Автор: Попружук Наталья Владимировна
Преподаватель должен хорошо (в совершенстве) знать свой предмет и прежде всего его основы, уметь передавать другим свои знания, выделять самое существенное, важное, разъяснять и помогать обущающимся усваивать, запоминать и применять полученные знания на практике.
Процесс обучения, осуществляемый преподавателем и обучающимися, эффективен лишь при условии их активного взаимопонимания и коллективной деятельности учащихся.
Сущность организации учебной деятельности состоит в умении преподавателя обеспечить творческую активность и самостоятельность учащихся. Это особенно важно в нынешних условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает и уже невозможно делать ставку только на усвоение определенной суммы фактов. На решающее место сейчас претендует умение обущающихся самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации.
В решении задач НОПТ есть опасность увлечения не только большим объемом работы, но и стремлением сделать все как можно быстрее. Надо помнить: «лучше меньше, да лучше».
В современных условиях перехода к образованию с неограниченным доступом к информации, приводящего к изменению содержания, методов и организационных форм обучения обущающихся, появлению мультимедийных материалов, видеоматериалов и других средств обучения и самообучения становится актуальным вопрос о научной организации труда (НОТ) преподавателя. Эффективно осуществлять методическую разработку курсов нового поколения, изменять учебные программы, участвовать в профессиональном сообществе педагогов, обмениваясь методическими находками, реализовывать персонификацию обучения и т.д., это возможно только на основе современных достижений науки и техники, физиологии и гигиены труда.
Качество образования в немалой степени зависит от того, насколько четко и правильно спроектирован урок преподавателем. При подготовке к уроку преподаватель ставит перед собой цель, подбирает содержание учебного материала, средства, формы и методы обучения, для того, чтобы создавать условия для развития обущающихся.
К своим урокам я готовлюсь с помощью информационно – коммуникационных технологий, что позволяет мне сделать урок содержательным, интересным, продуктивным.
Подбор информации осуществляется:
Традиционно, используя:
· МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
· УЧЕБНИКИ, ЗАДАЧНИКИ
· СБОРНИКИ ТЕСТОВ
· НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Так как преподаватель должен идти в ногу со временем, то в эпоху компьютеризации, он должен максимально использовать его ресурсы и при подготовке к уроку, и на самом уроке. Поэтому информацию можно получать с помощью Интернета.
Через Интернет преподаватель находит полезный материал не только для себя:
• РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
• МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
• ОБМЕН ОПЫТОМ С ДРУГИМИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ
• СВЯЗЬ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ЦЕНТРАМИ
но и для студентов:
• НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
• ТРЕБОВАНИЯ СУЗОВ
• ИНТЕРАКТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
• НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ
• ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ НАУКИ
вовлекая их тем самым в процесс подготовки урока. Таким образом, дети становятся партнерами, и уровень общения – взаимообмен.
Для того чтобы студенты лучше усвоили полученные знания необходимо их систематизировать. Я это реализую следующим образом:
ПО ТЕМАМ СОСТАВЛЯЮ:
• ПРЕЗЕНТАЦИИ
• СХЕМЫ
• ТАБЛИЦЫ
• КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ
• ИНСТРУКЦИОННЫЕ КАРТОЧКИ
• РЕКОМЕНДАЦИИ
• БУКЛЕТЫ
Нормы времени на подготовку преподавателей к лекциям и практическим занятиям в зависимости от степени разработанности курса установлены опытом. При планировании времени на подготовку к лекциям и к практическим занятиям в зависимости от степени разработанности курса используют соответствующие коэффициенты. Ориентировочно, доля времени, затрачиваемая преподавателем на выполнение различного рода работ составляет:
Учебная работа 30 – 40%
Научно – исследовательская работа 35 – 45%
Учебно–организационная работа 10 – 15%
Научно-организованным труд может называться лишь при условии, когда он основан на современных достижениях науки и практики, на всестороннем методологическом анализе процессов труда, комплексном использовании факторов, позволяющих достичь максимального результата.
Мотивы педагогической деятельности можно объединить в три группы: мотивы долженствования, мотивы заинтересованности и увлеченности преподаваемым предметом, мотивы увлеченности общением.
По характеру доминирования этих мотивов выделяют четыре группы преподавателей: с доминированием долженствования (43%), с доминированием интереса к преподаваемой дисциплине (39%), с доминированием потребности общения (11%), без ведущего мотива (7%). Последние имеют самую высокую квалификацию и авторитет.
Тип мотивации влияет на характер и направленность педагогических требований преподавателя к студентам. Разносторонняя мотивация преподавателя характеризуется малым числом и гармоничностью требований к усвоению студентами учебного материала. Так, например, ярко выраженный мотив долженствования приводит к большому количеству требований не только к усвоению учебного материала, но и дисциплинарного характера; мотив увлеченности своим материалом – акцент на усвоении материала учебного материала («главный предмет»).
Доминирование той или иной мотивации или отсутствие такого обусловлено склонностью преподавателей к тому или иному стилю руководства: мотив долженствования – авторитаризм, мотив общения – либерализм, отсутствие доминирования мотива – демократический стиль.