Автор: Северина Людмила Владимировна
Внедрение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающую работу, как эффективное средство реализации ФГОС. Подготовила педагог-психолог МДОУ №3 «Воробушек» Северина Л.В.
Рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается с каждым годом. По данным экспертов Минтруда: в России выросло число детей с инвалидностью. В свою очередь, современные федеральные государственные образовательные стандарты и уровень информации требуют все больше внимания уделять познавательному и эмоциональному развитию ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и интересы. Вспомните слова Жан Жака Руссо: «Если вы мне расскажите, я быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню». Метод сенсорной интеграции в работе психолога предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, где огромная роль принадлежит использованию дидактических игр, упражнений и правильно подобранному игровому оборудованию и направлен на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорику.
Сенсорная интеграция— это способность: • Воспринимать информацию, поступающую от всех наших органов чувств • Вычленять наиболее значимую информацию • Анализировать информацию • Вырабатывать соответствующую ответную реакцию.
Дети знакомятся с окружающим миром, воспринимают и изучают его с помощью органов чувств. Дети с нарушениями в развитии, в связи с сенсорными расстройствами, не могут сами получить весь полезный многообразный опыт так же, как здоровые дети. Ежегодно рождается более 100 тыс. детей, имеющих тяжёлые множественные нарушения, часто сопряжённые с поражением сенсорных и двигательных систем. Восприятие сигналов из внешнего мира и внутренней среды организма формируется на основе совместной деятельности нескольких сенсорных систем (зрительной, слуховой, вестибулярной, тактильной, проприоцептивной, вкусовой и обонятельной). Многоканальный характер восприятия позволяет человеку использовать несколько органов чувств одновременно. Ощущения различных модальностей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга объединяются в целостный образ предмета, явления, ситуации интерпретируются в соответствии с прежним сенсорным опытом. Ощущения – «пища» нервной системы. Каждое ощущение является видом информации. Нервная система использует информацию, генерирует определённые ответы и с их помощью управляет действиями субъекта. Таким образом, при условии нормального развития, дети способны видеть какой-либо предмет, одновременно с этим ощупывать его, слышать название и понимать, о чём идёт речь. Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией. Для нормального развития и работы мозг нуждается в постоянном поступлении информации. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Воробушек», наравне с нормотипичными воспитанниками, посещают воспитанники с ограниченными возможностями здоровья: дети с общим недоразвитием речи, дети, имеющие инвалидность , воспитанники с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, а также воспитанники с негативными поведенческими проявлениями. У этих категорий воспитанников, как правило, развитие сенсорной сферы крайне неравномерно и существенно отстает от возрастных норм. Соответственно нарушается формирование представлений о сенсорных стандартах, включая цвет, форму, размер. Все это осложняется низким уровнем развития и дефектами речи. Для таких детей развитие сенсорных навыков и мелкой моторики — одна из важнейших предпосылок развития всей познавательной сферы. Исходя из вышеизложенного, развитие сенсорики у детей в нашем дошкольном учреждении, является дополнительной возможностью для реализации комплексного подхода в коррекционно-развивающей деятельности с воспитанниками данных категорий, для оказания им всесторонней помощи. Психологическая помощь с сенсорным оборудованием — это мощный инструмент для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и когнитивного развития, помогает стабилизировать эмоциональное состояние, повысить эффективность любой деятельности, направленной на улучшение психического и физического здоровья взрослых и воспитанников дошкольного возраста. По окончании дошкольного возраста у воспитанников необходимо сформировать систему сенсорных норм. Сенсомоторное развитие является основами общего психического развития ребенка и является базой успешного овладения многими видами деятельности. Готовность к дальнейшему обучению в школе также напрямую зависит от уровня сенсомоторного развития, недостаточное сенсомоторное развитие дошкольников приводит к ряду трудностей в начальном образовании. Опыт работы в дошкольном учреждении, постоянное наблюдение за детьми позволяет предположить, что эмоциональная нестабильность в большинстве случаев препятствует гармоничному развитию ребенка. Исходя из вышеизложенного, мною была сформирована цель реализации программы по сенсорному развитию воспитанников: Создание специальных условий, облегчающих восприятие окружающих объектов и продуктивное взаимодействие с ними, адаптация среды с учетом потребностей детей с дисфункцией сенсорной интеграции. Повышение сенсорного развития дошкольников. Формирование основных компонентов психического развития ребенка (формирование произвольной саморегуляции поведения, способности ребенка оценивать себя и свои действия (самооценка), познавательной активности, игры, обучение пониманию собственного эмоционального состояния. Задачами программы являются:
Программа включает в себя несколько видов деятельности:
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: В содержание работы входят следующие формы и методы, эффективные как для взрослых (сотрудники ДОУ и родители), так и для воспитанников:
Формы организации коррекционно-развивающего процесса:
Формы работы с родителями
Задачи программы
Систематическая работа с предложенной программой занятий в условиях полифункциональной среды психологической комнаты, способствует совершенствованию фиксации, глазомера, цветовосприятия, формированию зрительно-моторных координаций, навыков ориентировки в пространстве, а, следовательно, ребенок быстрее и успешнее адаптируется в социуме, в микрогруппе сверстников. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: занятия с использованием сенсорного оборудования в коррекционно-развивающей работе открывает перед педагогами широкие возможности в решении проблемных задач развития воспитанников разного возраста. Таким образом, учитывая особенности жизни воспитания детей, заболевания и специфику раннего возраста, при рациональном использовании метода сенсорной интеграции можно добиться значительной положительной динамики в психомоторном и речевом развитии детей, а это способствует более успешной социализации в будущем.
Литература 1. Айрес Э. Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. – М.: Теревинф, 2009. – 272 с. 2. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. М., 2004. 253 с. 3. Реабилитация детей в домах ребёнка / под редакцией В. А. Доскина, З. С. Макаровой. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 335 с. 4. Фурманов И. А. Психология депривированного ребенка / И. А. Фурманов, Н. В. Фурманова. – М., 2004. – 319 с.
|