8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

«Как гимнастика помогает хореографу воспитать танцора» ( из опыта работы )

Автор: Телятникова Наталия Борисовна

Автор – ТЕЛЯТНИКОВА Наталия Борисовна

Педагог дополнительного образования МБОУДО «ДПЦ «Содружество»

 

«Как гимнастика помогает хореографу воспитать танцора»

( из опыта работы )

Гармоничное сочетание музыки и пластики движений  — это прекрасный вид искусства, который называется хореографией.   Её роль особенно важна в развитии гибкого и подвижного тела, в воспитании благородной осанки. Средствами танца достигается культура движений, тренируется мышечный аппарат юного танцора.

Танец всегда привлекал внимание детей и в последнее время приобрел широкое распространение среди объединений дополнительного образования, школ искусств и общеобразовательных школ. Танцевальные студии  в таких учреждениях показали себя как представители перспективной формы воспитания детей.
           Педагог-хореограф старается научить детей  понимать специфику своего тела  и эффективно исправлять свои недостатки и подчёркивать достоинства. Для этого на занятия хореографии и вводится гимнастика. Гимнастика  даёт положительный результат на всех годах обучения с детьми, дополняя основной процесс обучения и оказывает большую  помощь хореографу в развитии природных физических данных обучающихся. 

В системе дополнительного образования особое место занимает начальная ступень обучения, ведь именно в ней закладывается фундамент не только для будущих знаний и навыков, но и фундамент для развития личности в целом. Занятия танцами подразумевают большую физическую нагрузку, особенно на начальном этапе обучения.

В наше время можно констатировать тот факт, что  наметилась негативная тенденция снижения уровня физического развития,  ухудшения  физического состояния и здоровья детей. Многие рождаются с различными  патологиями, в том числе опорно-двигательного аппарата. А так же бесконтрольное длительное времяпровождение за компьютерами и телевизорами пагубно влияет на растущий организм, что приводит к уменьшению двигательной активности и нарушению осанки детей. 

Поэтому, среди поступающих детей в танцевальные объединения, имеющих хорошие данные, всё чаще встречаются и такие, в телосложении которых наблюдаются  нежелательные отклонения: начальные признаки патологии опорно-двигательного аппарата: сутулость, кифоз, лордоз, «X»- образные и «О» — образные ноги, плоскостопие. В то же время такие дети обладают артистизмом, музыкальностью и сценической внешностью.

В связи с этим, многие педагоги — хореографы постоянно ищут приёмы эффективного развития и коррекции физических данных, облегчающие их воспитанникам освоение основ хореографии. От того, как подготовится будущий танцор к этим физическим и психологическим перегрузкам, как сформируется его организм во всём его комплексе, во многом зависит его успешное обучение и желание заниматься танцами.

Будущему танцору необходим высокий уровень прочности опорно-двигательного аппарата, его мышечной и костно-суставной системы. Если это не развито, то тело танцовщика будет не гибким, маловыразительным и стесненном в движениях.

Хореографическое искусство развивается, предъявляя определенные требования к исполнителям. В танцевальный коллектив приходят дети с разными физическими данными, детей с природными данными мало. Набирая детей в танцевальную студию, педагог обращает внимание на танцевальный шаг, гибкость, выворотность,  музыкальность, координацию, правильную форму ног, подъём. Всё вышеперечисленное является фундаментом успешного обучения хореографическому искусству.

 Развивать тело, корректировать природные и физические недостатки помогает гимнастика – совокупность физических упражнений специально подобранных и ориентированных на общее развитие организма.

Система занятий партерной гимнастикой разработана Борисом Князевым, воспитанником русской балетной школы и основаны на базовых упражнениях классического танца. А с 60-х годов она обогащена элементами акробатики и художественной гимнастики.

Автор данной статьи предлагает решить проблему физического воспитания обучающихся в танцевальной студии  путём введения в программу занятий комплекса гимнастических упражнений.

