Автор: Ярославцева Александра Алексеевна
«Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России, зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом»
В.В. Путин
Такой стратегический ориентир сформирован президентом страны в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 до 2025 года и является ориентиром для обновления воспитательного процесса любой ОО.
Стратегия ориентирована на качественно новый общественный статус социальных институтов воспитания. Одна из идей концептуального обновления модели воспитания ОО связана с организацией воспитательного процесса и одной из форм является событийный подход. Событийный подход позволяет варьировать направления, формы воспитания и проектировать их в зависимости от интересов и социальных особенностей детско-взрослого сообщества, предметного содержания деятельности ОО. Слайд 3. Главное – технологично включать детей и взрослых в сферу практических действий, где на основе событий педагог оказывает воспитательное воздействие на обучающегося, изменяет его систему ценностей.
Событийный подход нашел отражение в педагогической деятельности. Большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события. В практической деятельности педагогу, классному руководителю необходимо различать такие понятия, как «мероприятие», «событие», «событийность». Суть событийной технологии состоит в обогащении личного опыта и ценностных отношений обучающихся. Слайд 5. Для того чтобы процесс воспитания стал событийным, его содержание должно быть представлено в виде воспитательных событий. Нам нужно развести понятия «воспитание событиями» и «воспитание мероприятиями». Жизнь человека, обусловленная целями, мечтами, планами, надеждами наполнена событиями, которые и являются, по большому счёту, элементарными единицами жизни каждого человека.
Нам нужно развести понятия «воспитание событиями» и «воспитание мероприятиями». Жизнь человека, обусловленная целями, мечтами, планами, надеждами наполнена событиями, которые и являются, по большому счёту, элементарными единицами жизни каждого человека.
Жизнь ребёнка взрослые пытаются занять мероприятиями, цели которых известны и ясны только взрослым. Эти цели не прожиты, не прочувствованы ребёнком, они «спущены» взрослыми, они ими навязаны, а навязанные цели освобождают от ответственности за их достижение. В этом и есть разница между воспитанием событиями (они наполнены смыслом, так как их цели ясны и приняты ребёнком, а, значит, порождают опыт и мудрость) и воспитанием мероприятиями (их цели либо не ясны, либо навязаны ребёнку, а смысл ясен лишь взрослым; их отбывают, а не проживают).
Таким образом, под мероприятием подразумеваются массовые, организованные воспитателями «сверху» формы работы, которые призваны оказывать прямое воспитательное воздействие на участников. В них проявляют активность немногие, а большинству отводится роль зрителя-слушателя (лекция, митинг, концерт, линейка, собрание). Само по себе данное понятие не несет оценочной нагрузки, однако в современных условиях словосочетание «воспитательное мероприятие» вызывает у многих ассоциацию с формальным отношением к тому, что требуется провести (чаще всего для отчета перед вышестоящими органами). Событием в воспитательном процессе может стать некая значимая, спонтанно возникшая или специально «сконструированная» ситуация, которая обеспечивает ее участникам своеобразный «психологический прорыв», выход за пределы существующего жизненного опыта. Роль педагога заключается в управлении событийностью как инструментом воздействия. Событие связывает воспитателя, воспитанника и ситуацию в единое целое.
Слайд 6. Основным условием развития событийного подхода является детско-взрослое сообщество (учащиеся, педагоги, родители, партнёры) Детско-взрослая общность — это объединение субъектов образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) на основе общих ценностей, ценностных ориентиров, норм, смыслов общения и взаимодействия
Слайд 6. Этапы организации воспитательных событий:
1 этап – определение тематики воспитательных событий.
2 этап – определение целей и задач предстоящего воспитательного события, планирование этапов подготовки.
3 этап – подготовка к воспитательному событию. В процессе подготовки воспитанники получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении события. Здесь проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания, ребята готовят творческие работы, осуществляется просмотр тематических материалов.
4 этап – проведение воспитательного события, самый замечательный и долгожданный момент действия.
5 этап – рефлексия, эффект от участия в событии.
По итогам образовательного события проводится обмен мнениями об участии в событии, участники делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого. На этапе оценки анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события, с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в воспитательный процесс.
Слайд 7. Таблица. Каким должно быть событие, чтобы его запомнили От чего зависти тип события .Место проведения (локация) От темы (проблемы) Оформлением (декорации) От технологии, которая используется при организации события Приглашение (любая форма) От времени и места события Действия (угощение, общение, развлечение и др.) От партнеров (приглашённых лиц, зрителей) для которых проводится данное событие Фото на память От самих детей.
Итак, коллеги, сегодня 28 октября. Перед Вами список праздников, существующих в России на сегодняшнюю дату.
День создания армейской авиации России
Международный день анимации
Международный день без бумаги
День бабушек и дедушек
Всемирный день дзюдо
Именно так можно начать любое событие с вашими детьми. И выбрать вместе событие, которое будет проходить и проводиться вместе с детьми, НО! Я предлагаю Вам разделиться на 5 групп, по направлению деятельности, или по желанию, выбрать в вашей группе педагога (учителя), остальные будут детьми (учениками, воспитанниками, учащимися). Вам необходимо разработать воспитательное событие вашего объединения, но не простое, а заданное. Сегодня день без бумаги. Как со стороны Натуралистов, туристов, педагогов технического творчества можно провести день без бумаги. Это должно быть событие. Мероприятие. Но..совместно сложенное умами учителя и детей, опираясь на табличку. Вам необходимо наполнить этот день смыслом и значимостью. В процессе подготовки события участвует не только учитель, как это мы привыкли видеть, но и дети!
Воспитательное событие из личного опыта.
Однажды воспитанники группы попросили камушки для поделок. Мы с ребятами стали думать, где эти камушки можно взять. Часть камушков мы купили в магазине, но этого было недостаточно, и мы решили отправиться в турпоход за камушками. Мы договорились с родителями группы и отправились на красивый берег Амура. Ребята сами выбирали понравившиеся камушки и скоро камушков стало много. Мы на берегу организовали пункт, на котором тщательно отобрали самые красивые камни. На воспитательном часе мы сделали поделки. Самые интересные и красивые мы сфотографировали и отправили на конкурс декоративно-прикладного творчества, а также организовали выставку «Дары природы». Событие? Да…еще какое и дети и родители и педагог вышли на прогулку! Как они туда собрались? Поставили цель — найти камушки. Итог еще и участие в выставке!
А теперь Ваше воспитательное событие. Тема задана. Итог мы услышим от каждой группы через 7 минут.
Выступления коллег.
Преимущества этого метода очевидны. Это прекрасный способ мотивации для развития познавательного интереса. Дети получают навыки осознанного выбора, партнерских отношений, межличностных коммуникаций; учатся самовыражению, самоопределению, самореализации и рефлексии. Каждый ребенок включён в деятельность, которая имеет культурологическое содержание и которая ему по душе. Таким образом, Слайд 9.воспитательное событие – прекрасный способ, интересно организовать жизнь объединения на высоком интеллектуальном и культурном уровне.