8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Научная организация труда преподавателя

Автор: Попружук Наталья Владимировна

Преподаватель должен хорошо (в совершенстве) знать свой предмет и прежде всего его основы, уметь передавать другим свои знания, выделять самое существенное, важное, разъяснять и помогать обущающимся усваивать, запоминать и применять полученные знания на практике.

Процесс обучения, осуществляемый преподавателем и обучающимися, эффективен лишь при условии их активного взаимопонимания и коллективной деятельности учащихся.

Сущность организации учебной деятельности состоит в умении преподавателя обеспечить творческую активность и самостоятельность учащихся. Это особенно важно в нынешних условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает и уже невозможно делать ставку только на усвоение определенной суммы фактов. На решающее место сейчас претендует умение обущающихся самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации.

       В решении задач НОПТ есть опасность увлечения не только большим объемом работы, но и стремлением сделать все как можно быстрее. Надо помнить: «лучше меньше, да лучше».

В современных условиях перехода к образованию с неограниченным доступом к информации, приводящего к изменению содержания, методов и организационных форм обучения обущающихся, появлению мультимедийных материалов, видеоматериалов и других средств обучения и самообучения становится актуальным вопрос о научной организации труда (НОТ) преподавателя. Эффективно осуществлять методическую разработку курсов нового поколения, изменять учебные программы, участвовать в профессиональном сообществе педагогов, обмениваясь методическими находками, реализовывать персонификацию обучения и т.д., это возможно только на основе современных достижений науки и техники, физиологии и гигиены труда.

    Качество образования в немалой степени зависит от того, насколько четко и правильно спроектирован урок преподавателем. При подготовке к уроку преподаватель ставит перед собой цель, подбирает содержание учебного материала, средства, формы и методы обучения, для того, чтобы создавать условия для развития обущающихся.

К своим урокам я готовлюсь с помощью информационно – коммуникационных технологий, что позволяет мне сделать урок содержательным, интересным, продуктивным.

Подбор информации осуществляется:

Традиционно, используя:

· МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

· УЧЕБНИКИ, ЗАДАЧНИКИ

· СБОРНИКИ ТЕСТОВ

· НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Так как преподаватель должен идти в ногу со временем, то в эпоху компьютеризации, он должен максимально использовать его ресурсы и при подготовке к уроку, и на самом уроке. Поэтому информацию можно получать с помощью Интернета.

Через Интернет преподаватель находит полезный материал не только для себя:

• РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

• МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

• ОБМЕН ОПЫТОМ С ДРУГИМИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ

• СВЯЗЬ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ЦЕНТРАМИ

     но и для студентов:

• НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

• ТРЕБОВАНИЯ СУЗОВ

• ИНТЕРАКТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

• НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ

• ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ НАУКИ

вовлекая их тем самым в процесс подготовки урока. Таким образом, дети становятся партнерами, и уровень общения – взаимообмен.

Для того чтобы студенты лучше усвоили полученные знания необходимо их систематизировать. Я это реализую следующим образом:

 

ПО ТЕМАМ СОСТАВЛЯЮ:

• ПРЕЗЕНТАЦИИ

• СХЕМЫ

• ТАБЛИЦЫ

• КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ

• ИНСТРУКЦИОННЫЕ КАРТОЧКИ

• РЕКОМЕНДАЦИИ

      • БУКЛЕТЫ

Нормы времени на подготовку преподавателей к лекциям и практическим занятиям в зависимости от степени разработанности курса установлены опытом. При планировании времени на подготовку к лекциям и к практическим занятиям в зависимости от степени разработанности курса используют соответствующие коэффициенты. Ориентировочно, доля времени, затрачиваемая преподавателем на выполнение различного рода работ составляет:

Учебная работа                                       30 – 40%

Научно – исследовательская  работа   35 – 45%

Учебно–организационная работа        10 – 15%

 

Научно-организованным труд может называться лишь при условии, когда он основан на современных достижениях науки и практики, на всестороннем методологическом анализе процессов труда, комплексном использовании факторов, позволяющих достичь максимального результата.

Мотивы педагогической деятельности можно объединить в три группы: мотивы долженствования, мотивы заинтересованности и увлеченности преподаваемым предметом, мотивы увлеченности общением.

По характеру доминирования этих мотивов выделяют четыре группы преподавателей: с доминированием долженствования (43%), с доминированием интереса к преподаваемой дисциплине (39%), с доминированием потребности общения (11%), без ведущего мотива (7%). Последние имеют самую высокую квалификацию и авторитет.

Тип мотивации влияет на характер и направленность педагогических требований преподавателя к студентам. Разносторонняя мотивация преподавателя характеризуется малым числом и гармоничностью требований к усвоению студентами учебного материала. Так, например, ярко выраженный мотив долженствования приводит к большому количеству требований не только к усвоению учебного материала, но и дисциплинарного характера; мотив увлеченности своим материалом – акцент на усвоении материала учебного материала («главный предмет»).

Доминирование той или иной мотивации или отсутствие такого обусловлено склонностью преподавателей к тому или иному стилю руководства: мотив долженствования – авторитаризм, мотив общения – либерализм, отсутствие доминирования мотива – демократический стиль. 

×
×