Автор: Никитина Оксана Сергеевна
Роль педагога-психолога в современной школе.
Никитина О.С., педагог-психолог
Перед тем как я вам расскажу о роли педагога психолога в современной школе я хотела бы провести с Вами небольшое упражнение. Возьмите лист бумаги, согните его пополам и держа в левой руке, оторвите правой рукой верхний правый угол, снова согните пополам и опять оторвите правый верхний угол, еще раз согните лист пополам и оторвите правый верхний угол. Разверните и покажите, что у Вас получилось. Есть ли два одинаковых листа? Результат этого упражнения показывает уникальность и неповторимость каждого человека. Что обязательно нужно учитывать в нашей образовательной деятельности.
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание общего образования и его образовательный результат. В связи с этим меняются не только содержание УМК, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам, но и представление о критериях мастерства учителя, целях и методах его работы. Изменения распространились и на содержание и способы оценки результата образования. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие обучающихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные, разработаные и основанные на научной психологии технологии их формирования и оценки. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств требует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.
Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения.
В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:
систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Основные направления деятельности:
Психологическая диагностика — выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:
-изучение обращения к психологу, поступающего от педагогов, родителей, обучающихся (определение проблемы, выбор метода исследования);
Психологическое просвещение и профилактика: приобщение педагогического коллектива, обучающихся и родителей к психологической культуре:
выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
предупреждение возможных осложнений в связи с переходом обучающихся на следующую возрастную ступень.
Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются педагоги, обучающиеся, родители.
Коррекционно-развивающая работа: индивидуальные и групповые занятия, программы, тренинги.
разработка и осуществление развивающих программ для обучающихся с учетом задач каждого возрастного этапа;
Организационно — методическая работа: планирование деятельности, разработка программ коррекции, организация работы ПМПК, оформление кабинета, разработка документов и изучение нормативных документов, оформление страницы психолога на сайте школы.
Экспертная работа- анализ разделов ООП, рабочих программ по предмету, облоастная рабочая группа педагогов -психологов по разработке методических рекомендаций по введению ФГОС ООО, рабочая группа «Развитие критического мышления на уроках»
Концепция образования дополняет традиционное содержание и обеспечивает преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и послешкольное образование. Психологическое сопровождение обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.
Универсальные учебные действия (УУД) — способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса включает в себя:
Психологическое сопровождение первоклассников в адаптационный период: наблюдения на уроках и переменах, проведение тренингов на адаптацию первоклассников в классном коллективе, диагностика адаптации первоклассника, консультации с администрацией, учителями, родителями по итогам диагностики, коррекционно-развивающая работа с группой детей , испытывающих трудности в адаптации к школьному обучению, повторная диагностика.
Стартовая диагностика УУД, диагностика УУД в конце 1, 2, 3, 4 класса: консультирование педагогов, ррдителей, разрабатывание рекомендаций по формированию УУД на конкретном предмете и дома.
Психологическое сопровождение готовности обучающихся 4-х классов к обучению в основной школе: диагностика, консультирование педагогов и родителей, коррекционная работа с группой высокотревожных детей, повторная диагностика, рекомендации детям и родителям.
Психологическое сопровождение пятиклассников в адаптационный период: наблюдения на уроках и переменах, проведение тренингов на адаптацию пятиклассников в новых условиях: диагностика адаптации пятиклассника, консультации с администрацией, учителями, родителями по итогам диагностики, коррекционно-развивающая работа с группой детей , испытывающих трудности в адаптации к обучению на основной ступени, по программе «Как подружиться со школой», повторная диагностика.
Психологический мониторинг уровня сформированности УУД основного общего образования: стартовая диагностика УУД, диагностика УУД в конце 5,6, 7, 8, 9 класса. Консультирование педагогов, ррдителей, разрабатывание рекомендаций по формированию УУД на конкретном предмете и дома.
Психологическое сопровождение девятиклассников и одиннадцатиклассников в период подготовки к ГИА и ЕГЭ включает в себя: диагностику психологической готовности и психологических трудностей, консультирование педагогов, родителей, обучающихся, треннинги по снятию тревожности с учащимися.
Планируемые результаты:
Получение оценки уровня сформированности УУД первоклассников и выпускников начальной школы, пятиклассников и выпускников основной школы
Выявление группы детей, нуждающихся в дополнительной психолого- педагогической помощи.
Повышение уровня УУД у детей на выходе из начальной школы, основной школы
Повышение компетенции педагогов и родителей в вопросах формирования и развития УУД,
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.
I этап (1 класс) – поступление ребенка в школу. Он начинается в феврале- марте месяце одновременно с записью детей в школу на подготовительные курсы и заканчивается в начале сентября. В рамках этого этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка. как правило, диагностика состоит из двух составных частей. Сначала осуществляется общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка. Затем, по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты, организуется второй «диагностический тур». Он направлен на выявление причин низких результатов. В ряде случаев второй диагностический срез осуществляется в апреле.
2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.
3. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.
II этап – первичная адаптация детей к школе. Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:
1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.
2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.
3. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявление в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.
4. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Создание социально-психологических условий в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.
Подобранные и проводимые в определенной логике игры помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь обучающимся в усвоении школьных правил. На занятиях у обучающихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. Психолог также содействует формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
5. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.
III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течении второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.
2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.
3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
4. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Здесь же – методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.
5. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы.
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвитяи обучающихся.
В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности: мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения в школе.
При оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и обучающихся к совместно разделенной ( в младшем школьном и младшем подростковом возрасте) и к самостоятельной с элементами самообразования и самовоспитания деятельности ( в младшем подростковом и старшем подростковом возрасте).
Универсальные учебные действия- это умение учиться, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Работа с педагогами по формированию и развитию универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования, основного общего образования с целью обеспечения условия для формирования универсальных учебных действий и решения задач общекультурного, ценностно — личностного, познавательного развития обучающихся в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся, предполагает формы работы: методические объединения, семинары, совещания, педконсилиумы, индивидуальные и групповые консультации.
Таким образом, введение новых образовательных стандартов требует модернизации системы управления школой: важное место в образовательном процессе должно занимать психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Новые стандарты меняют всю образовательную ситуацию в школе, ставя на первое место применение психологических знаний в организации процесса обучения и воспитания