8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.

Автор: Головко Людмила Ивановна

Урок №19

Родной язык (русский)

 

Класс: 6 -Б                                                                                         

Тема урока:  Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.

Цели  образовательные:  повторение, закрепление и при необходимости коррекция изученных алгоритмов, правил, понятий,  закрепле­ния умения узнавать метафоры и сравнения, определять их рольв тексте, формирования умения находить синонимы и антонимы, омонимы, составлять словарную статью;

 развивающие: — развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификацию, систематизацию, обобщение;

— развивать память, внимание, умение применять знания на практике, корректировать пробелы в знаниях;

— развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовым материалом;

— развивать языковую и коммуникативную компетенции учащихся;

— развивать функциональную компьютерную грамотность учащихся;

— развивать творческие способности, познавательный интерес, эмоции, создавая эмоциональные ситуации удивления, занимательности;

воспитательные: — воспитывать трудолюбие, навыки самостоятельности, самоконтроля;

— воспитывать умение преодолевать трудности в учении;

— воспитывать культуру речи, бережное отношение к русскому языку;

— стимулировать интерес к урокам русского языка, потребность учащихся в самовыражении.

Планируемые результаты:

Предметные — объясняют выражение «языковое лексическое явление»; определяют сравнения, метафоры; осуществляют правиль­ный выбор написаний слов с изученными орфограммами, подбор синонимов,  антонимов, омонимов; пользуются словарями синонимов ,  анто­нимов, омонимов

Метапредметные:

Личностные — дают адекватную самооценку учебной деятель­ности, осознают границы собственного знания и «незнания».

Познавательные — структурируют знания, читают и слушают,извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивныенаучить школьников фиксировать собственные трудности, выявлять причины затруднения и способы их преодоления , принимают и сохраняют учебную задачу, пла­нируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вно­сят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объектив­ной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учи­теля.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

Методы и приемы: словесный, наглядный, эвристический, самостоятельная работа, тематический контроль

Оборудование: словари, карточки, презентация

 

Ход урока

1.Организационный этап.

Эмоциональный  настрой.

     Давайте настроимся на серьёзную работу на уроке

Я настроиться вам помогу,

Чтобы были везучими.

Повторите по сто раз —

Разойдутся тучи

У меня всё хорошо,

А будет ещё лучше!

Выберите смайлик, который соответствует вашему состоянию в начале урока. Определите,  на   какой ступеньки знаний вы находитесь сейчас. Надеюсь, что сегодняшний  урок поможет вам подняться на ступеньку выше.  

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

2.Проверка домашнего задания; опорные знания учащихся воспроизводятся,  корректируются и актуализируются.

      А.С.Пушкин в своих произведениях и письмах употребил более 21 тысячи слов. )

— А сколько всего слов русском языке?

( Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они хранятся в словарях. Так в словаре В.И.Даля более 200 тысяч. Самым большим является 17-томный «Словарь современного русского литературного языка,  созданный коллективом ученых Института русского языка Академии наук РФ, в котором объяснено более 120 тысяч слов. Каждый из нас согласится со словами В.Белинского: «Русский язык- один из богатейших языков мира, в этом нет никакого сомнения». У каждого языка есть своя картина мира. Своя картина мира, отражающая ход истории, есть и у русского языка. По словам Н.В. Гоголя, «постижение законов русского языка есть тяжкая обязанность, но и наслаждение». И одной из самых интереснейших страниц языка является его лексическая сторона.)

— Как же называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка?

(Лексикология)

1.Прочитать предложения с омонимами. Объяснить значение.

2.Орфографический практикум

Подобрать проверочные слова к омофонам. Вставить пропущенные буквы.

Ст..рожил нашего города –ст..рожил склад

Ум..лять о пощаде – ум..лять значение

Флаг разв..вается – ребенок разв..вается

Удариться оз..мь – взошла оз..мь

Осв..тить комнату – осв..тить храм

Скр..пя сердце – скр..пя зубами во сне

 

3. Блиц-турнир

Проведем аутотренинг

                     ученик

                            личность  творческая

    Я                думаю

                      хочу знать

-А что вы должны знать в конце урока и уметь? (Ответы учащихся)

Целеполагание

 

3. Первичное закрепление знаний. Решаются типовые задачи (в знакомой ситуации) и конструктивные (в измененной ситуации).

1) «Третий лишний» . Исключите лишнее слово.

А) Огонь, дым, пламя

В) Алфавит, чистописание, азбука

С) Лошадь, конница, кавалерия

Д) Бросать, кидать, ловить

 

2) Вставить подходящие синонимы: любознательный, пытливый, любопытный.

1. Около подъезда толпились …прохожие.

