педагогу. Помимо того, что учитель дает детям знания, он также должен создавать комфортную для детей ситуацию в классе, затрагивать вопросы более общие, чем его конкретный предмет, тем самым расширяя кругозор ребенка, а также помогая ему социализироваться и усвоить определенные ценности, принятые в обществе.
Возможно, большинство людей считает, что воспитание учащегося осуществляется только в рамках гуманитарных и прикладных предметах, таких как литература, история, обществознание или технология. Однако мы не можем с этим согласиться, поскольку взаимодействие между учителем и учеником, общение самих учеников, а также формирование общего мировоззрения происходит не только на уроках вышеупомянутых предметов, но на занятиях по каждой дисциплине. И химия также входит в этот список.
Химия как школьный предмет отличается спецификой, разнообразием материала, а, следовательно, и многообразием методов и способов обучения, которые может реализовывать учитель химии на своих уроках.
Перед каждым человеком встает вопрос о смысле того, что он делает. Когда польза, результат видны сразу, можно гордиться плодами своего труда: печник сложил печь, пекарь испек хлеб. А труд учителя? Зерна, посеянные нами, порою всходят лишь многие годы спустя. И для нас важно, прежде всего, развивать и совершенствовать личность, а не просто передавать знания. Процесс это сложный и длительный. Почему? Во-первых, роль семьи и авторитет родителей (любых) в воспитании детей, плюс наследственность, безусловно, играют первостепенную роль. Что не всегда соответствует нравственно-этическим нормам. Во-вторых, условия жизни накладывают свой отпечаток (как позитивный, так и негативный) на формирование учащихся. Поэтому, что говорит и требует учитель не всегда правильно. с пониманием воспринимается детьми. Хотя, как показывает жизнь, со временем, большинство выпускников добрым словом вспоминают школу, благодарят учителей.
-Как произойдет первое знакомство учащихся с удивительным миром химии?- об этом задумываются не только начинающие, но и опытные учителя. Каждый раз хочется придумать что-то новое, особенное, ведь первое впечатление во многом определяет последующее отношение учащихся к предмету. На первом уроке в 8 классе говорю: «Знакомьтесь, химия- добрая волшебница!» Почему ее так называют? Выслушав мнения ребят, обобщаю: она позволяет человеку добывать металлы из руд, извлекать из природного сырья вещества одно чудесней и удивительней другого, рождает сотни и тысячи веществ не встречающихся в природе, с важными и полезными свойствами. Она превращает нефть в каучук, бензин; газ — в ткань, уголь в духи, красители и лекарства. Перечень добрых дел, которые творит химия неисчерпаем. Химия нас кормит, одевает, обувает и лечит; предоставляет блага, без которых немыслима наша жизнь.
Каждый человек, сам того не подозревая, ежедневно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: намыливая руки, зажигая спички и газ, приготавливая пищу. Да и сам человеческий организм — большая химическая лаборатория, в которой происходит множество химических реакций. Позже, чтобы ответить на вопрос: зачем нужно изучать химию?, рассматриваем и раскрываем ее значение в промышленности, сельском хозяйстве, освоении космоса, медицине. Знакомимся с профессиями, требующими знаний химии.
Часто можно слышать: химия загубила, отравила. Объясняю, химия- наука, поэтому не может быть плохой или хорошей. Губит , портит и отравляет не наука, а человек. Выход? Использование экологически чистых технологий, без нарушений правил эксплуатации, соблюдение техники безопасности, замкнутых циклов. Замена ТЭЦ на альтернативные источники.
Древнегреческий мыслитель Аристотель писал: «Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад чем вперед». Воспитание экологической культуры без химических знаний невозможно. Именно поэтому на уроках химии мы говорим об источниках кислотных дождей, их влиянии на природу, на объекты, созданные человеком. в старших классах обязательно рассматриваем проблемы утилизации бытового, строительного мусора, т.к. эти знания жизненно важны.
Изучая состав, строение и свойства отдельных веществ, обязательно говорим об их (+) и (-) биологическом значении.
