Автор: Михайлова Елена Александровна
Функции, состав и характеристика базовых учебных действий
обучающихся с умственной отсталостью
1.Прежде чем мы начнем говорить о функциях, о составе и дадим характеристику базовых учебных действий хотелось бы вспомнить, что по возможностям обучения выделяют четыре группы умственно отсталых учащихся.
2. I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Приобретенные знания и умения такие дети, как правило, не теряют, могут применять их при выполнении аналогичного и сравнительно нового изделия.
3. Учащиеся II группы достаточно успешно обучаются в классе. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью.
4. К III группе относятся ученики, с трудом усваивающие программный материал, нуждающиеся в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Им трудно определить главное в изучаемом материале, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое.
5. К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом специальной (коррекционной) школы на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой школы.
С учетом психического недоразвития обучающихся базовые учебные действия в зависимости от способностей и потребностей к обучению расцениваются применительно к каждой категории. Под влиянием корригирующего обучения учащиеся развиваются и могут переходить в группу на порядок выше, или занимать благополучное положение внутри группы.
6. Какие же можно выделить функции базовых учебных действий
— обеспечение успешности изучения содержания любой предметной области;
— реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
— формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;
— обеспечение целостности развития личности обучающегося.
7. В рамках доступных для выпускников коррекционных школ образовательных областей, в зависимости от степени тяжести умственной отсталости и, исходя из показателей (возможностей) обучения, у обучающихся могут формироваться отдельные элементы личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных общеучебных умений и навыков.
8. Рассмотрим характеристику базовых учебных действий в соответствии с этапами обучения:
Личностные учебные действия |
|
1-4 классы |
5-9 классы |
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; |
осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности;
|
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; |
умение гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
|
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; |
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
|
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; |
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; |
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; |
активно включаться в общеполезную социальную деятельность; |
понимание личной ответственности за свои поступки; |
осознанно относиться к выбору профессии; |
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. |
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. |
10. Коммуникативные базовые учебные действия позволяют установить контакты с другими участниками учебной деятельности, развивают коммуникативную и социальную компетентность обучающихся. Они включают следующие умения:
Коммуникативные учебные действия |
|
1-4 классы |
5-9 класс |
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель — ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); |
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); |
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; |
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; |
обращаться за помощью и принимать помощь; |
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; |
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; |
дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) |
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; |
использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; |
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. |
использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные. |
11. Регулятивные базовые учебные действия обеспечивают успешность организации обучения. Они включают следующие умения:
Регулятивные учебные действия |
|
1-4 классы |
5-9 классы |
входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса; пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); работать с учебными принадлежностями, спортивным инвентарем, организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; |
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
|
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; |
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; |
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; |
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; |
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. |
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. |
12. Познавательные учебные действия — основа учебной деятельности, ее операционные составляющие. Сформированность познавательных учебных действий предполагает:
Познавательные учебные действия |
|
1-4 классы |
5-9 классы |
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; |
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; |
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия;
|
использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; |
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
|
применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач; |
работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях). |
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. |
Подведем итог. Следует иметь в виду, что значительные нарушения психического развития детей с умственной отсталостью приводят к трудностям при формировании базовых учебных действий. В частности, недостаточно формируются личностные базовые универсальные действия, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Они не в полной мере овладевают умениями соотносить поступки и события с принятыми в обществе этическими и моральными нормами.
Учащиеся испытывают сложности в формировании и реализации компонентов учебных действий, связанных с регуляцией учебной деятельности. Это выражается в неумении поставить цель, в несоблюдении (или формальном соблюдении) основных этапов деятельности, а именно — целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, а также коррекции и оценки результатов.
Особые трудности вызывает овладение коммуникативными базовыми учебными действиями, обеспечивающими социальную компетентность. Школьники с умственной отсталостью часто не учитывают разные точки зрения собеседников, не стремятся к сотрудничеству, не могут четко сформулировать собственное мнение и позицию; не способны договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в конфликтной ситуации; затрудняются задавать вопросы, контролировать себя и партнера, адекватно использовать языковые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, вести продуктивный диалог.
Перечисленные трудности требуют тщательного планирования системы коррекционно-развивающего сопровождения, которая должна отражаться в программе базовых учебных действий и планироваться с учетом особенностей и возможностей каждого конкретного ребенка с интеллектуальной недостаточностью.