Автор: Епанчина Вера Николаевна
Организация учебно-воспитательного процесса
Учебно-воспитательный процесс можно разделить на следующие этапы
формирования исследовательских умений и навыков:
1-й этап: 5-6 классы
– чаще всего применяются игровые
познавательные проекты. Например, «Путешествие в глубь Земли»,
«Путешествие на воздушном шаре», «В поисках затонувшего корабля», «По
следам великих путешественников» и т. д. Ребята приобретают простейшие
знания, умения и навыки для овладения методами проектно –
исследовательской работы.
В старших классах обучаются основам самостоятельной деятельности
(наблюдение, заполнение таблиц, выполнение простейших опытов).
2-й этап: 7-8 классы
– самостоятельное выполнение
исследовательского и творческого характера, направленные на установление
причинно-следственных связей, обучение умениям составлять и читать
карты, схемы и таблицы.
Большая возможность для выполнения заданий творческого характера
и творческих проектов под руководством учителя. Например, «Удивительная
Африка», «Репортаж из джунглей», «По следам Ливингстона» [17].
3-й этап: 9 класс – формирование исследовательских умений, умений
реализовать полученные знания на практике, вовлечение учащихся в
проектную научно-исследовательскую деятельность.
На данном этапе обучения оптимальным становится обучение с использованием технологии проблемного обучения. Решить проблему, найти выход из затруднительного
положения — вот то, что побуждает человека к действию, активизирует его
интеллект. Там, где ведётся самостоятельный поиск решения проблем,
начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Выполняя
практико-ориентированый проект, учащиеся получают конкретный
практический результат. Как правило, такой проект должен иметь оценку со
стороны других людей.
Проектная деятельность осуществлялась на основе организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся с различными источниками географической информации: картами, статистическими материалами ,справочной и научно- популярной литературой, информацией из периодической печати, радио. телевидения,интернет — ресурсами
Что понимается под методом проектов?
«Проект» (от лат. projectus,брошенный вперед) – план, замысел, а проектировать – это значит предполагать сделать что-либо, намечать план. «Проект» означает план,
предположение, предварительный текст какого-либо документа, комплекс
технических документов. Метод проектов – это образовательная технология,
позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность
ребёнку проявить творческую самостоятельность в планировании,
организации и контроле своей деятельности»
Работа над проектом начинается с определения сферы интересов учащихся, выбора и формулировки темы проекта, его цели и задач. Мною предлагаются следующие типы проектов:
1. По способу преобладающей деятельности:
ориентированные, познавательные, творческие, игровые, практико –
исследовательские проекты. (Например, исследовательский — «Чистую воду
– в каждый дом» — 8 класс, познавательный — «Обычаи и традиции жителей
села » — 9 класс, творческий — «Путешествие капельки воды»- 6 класс
2.По содержанию:
экологические, физико — географические, социально — экономические,
историко-краеведческие.
3. По уровню интеграции:
монопредметные — (выполняются на материале географии). «Природные
ресурсы Воронежской области» — 8 класс, «Этимология названий рек
грибановского района»- 8 — 9 кл., урок — исследование «Установление связей
между тектоническим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми».
Межпредметные- (учитывающие содержание нескольких предметов по
смежной тематике) — «Нравственные аспекты изучения экологических
проблем Воронежской области » — 9 класс.
Надпредметные — (выполняются на основе сведений, не входящих в
школьную программу)- «Глобальная проблема строительства космодрома
«Восточный» — 9 класс.
4 По продолжительности:
мини — проект (1-2 урока), средней продолжительности (до нескольких
месяцев), долгосрочные (в течение года).
5.По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные
Несмотря на существование различных типов проектов сформулирован
общий алгоритм работы над ними, который я применяю по В.В. Гузееву
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-language:EN-US;}