2. Моя сестра обладает …умом.

3. …ученик постоянно обращается к учителю с вопросами.

3)Творческий диктант. Закончить пословицу, используя явление – антонимия.

Подчеркнуть пары антонимов, объяснить пунктуацию, орфограммы.

1. Недруг поддакивает,…(а друг спорит).

2. Маленькое дело…(лучше большого безделья).

3. Умел ошибиться -…(умей и поправиться).

4. Добрая слава лежит, …(а худая – бежит)

5. Ученье – свет, (а неученье – тьма).

6. Язык длинный — …(ум короткий).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4.Получение знаний в новой ситуации (проблемные задания); творческое применение полученных навыков.

1) Исправить ошибки.

1. Олег одел плащ и поспешил на работу.

2. Через три года мы встретились с Сергеем, но он меня не признал.

3. Личность моего друга изменилась за эти годы до неузнаваемости.

4. Туристы блудили в лесу полдня.

5.Книга – источник познания.

6. Гончий автомобиль едва не перевернулся на дороге.

7. На нас чуть не обрушилась каменистая глыба.

Работа со словарем  

Итак, чтобы создать яркий образ, можно использовать слова в переносном значении, создавая сравнения и метафоры. А можно –синонимы и антонимы. Вспомните, что это за языковое лексическое явление?

—           Для чего создаются такие словари? Прочитайте синонимы к существительному на букву «Д» (доброта), и на букву «С» (серьезный) и антонимы к этому же слову.

2.         Выборочное списывание.

—           Выберите синонимы:

•          к слову правда:

1) вера; 2) надежда; 3) уверенность; 4) истина; 5) ложь;

•          к слову источник:

1) река; 2) воздух; 3) цвет; 4) вода; 5) родник;

•          к слову холод:

1) ветер; 2) дождь; 3) метель; 4) ночь; 5) стужа;

•          к слову заяц:

1) зверек; 2) грызун; 3) косой; 4) беляк; 5) русак – уже синонимический ряд, так как несколько синонимов можно увидеть в этом ряду слов.

3.         Практические  задания.

Итак,  давайте придумаем и запишем в тетрадь синонимический ряд к слову красный.

            В предложениях, записанных на доске, найдите синонимы.

1)         Когда мальчик слушал его пение, полное беспредельной тоски, чувство бесконечной жалостиохватывало его маленькое сердце (контекстуальные синонимы)

2)         Кругом, покорив все своей темнотой, напоив покоем и тишиной, царила ночь.

 

4.Выпишите совпадающие по звучанию и написанию слова и определите, к какой части речи они принадлежат. Разберите их по составу.

 

      Ты белых лебедей кормила,

      Откинув тяжесть черных кос…

      Я рядом плыл; сошлись кормила;

      Закатный луч был странно кос.

 

      Вдруг лебедей метнулась пара…

      Не знаю, чья была вина…

      Закат замлел за дымкой пара,

      Алея, как поток вина.

 

      Мгновенья двигались и стали,                                                

      Лишь ты паришь, свой свет струя…

      Меж тем в реке – из сизой стали                              В.Я.Брюсов

      Влачится за струей струя.                                               

 

5. Из приведенных паронимов выбрать нужное слово

 

      1.В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.

      2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.

      3. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.

      4. (Абонемент, абонент) не отвечает.

      5. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.

      6. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.

      7. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.

      8. На первое подали (черепаший, черепаховый) суп.

III.      Закрепление изученного материала.

           

1.Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.

1.      Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.

2.       Герой все время находится в подвесном состоянии.

3.      В этот день я услышала много обидчивых слов.

4.      Любой поступок заслуживает осуждения.

5.      Студент быстро освоил материал.

6.      Мой брат — человек практический, он не выбрасывает старые вещи.

7.      Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.

8.      Она пришла в цветистом платье

2.Тест — самопроверка

1.Лексикология изучает…

А) значимые части слова и способы образования слов.

В) словарный состав языка

С) части речи

Д) правила написания слов

Е) соответствие между звуками и буквами

2. Омонимы – это…

А) слова, имеющие несколько лексических значений.

В) слова, употребляемые в той или иной местности.

С) слова с противоположным лексическим значением.

Д) слова, схожие по звучанию, но разные по написанию и лексическому значению.

Е) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению

3.Укажите строку синонимов.

А) Хорошо, плохо

В) Днем, ночью

С) Холодно, жарко

Д) Широко, узко

Е) Правильно, верно

4. В составе предложения есть антонимы.

А) И голова постоянно кружится, и сердце болит.

В) Это был красивый брюнет с выразительными, хотя несколько тяжелыми чертами лица.

С) Тяжелая, одинокая слеза скатилась по его щеке.