Урок начинается с «разогрева» или «разминки», где применяются упражнения для улучшения выворотности ног, гибкости корпуса, лёгкости прыжка и т.д., что является подготовительным этапом к изучению классического танца.

Для формирования  у ребёнка музыкальности и  устойчивых навыков сочетать движения с музыкой,  занятия гимнастикой проходят под музыку.

На разных возрастных этапах гимнастику следует вводить по разному:

4 – 6 лет – игровая партерная гимнастика;

6 – 7 лет – растяжка и укрепление мышц ног, корпуса с элементами игровой партерной гимнастики;

7 – 8 лет – классический экзерсис на полу в виде партерной гимнастики, растяжка;

8 – 9 лет – классический экзерсис в усложненной форме;

9 – 12 лет, 12 – 16 лет – усложненная форма, которая короче по времени, но эффективнее по результату.

 На занятиях гимнастики рекомендуется выполнять два  вида упражнений: коррегирующие и общеразвивающие.

ü через коррегирующие упражнения устраняются незначительные недостатки в опорно-двигательном аппарате;

ü через общеразвивающие упражнения можно  развить силу, укрепить суставы и повысить их подвижность, положительно воздействовать на сердечно — сосудистый, нервно-мышечный и костно-связочный аппарат человека;  развить выворотность ног, гибкость, танцевальный шаг,  устойчивость;

ü через элементы спортивной и художественной гимнастики пробрести устойчивость, выносливость, гибкость, умение сочетать движения с музыкой, выразительное и эмоциональное исполнение;

ü развиваются музыкально — ритмические способности через выполнение упражнений под музыку;

ü вырабатывается правильное дыхание во время физических нагрузок;

ü через подвижные игры воспитываются соревновательные качества, коллективный характер, умение преодолевать трудности, самодисциплину, волю к победе и другие ценные качества.

Содержание упражнений должно соответствовать уровню подготовленности, полу, возрасту учащихся. Упражнения должны способствовать формированию правильной осанки и овладению умением управлять своими движениями, следовать одно за другим в соответствии с принципом постепенного нарастания нагрузки. Целесообразно начинать с наиболее лёгких и простых, связанных с движением отдельных частей тела, затем рекомендуется включать упражнения, дающие нагрузку большим группам мышц.

Необходимо чередовать упражнения так, чтобы в работу включались последовательно разные части тела. Поочерёдная работа создаёт оптимальные условия для отдыха работавших мышц. Упражнения силового характера должны предшествовать упражнениям на растягивание. После напряжённой работы целесообразно выполнять упражнения на расслабления.                            

Основным компонентом гимнастики будут  являются  упражнения, которые будут эффективным двигательным средством физического воспитания детей. Это простейшие движения в одном суставе или сложные двигательные действия, вовлекающие в работу всё тело человека. И только многократно повторяемые физические упражнения с соблюдением правильной дозировки и методической последовательности приводят к совершенствованию функций организма, укрепляют здоровья, формируют и совершенствуют двигательные навыки.

       При обучении двигательному навыку и его совершенствованию большое значение имеет соблюдение основных педагогических принципов:

Сознательность и активностьпедагог мотивирует учащихся к сознательному исполнению каждого упражнения,  раскрывает смысл упражнений, говорит  какой результат будет в будущем. Обучающиеся должны быть активными в процессе обучения различных упражнений, особенно к технике исполнения, а так же стремится к музыкальному и эстетическому исполнению разнообразных упражнений.

Систематичность и последовательностьпланирование учебного материала в программе с таким расчетом, чтобы каждый новый элемент упражнения  логически связывался как с предыдущим элементом,  так и с последующим.

Доступность – важное условие правильного обучения. Упражнения должны соответствовать уровню физического развития и степени подготовленности детей.

