Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Автор: Абрамян Рита Минандеровна

Прежде всего, необходимо помнить, что при организации познавательно-исследовательской деятельности отношения «ребёнок-взрослый» должны строиться на соучастии в деятельности. Вести дошкольника к такому соучастию надо постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослых к эпизодическому участию в ней, затем партнёрству и, наконец, к сотрудничеству.

Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, использую ранее усвоенные знания и умения.

В каждом конкретном случае педагог сам решает, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивает у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить.

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательно-исследовательская деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями.

Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день.

Для развития познавательной активности детей необходима система познавательной деятельности постепенное усложнение познавательных задач, использование специальных методов ( проблемных вопросов, проблемных ситуаций, задач исследовательского характера) . Организатором самостоятельной познавательной деятельности детей должны стать взрослые.

Роль воспитателя для более успешной организации познавательно-исследовательской работы детей необходимы определенные условия это:

1.    Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями.

2.    Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению и самостоятельному экспериментированию, что встречается крайне редко.

3.    Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.

4.    Создание в группах уголков, зон для экспериментирования , где дети могли бы повторить проделанные, вместе со взрослыми опыты, самостоятельно в свободное время.

5.    Использование «Уголка природы» и «Огорода на окне» для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями.

6.    Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.

7.    Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности , замечать изменения, сопоставлять результаты,

сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.

8.    Разработка методов стимулирования и поощрения детей — активных исследователей.

9.    Привлечение родителей к исследовательским детским проектам.

Педагогу важно организовать занятие по познавательно-исследовательской деятельности таким образом, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации.

Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации , поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал ( плакаты, карточки, открытки, иллюстрации книг, энциклопедии), проводятся подвижные и дидактические игры, тематические физкультминутки и пальчиковая гимнастика, беседы, в которых ребятам дается возможность привести примеры из личного опыта, создаются сюрпризные моменты и проблемные ситуации.

Например: создание сюрпризного момента, создание проблемной ситуации с игровым элементом.

Начало занятия строится в виде игрового путешествия, совместное составление сказки.

Главные достоинства познавательно-исследовательской деятельности в детском саду: — воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; — происходит обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы , т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза , сравнения и классификации, обобщения;- активно развивается речь ребенка;- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности; — формируются трудовые навыки.

 

×
×