Д) Сытый голодного не разумеет.

Е) Вскоре поэта сослали, а затем он был переведен в деревню.

5. Укажите строку омонимов.

А) Крыло птицы, крыло самолета

В) Сдача мелочью, мелочи жизни

С) Ковш с водой, ковш экскаватора

Д) Длинная коса, острая коса

6. Паронимы – это…

А) слова с противоположным значением

В) слова, вышедшие из активного употребления

С) слова, схожие по звучанию, но разные по написанию и лексическому

значению

Д) слова, употребляемые в той или иной местности

Е) слова, близкие по лексическому значению, но разные по написанию

7. Какое слово в синонимическом ряду характерно для детской речи

А) Лепетать

В) Молоть

С) Изъясняться

Д) Говорить

Е) Плести

8. Укажите ряд антонимов.

А) Передвижение, перемещение

В) Жестокость, бессердечие

С) Истина, ложь

Д) Грусть, печаль

Е) Скука, тоска

9. Укажите ряд омонимов

А) Акции поднялись, акция протеста

В) Железные двери, железные мускулы

С) Крыло птицы, крыло самолета

Д) Бронзовая статуэтка, бронзовая кожа

Е) Невежа, невежда

10. Укажите слово, которое сочетается с прилагательным «гористый»

А) Перевал

В) Местность

С) Вершина

Д) Тропа

Е) Водопад

Ключ к тесту.Самопроверка

1- В

2- Е

3- Е

4- Д

5- Д

6- С

7- А

8- С

9- А

10- В

Подведение итогов.

Я надеюсь, что вы будете стремиться постепенно узнавать новое, повышать уровень общей культуры, любить русский язык, учиться хорошей, интеллигентной речи. Ведь именно язык не дает народу забыть себя. Все плохое приходит и уходит, народ и его язык бессмертен.

И нет у нас иного достоянья,

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья

Наш дар бессмертный – речь.

5. Рефлексия.

— Какова тема урока? Что выполняли на уроке? Какое задание вызвало затруднение при его выполнении? Как оцениваете свою деятельность на уроке?  

Домашнее задание : индивидуальные дифференцированные  задания по карточкам:

1.Упражнение «Исправьте ошибки .Отредактировать предложения

1.С первого взгляда он может показаться даже очень прекрасным человеком.

2.Чтение классической русской литературы обогащает кругозор людей.

3.В музее экскурсантам были показаны старинные полотна.

4.Экскурсанты прослушали объяснения руководителя группы.

5. В1898 г. появился «Крыжовник». В означенном рассказе Чехов писал…

6. При окончании средней школы у многих возникают разные дилеммы.

7.Он с грустью констатировал: здоровье сдает.

8.Школьники, облаченные в маскарадные костюмы, быстро заполнили зал.

9.Госпожа Простакова плохо обращается со своими придворными.

10 Совершенно отличный результат был получен молодыми специалистами.

2.Упражнение «Исправьте ошибки»: найдите и исправьте ошибки в употреблении паронимов.

Обед был очень сытым.  2) Жильцы дома обратились с жалобой на плохую работу электриков в РЭС, но получили описку 3)Шуба была сшита из искусного меха 4) В заглавной роли снялся известный актёр. 

3.Подберите антоним к словам так, чтобы их начальные буквы сложились в слово «антоним».

Пришелец

Абориген

Награждать

Наказывать

Комик

Трагик

Атака

Оборона

Потеря

Находка

Недостаток

Излишек

Минор

Мажор

4.Восстановите пословицы и поговорки, подчеркните антонимы. Запись сделайте в тетрадях.

  1. Умел ошибиться, …
  2. Ученье свет, …
  3. Говорит бело, …
  4. Маленькое дело
  5. Кто много говорит, …
  6. Недруг поддакивает, …
  7. Злой не верит, …
  8. Добрая слава лежит, …

3. а делает черно.

4. лучше большого безделья.

5. тот мало делает.

1. умей и поправиться.

2. а  неученье  тьма.

7. что есть добрые люди.

8. а худая бежит.

6. а  друг  спорит.

5.Сгруппируйте парами паронимы. Письменно в тетрадях. 

 

1.  Доверительный

2. Лирический  

3. Наследие

4. Нестерпимый

5. Командированный

6. Удачный

7. Главный

 8. Будний

 9. Дымный

10. Гарантийный

11. Абонемент

12. Воспоминание

а) Гарантированный

б) Нетерпимый

в) Доверчивый

г) Удачливый

д) Лиричный

е) Напоминание

ж) Абонент

з)  Будничный

и) Дымовой

к)  Наследство

л)  Заглавный

м) Командировочный

 

VI. Выставление оценок.

Итог урока

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни,-

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

×
×