Наглядность – этот принцип помогает учащимся увидеть образ движения, его характер. Педагог показывает движения точно, подробно и качественно, учитывая возрастные особенности обучающихся. В некоторых случаях можно использовать видеоматериалы и схемы.

       Таким образом, каждый из этих принципов обучения двигательным навыкам находит своё отражение в сложных физиологических процессах, происходящих в организме.  Психологической предпосылкой формирования двигательного навыка является сознательное отношение к занятиям, активное участие в них.

Теоретически возможны самые разнообразные варианты комплексов упражнений. Они могут различаться и подбором средств, и дозировкой отдельных упражнений, и темпом их выполнения, и амплитудой движений, и их чередованием и т.д. Комплекс упражнений подразделяется на части; в свою очередь, части делятся на более мелкие блоки, которые состоят из цепочек упражнений.

Для подготовки танцора очень важно уделять внимание общеразвивающим упражнениям на развитие физических качеств.

      Этот вид упражнений подразделяется на:     

Упражнения на развитие гибкости. Способность гнуться с широкой амплитудой вперед, назад, в стороны — это и есть гибкость. Для развития гибкости нужно упражняться в растягивании мышц и связок, а так же умение напрягать и расслаблять мышцы.   

Правила применения упражнений на гибкость:

ü  перед выполнением упражнений на гибкость следует проделать разминку, согревающие мышцы и связки;

ü  часто повторять упражнения при малой их интенсивности;

ü  в процессе упражнения полезно выполнять пружинистые движения;

ü  чередовать напряжение мышц с расслаблением.

Упражнения на расслабления.  Следует чередовать силовые упражнения с упражнениями на расслабление. Это снимает излишнюю напряженность мышц. 

Упражнения на дыхание.         На уроках гимнастики нужно научить детей делать спокойные вдохи и выдохи, причем таким образом, чтобы вдох приходился на момент размаха, а выдох на момент напряжения. Вдох делать через нос, выдох — через рот.

Упражнение на равновесие и устойчивость.  Устойчивость — это та цель, к которой идут долго и упорно по пути постижения мастерства.  Выполнение упражнений в равновесии улучшает пространственную ориентировку, оказывает положительное влияние на развитие мышц туловища и нижних конечностей, на формирование осанки.

Общеразвивающие упражнения с предметами.  Упражнения с предметами повышают интерес обучающихся в процесс получения знаний  и  воздействуют  на различные двигательные функции. На занятиях используются такие предметы, как мяч, скакалка, лента и др.

      Систематическое повторение упражнений гимнастики создают своеобразный   фонд для формирования двигательных навыков, который позволяет  успешно освоить азы классического, народного и современного танца. «Гимнастика» имеет большое значение в хореографии,  является универсальным средством физического воспитания и подготовки юного танцора к выступлению.  

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1.     Колодницкнй Г.Л. Музыкальные игры, ритмические упражне­ния и танцы для детей. Учебно-методическое посо­бие для педагогов.- М.: Гном-Пресс, 2000- 64 с

 

2.     Лисицкая М.С. Пластика. Ритм. — М., 2010.

3.     Левин М.В.  Гимнастика в хореографической школе / М.В. Левин. – М., 2001.

4.     Матов М.В.  Ритмическая гимнастика / М.В. Матов. – М., 1985.  

5.     Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания / Пономарев Н.И. — М.: ФиС, 1970.  

6.     Петров П.К.  Методика преподавания гимнастики в школе / Петров П.К. М., 2000.

7.     Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике / Попова Е.Г. М., 2000.

8.     Ротерс Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 1910 «Физ. культура».— М.: Просвещение, 1989.— 175 с.

9.     Шершнев.В.Г. «От ритмики к танцу». Развитие  художественно-творческих способностей детей 4-7 лет средствами ритмики и хореографии. Программа для образовательных учреждений дополнительного образования детей Московской области. – М.: Издательский дом «Один из лучших», 2008.

 

×
×