Автор: Слепцова Антонина Иннокентьевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательная учреждение
«Зырянская средняя общеобразовательная школа»
Описание опыта педагогической деятельности «Использование метода интеллект-карт в начальной школе»
Слепцова Антонина Иннокентьевна
учитель начальных классов
В наше время, время информационных технологий, пространственно-временные изменения современного мира существенно влияют на способы модернизации и оптимизации образовательного процесса. Стало уже общепринятым утверждение, что сегодня уже не столь важно дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Не случайно, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные- универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию».
И чтобы это сделать в постоянно увеличивающемся потоке информации, нужно ребенка научить работать с этой информацией. Одним из методов структуризации изученного материала, представления новых знаний и развитию логического мышления могут выступить интеллект-карты.
Об этом методе я узнала на в городе Якутске, где я проходила курсы повышения квалификации, которые проводил профессор, доктор психологических и педагогический наук Бершадский М.Е. . “Метод интеллект-карт” создан американским учёным психологом Тони Бьюзеном. Точного перевода на русский язык не существует, поэтому можно встретить в различных источниках достаточно широкий спектр названий: «карты разума», «интеллект-карты», «карты осознания», «ментальные карты», «карты представлений», «мыслительные карты» и т.д. В переводах книг Тони Бьюзена используется термин «интеллект-карты».
В основе построения интеллект-карт (майндмэппинга) лежит, разработанная Т.Бьюзеном, теория радиантного (многомерного) мышления. Центральную идею этой теории лучше всего представить словами из его книги: «Что происходит в мозге, когда человек жует сочную гpушу, наслаждается ароматом цветов, слушает музыку, наблюдает за течением воды в ручье, обнимает любимого человека или просто вспоминает о пережитом? Каждый бит информации, поступающей в мозг, ― каждое ощущение, воспоминание или мысль (включая каждое слово, число, вкус, запах, линию, цвет, ритмический удар, ноту, тактильное ощущение от прикосновения к объекту) — может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллиона «крючков». Каждый «крючок» представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. Количество использованных ассоциаций, можно считать тем, что называют памятью, т. е. базой данных или архивом… В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит «информационные карты», сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть»
Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Отличительным свойством методики является привлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа (эйдетически), так и в словесной форме (ключевые слова). С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к воспроизведению. При построении карт идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями; метод позволяет взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения, охватить его «единым взором», воспринять его как единое целое. Богатые возможности, которые предоставляют карты памяти, позволяют использовать их для решения самых разнообразных задач. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организованным, четким и логичным.
Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).
Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов, учиться различать, видовые понятия.
Более того, развиваются коммуникативные свойства, умение слушать педагога, товарища по группе, формируется желание быть активным, проявлять инициативу, воспитываются лидерские качества и вместе с тем уважение к другим. То есть коллективная работа по интеллектуальным картам способствует формированию мотивации к обучению, эмоционально волевой сфере, умению работать в коллективе, внимание, усидчивость, настойчивость.
С введением ФГОС учитель должен не просто «накормить» ребёнка информацией, а научить его «добывать» и использовать её.
Метод интеллект-карт можно назвать универсальным, его можно использовать на всех этапах обучения; в сочетании фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы.
Адаптация технологии составления интеллект-карт к обучению школьников – процесс длительный, требующий немалых усилий, в первую очередь со стороны педагога. Поэтому внедрение технологии в процесс обучения должно осуществляться поэтапно.
На первом этапе интеллект-карта может использоваться в готовом виде в качестве наглядного пособия с целью изучения или закрепления нового материала.
Возможен и второй вариант, когда учитель не просто представляет законченный вариант карты, а создает ее на глазах учащихся, тем самым стараясь включить уч-ся в процесс сотворчества, заполняя каждую ветвь-признак через систему подобранных заданий.
Вторым этапом освоения технологии составления интеллект-карт должна стать групповая работа или работа в паре по их созданию. Для этого необходимо ознакомить детей с подробным алгоритмом ее построения, который рекомендует Тони Бьюзен. Учитель должен направлять и корректировать работу учащихся.
Главное достоинство метода – его универсальность, и то , что методика очень проста и может быть использована любым учителем.
Важную роль необходимо уделить визуализации информации, которая позволяет структурировать, а следовательно лучше понимать, обрабатывать и запоминать информацию. Мысленные образы воспринимаются нашим подсознанием так же «реально», как и события, происходящие в действительности. Визуализация — это способ передачи информации о внешней реальности в наше подсознание путём создания мыслительных образов. Мы настолько привыкли говорить и писать словами, что ошибочно считаем, будто обычная структура построения предложения является наиболее оптимальным способом запоминания вербальных образов и мыслей.
Что дает этот метод учителям- предметникам. Помощь изменения способа работы на уроках независимо от возраста учащихся и предмета: развитие творческого потенциала будущего исследователя; развитие умений сотрудничать и работать в группе; развитие у учащихся умений систематизировать информацию;
Если использовать методы и приёмы интеллект-карт, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся: умение ставить вопросы, умение выделить главное, умение делать сравнение, умение устанавливать причинно — следственные связи и делать умозаключения, умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом, способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.
Алгоритм построения интеллект-карты (Бьюзен Т.)
1. Учащиеся берут лист бумаги формата А4 (индивидуальная работа) или ватман (групповая работа) цветные карандаши, фломастеры.
2. Кладут лист горизонтально, в его центре располагается картинка или, слово, обозначающее тему, проблему урока(центральное понятие).
3. От центрального понятия рисуют в разные стороны цветные стрелки, над которыми разборчиво подписывают связанные с ним понятия, ассоциации. Рисуя интеллект-карту, применяют, как можно больше цветов и как можно чаще используют рисунки или картинки.
4. От каждой стрелки рисуют несколько более тонких стрелочек — уточнение понятий.
В дальнейшем при сформированном навыке составления интеллект-карт в группе, можно перейти к составлению индивидуальных интеллект карт, также сначала процесс будет происходить под руководством учителя, а в дальнейшем перейдет в сформированный навык.
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, По-моему, создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке. Например:
-темы на уроках окружающего мира содержат много материла: различные исторические факты, даты, сведения об исторических личностях, что является сложным для усвоения и запоминания учащимися. Но с помощью мыслительных карт можно запомнить и классифицировать большое количество информации. можно составлять карты по темам: «Птицы», «Растения», «Животные», «Системы организма человека» и т.д.;
-на уроках литературы можно составлять карты о писателях, которые могут включать в себя их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей и т.д.;
-на уроках русского языка дети пишут и рисуют словарные слова, правила русского языка и на уроках при помощи своих карт рассказывают пройденный материал и т.д.
Систематическое применение интеллект-карт позволяет развивать познавательные учебные действия, такие как:
· самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
· поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
· знаково-символические моделирование-преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область (кодирование, замещение, декодирование);
· умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
· постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Неоднократное составление интеллект-карт по любому предмету школьной программы способствует систематизации знаний учащихся по предмету, высокому качеству усвоенного материала, приобретению учащимися учебно-исследовательских и проектировочных умений, необходимых для дальнейшего обучения в средней и старшей школе; повышению уровня качества знаний; проявлению познавательной активности и интереса к изучению предмета. В результате систематической работы по созданию интеллект-карт учащиеся вырабатывают свой собственный стиль их построения, что придает образовательному процессу творческий характер, способствует развитию личности ребенка его индивидуальности и самобытности. Личность, развивающая в себе способность создавать образы, одновременно развивает свою способность к мышлению, восприятию мира, свою память, творческий потенциал и укрепляет веру в собственные силы.