8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Проектная деятельность учащихся на осонове предметов эстетического цикла

Автор: Бондарь Бэлла Августовна

Проектно-исследовательская деятельность учащихся   на основе предметов  эстетического цикла

 

Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, всей образовательной среды в единстве  в деле  духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Становление и развитие духовно-нравственного потенциала   реализуется несколькими путями:

  1. Через приобщение  учащихся к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности.
  2.  Через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни. Гармония человека с внешней средой при этом достигается через развитие потребностей, интеллектуальной, чувственно-волевой и мотивационной сферы, через стимулирование  социально значимых и коммуникативных качеств личности.

Все дети соприкасаются с миром прекрасного, и в идеале, каждый школьный предмет должен эстетически воспитывать, раскрывая красоту и целесообразность окружающего мира.  Но в воспитании духовной культуры и нравственного облика учащихся особенно велика роль  музыки и искусства, с наибольшей силой воздействующих на эмоциональный мир школьника и облагораживающих его душу.

          О занятиях по искусству  очень важно помнить, что именно с помощью искусства дети получают представление об основных этических и эстетических ценностях – добре, истине, красоте, поэтому в программу школы входит обязательное изучение народного художественного и музыкального творчества (украшение русской избы, праздничный народный костюм, народные игрушки, народные песни, частушки), изучение русского изобразительного искусства (архитектура храмов, старинных городов, живопись, графика), изучение духовной музыки, знакомство с крупнейшими художественными музеями, что способствует пробуждению в детях патриотического чувства, являющегося неотъемлемой частью духовной культуры.  Одно из важных мест в духовно-нравственном воспитании ребёнка занимает воспитание средствами искусства – музыки, изобразительного искусства. Концепции, созданные российскими учёными (Д.Б.Кабалевским, Б.М.Неменским, В.С.Кузиным, Т.С.Комаровым и др.), способствовали проникновению искусства во все сферы образования.

Кроме непосредственно уроков искусства, большое значение в деле воспитания духовно – нравственных качеств личности, имеет внеклассная работа по предметам эстетического цикла, в особенности проектно – исследовательская деятельность. Исследовательская работа учащихся — важное средство формирования их интереса к предмету, развития и профессиональной ориентации. Вряд ли с этим утверждением будет спорить любой из учителей  в школе.

Проектно – исследовательская  деятельность на основе предметов искусства, занятия музыкально-художественной деятельностью очень эффективно способствуют решению задач не только собственно музыкального развития личности, но и формированию и общих способностей школьника, становлению его индивидуальности. Творческий человек востребован на любом рабочем месте. Давно известно, что предметы искусства побуждают ребенка к активации  учебной и творческой деятельности, формируют у него устойчивое эмоционально-эстетическое отношение к действительности.

Учебные исследования можно разделить на три вида: предметные, межпредметные и надпредметные.

  • Самым распространенным видом учебных исследований является предметное исследование, которое предполагает привлечение знаний для решения какой-либо локальной проблемы из одной образовательной области. Такое исследование направленно на углубление знаний по отдельному предмету.
  • Межпредметное исследование направленно на решение проблемы, требующее привлечение знаний из разных учебных предметов одной или нескольких образовательных областей. Межпредметное исследование показывает учащимся, что учебные предметы не существуют индивидуально, а взаимодействуют друг с другом.
  • Надпредметное исследование предполагает совместную деятельность педагога и ученика,         направленное на исследование конкретных личностно-значимых для учащихся проблем. Результаты выполнения такого исследования выходят за рамки учебной программы. Надпредметное исследование выступает средством интеграции школьного образования, дополнительного образования, самообразования, социальной деятельности учащихся и профессионального самоопределения.

Проблема метода обучения предметам искусства в школе представляет собой наименее разработанную область педагогического знания. Исторически сложилось так, что общепедагогические методы обучения часто механически переносятся на преподавание музыки и искусства в школе.  Исследовательская работа по музыке, искусству  также имеет свои особенности.  Это выражается в том, что вряд ли в работах по музыке, ИЗО и искусству учащиеся смогут открыть что – новое, поэтому чаще всего на конференциях встречаются  работы реферативного типа. Но поскольку исследовательская  деятельность предполагает именно открытие, то это возможно лишь используя межпредметные и надпредметные исследования, где музыка и искусство рассматриваются в связи с другими   предметами или эти другие предметы создают условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают у себя исследовательские умения (умения выявить проблему, сбор информации, наблюдения, анализа, обобщения) и мышление. Самым удачным для предметов искусства при написании исследования является метод сравнения, который представлен в виде:

1) выявления сходства и различия музыкального материала;

2) идентификации музыкального материала с конкретными жизненными явлениями и процессами;

3) перекодирования содержания музыки в другой вид искусства (живопись, скульптуру, литературу и др.).

Учитывая  вышеизложенное, можно предложить учащимся следующие темы для исследований:

        • «Поём песни А.Н.Пахмутовой – изучаем историю нашей страны»
        • «Музыка в произведениях А.П.Гайдара».
        • «Величие композиторского труда  в повестях К.Паустовского »
        • «Музыка как средство борьбы со злом в сказках  народов мира»
        • «Героические образы в музыке и живописи»
        • «Музыка… За и против».
        • «Животные и музыка»

 

В этих темах прослеживается интеграция предметов эстетического цикла  не только с традиционными гуманитарными предметами, но и,  как видим, с медициной, физикой, биологией, и, даже, психологией. Все это позволяет учащемуся увидеть целостную картину от идеи и теоретических методов познания до рекомендаций и предложений по практическому применению своих идей, то есть появляется возможность применить науку к определенной области деятельности – в нашем случае к области культуры и искусства.

Важнейшими задачами духовно-нравственного воспитания школьников являются: научить детей понимать прекрасное и возвышенное с одной стороны, безобразное и низменное – с другой; развивать у них способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности,  в труде и искусстве.

×
×