Автор: Полина Валентиновна Борисова
Формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки в школе.
В развитии духовности ребенка важнейшим средством выступает искусство и особенно музыка. Раскрывая внутренний духовный мир человека, его эмоции, различные идеи, музыкальное искусство оказывает исключительное влияние на личность.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие:
— формируется эмоциональная сфера;
— совершенствуется образное мышление;
— ребенок становится восприимчивым к красоте в искусстве и в жизни.
В начальной школе происходит закладывание фундамента музыкальной культуры человека. Это выражается в том, что ребенка подготавливают к эмоционально-ценностному отношению к искусству и жизни, развивают у него адекватное музыкальное восприятие, способствуют накоплению им опыта музыкально-творческой деятельности.
Музыка – само воплощение жизни. Музыка – это «язык чувств». Она волнует, вызывает у детей определенные настроения и переживания. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одно из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли.
Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных возможностей. Она неразрывно связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
На уроках музыки дети учатся петь, слушать, двигаться. Но наряду с учебным трудом на уроке происходит и развитие души ребенка. Оно заключается в глубоком переживании детьми исполняемого произведения и требует напряжения душевных сил, причастности к жизненным проблемам, отраженном в музыкальном произведении, его эмоциональной и нравственной оценки. Через музыку как высокое искусство дети постигают такие вечные проблемы человеческого бытия, как счастье и несчастье, любовь и ненависть, война и мир, победа и поражение, красота и уродство и т.д.
Каждый человек, каждое поколение людей пытается решать их по — своему. Решает, и все же…в каждой жизни все начинается сначала.
В одной африканской колыбельной песне поется о том, как слониха, глядя на своего детеныша, видит его уже взрослым слоном и уверена, что он обязательно им будет, нужно только стать ловким, сильным и слушаться маму. Примерно об этом же думает и обезьяна, и тигрица… И только человеческая мать, с любовью глядя на своего ребенка, прижимая его к груди и мечтая о том, чтобы он рос Человеком, знает, что для этого мало быть ловким, сильным, хитрым и слушаться маму…
Колыбельная песня. Начало начал в воспитании Человека. Может быть, в том, что нашим детям мамы не поют колыбельных песен, и кроется одна из причин все возрастающей душевной глухоты нынешнего поколения? Думаю, что в этом есть доля истины. Любви надо учить и учиться…
С чего же необходимо начать это учение с первоклассниками? Пусть каждый подумает над этим вопросом сам, а мы… Мы с нашими ребятами на минутку закрываем глаза и пробуем представить себе мамино лицо, мамины глаза, и слушаем, какая музыка зазвучит внутри нас. Она, конечно, будет тихая, нежная, ласковая, добрая, красивая – как мама. И пусть это будет всего лишь несколько раз повторенная одна – единственная интонация, поначалу, может быть, без слов, но она сконцентрирует в себе все лучшее, что есть в душе ребенка. И прозвучать она может не только в голосе, но и в движении руки, в убаюкивающем покачивании корпуса. И каким бы голосочком, какую бы несуразицу ребенок не исполнил потом дома маме – это станет отражением того самого чуда рождения музыки из чувства любви и красоты, к которому он прикоснулся. Если ребенок даже просто сядет к маме на колени, обнимет ее и помолчит, не бойтесь молчаливо – ласкового ребенка! Ведь у него в душе, может быть, поют чувства, которые можно передать только ласково звучащей тишиной! Это и есть начало пути к созданию музыкального образа.
На одном из уроков появляется музыка Баха («Менуэт» ре минор). Учащимся предоставляется возможность прикоснуться к музыке величайшего композитора всех времен и народов. Нежная, светлая и печальная музыка «Менуэта» завораживает, и, может быть, именно после ее звучания дети начинают понимать, что музыку можно только тогда услышать, когда слушаешь по-настоящему — сердцем, душой…
Особая тема для бесед на уроках музыки – о Родине. В качестве музыкального материала подбираются тематические песни современных композиторов, народные песни, произведения русских классиков. Размышление о Родине начинается с песни «С чего начинается Родина?» Пробудить интерес к самой теме, создать определенный настрой помогают и стихи.
Дети очень любят читать стихи. Нежные, веселые, торжественные – они часто звучат на уроках. Поощряется и собственное детское поэтическое творчество, и очень часто замысел поэтических строк детям подсказывает музыка, звучащая на уроках. Достоинство стихов не в удачно найденных рифмах, а в красоте, задушевности, искренности. Как ценно, когда мысли детей идут от самого сердца, когда чувства настоящие…
Одна из основных задач предмета «Музыка»- увлечь музыкой, развить интерес и любовь к музыке, способность ценить ее красоту, вызвать музыкально-эстетический отклик на произведение, чувство сопереживания музыкальным образам, т.е. развивать эмоциональную сферу учащихся.
Основой накопления учащимися опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, воплощенного в музыке, является музыкальный материал. Различные пласты музыкальной культуры: фольклор, духовная музыка, классическое наследие и произведения современных композиторов- все это является основой становления музыкальной культуры младших школьников. В процессе исполнительской музыкальной деятельности каждому учащемуся дается возможность испытать радость от общения с музыкой, от индивидуального выражения себя творческой личностью. Воспринимающей музыку как искусство, обладающее особой эмоциональной силой.
Какова же конечная цель уроков музыки в общеобразовательной школе? В чем эта цель состоит?… Ввести (достаточно рано — упустишь время, потом не наверстаешь) детей в мир большой серьезной музыки, оказав, таким образом, благотворительное воздействие на формирование личности.
«Прекрасное пробуждает доброе».
Методическая литература:
1.Вендрова Т.Е., Пигарева И.В. — «Воспитание музыкой», М.»Просвещение»,1991
2.Алиев Ю.Б. «Эмоционально — ценностная деятельность школьников как
дидактическая основа их приобщения к искусству». Тула, 1997
3.Осеннева М.С., Безбородова Л.А. – «Методика музыкального воспитания
младших школьников». М.»АСАDЕМА», 2001
4.Начальная школа. — 2012 — №3