В чем вред курения? В состав табачного дыма входят различные вещества. 9 класс тема «Углерод и его соединения». Аморфный углерод (С) — сажа, его концентрация в табачном дыме 1,5 г/м3 , засоряет дыхательные пути, бронхи, вызывает хронический кашель, бронхит. Угарный газ-СО блокирует гемоглобин крови, приводит к кислородному голоданию, ведет к ухудшению самочувствия, памяти, повышает утомляемость. Каково же бывает удивление ребят, когда они узнают, что в табачном дыме содержится аммиак- NH3. 9кл. тема: «Аммиак», синильная кислота. уксусная кислота, бензоапирен (ароматический углеводрод) -10кл. вызывает раковые заболевания полости рта, легких, ЖКТ, мочеполовой системы. Другими канцерогенами являются тяжелые металлы: кадмий, никель, свинец, хром, полоний и др. , табачные растения их накапливают. (журнал «Химия в школе»,№6.1987г.). 10 класс тема «Спирты» обязательно говорю о вреде алкоголя. В пример — опыт: в 2-х стаканах с мокрой ватой на дно поместили зерна пшеницы. В один добавили 20 капель водки. Определите, в каком стакане не бы-ло водки и почему? Ребята делают правильные выводы: алкоголь-яд для каждой живой клетки. Дополнительные сведения, что смертельная доза алкоголя для человека 7г на 1кг веса. Афоризмы: «Он ее пил на здоровье, она пила его здоровье.» (Ц. Недялкин). «Спирт и опиум-близнецы ада и гибели». (Э. По). (Химия в школе №5,1991г.)
Из высказываний школьников, не желающих учиться: -я не такой заядлый химик как Иванов Петя; -мне химия не нужна; это так трудно и пр. Для того, чтобы помочь детям учиться, для разнообразия, интереса и снижения напряжения, использую худ. литературу. Поэзия-могучий катализатор учебно-воспитательного процесса. Подбираю из литературы. 8кл. стихи об индикаторах:
«Попасть в кислоту-есть ли горше удача?
Но он перетерпит без вздохов, без плача.
Зато в щелочах у фенолфталеина
Начнется не жизнь. а сплошная малина!» Или
«Пускай дожди весенние мне навевают грусть,
Таблицу Менделеева я знаю наизусть.»
Использую задания найди ошибки в рассуждениях незадачливого химика. 9кл. после изучения неметаллов и металлов, предлагаю это задание: «Ну, и врачи пошли теперь, ничего не понимают! Бабушка наша приболела, пошла в поликлинику. А там ей прописали: пить бром, есть железо и прогреваться кварцем. Пить бром — это явное самоубийство! Есть железо — не старушечьи зубы надо. Хорошо, что хоть насчет кварца понятно: это значит лежать на пляже. на горячем песке… Все-таки плохо их там учат, в мединститутах!»
Небольшие творческие задания выполняют учащиеся: стихотворения (Химия. Золото). Сказки: три гидроксида; приключения братьев — щелочных металлов.
Я сторонница того, чтобы на уроках присутствовали юмор, шутка в разумных пределах. Разнообразие форм, методов, наглядность, химический эксперимент позволяют повысить эффективность обучения и воспитания. Однако, без дисциплины, усидчивости, трудолюбия успехов не будет. Как говорят сами ребята: неинтересно то, что трудно и непонятно. А чтобы было легко, просто и ясно, необходимо работать на уроке и дома. Не зря гласит народная мудрость: «Без труда — не вынешь рыбку из пруда. Терпение и труд — все перетрут. Повторение — мать учения. Тяжело в учении — легко в бою.»
Воспитание патриотизма и чувства гордости за российскую науку происходит на протяжении изучения всего курса химии в школе. Так в восьмом классе изучая тему «Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения» мы говорим о М. В. Ломоносове, как о выдающемся российском ученом. Учащиеся готовят сообщения о жизни и деятельности М. В. Ломоносова, что расширяет их кругозор, позволяет осознать масштабность открытия и его значимость. Изучая открытие периодического закона в восьмом, и одиннадцатом классах мы говорим о Д. И. Менделееве, в десятом классе о А. М. Бутлерове который предложил свою теорию строения органических соединений. Изучая темы электролитическая диссоциация, растворы, учащиеся узнают о русских ученых химиках И. А. Каблукове и В. А. Кистяковском. В изучении органической химии узнают, что Н. Н. Зинин впервые синтезировал анилин, заложив основы производства синтетических красителей, душистых веществ, лекарственных средств. Готовя доклады и сообщения, изучая информацию, учащиеся не просто открывают для себя новые знания, у них формируется чувство гордости за российских ученых, российскую науку. Таким образом, в этом всем заложен не только обучающий, но и воспитательный потенциал предмета.
В работе следую принципу А.С. Макаренко: сочетание требовательности и уважения к воспитанникам.
Как говорят: «Театр начинается с вешалки», так и успех учебно-воспитательного процесса обеспечивается многими факторами. Считаю, что кроме тех, о которых сказано выше также важны: оснащенность (материально-техническая база) кабинета, знание предмета учителем, его человеческие качества, внешний вид; порядок и уют в кабинете. Все в комплексе позволяет повысить качество обучения и усилить его воспитательный потенциал.
Нужно понимать, что обучение и воспитание – это два разных процесса. Однако они очень тесно взаимосвязаны друг с другом. И любой школьный предмет должен включать в себя эти две составляющие. Химия как школьный предмет имеет большой обучающий и воспитательный потенциал, формируя органично развитую личность школьника.