8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Сенсомоторное развитие дошкольников

Автор: Северина Людмила Владимировна

Сенсомоторное развитие доршкольников.

Подготовила педагог-психолог МДОУ №3 «Воробушек»

Северина Л.В.

“Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами,а именно: видимое – для восприятия зрения, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”

Известно, что детям с выраженными нарушениями интеллекта присущи грубые отклонения всех сторон психической деятельности в целом, а особенно затруднено чувственное познание, которое является первой ступенью сенсомоторного развития. В свою очередь сенсомоторное развитие является фундаментом, точкой отправления для дальнейшего развития, поэтому для этих детей оно становится объективно необходимым.

Сенсомоторное развитие является азбукой познания окружающего мира и направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Слабая активность, моторная недостаточность, обедненность чувственного опыта приводят к бедности восприятия поступающей информации.

Структура занятий предполагает побуждение ребенка к ощупыванию, рассматриванию, прислушиванию посредством игры и закреплению полученного результата в различных видах деятельности.

Комплексная форма занятий предполагает обучение в игровой форме, частую смену различных видов деятельности, а также индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его особенности развития – все эти факторы легли в основу системы комплексных занятий.

Под комплексным подходом подразумевается включение в занятие разных блоков, объединенных одним сюжетом. Такой подход считается более результативным,так как:

— занятия на основе комплексного подхода способствуют формированию у детей целостной картины мира,так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

— у детей формируется стойкий познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность;

— переход от одного вида деятельности к другому позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс;

— занятия на основе комплексного подхода способствуют снятию напряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

— комплексные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений и доброжелательности.

Целью занятий является обогащение чувственного опыта детейразвитие сенсомоторных способностейсенсорного восприятия и формирование обобщенных способов обследования предметов.

На занятиях решаются следующие задачи:

• исправление недостатков моторики, развитие ручной умелости, зрительно-двигательной координации, способов и приемов двигательных действий, включенных в восприятие предметов и явлений действительности;

• формирование мерок — сенсорных эталонов, позволяющих осуществлять сравнительно-оценочную деятельность;

• обучение действиям примеривания, которые являются промежуточными между пробами оценивания и включают соотнесение предмета с формой, цветом и т. д. ;

• развитие поисковых способов ориентировки при выполнении заданий, чтобы ребенок научился осуществлять пробы с целью овладения оцениванием величины (размера, цвета, формы предмета, его вкусовых качеств;

• развитие у ребенка способности видеть и выделять у предметов форму, величину, цвет и другие существенные свойства, необходимые для действия с ними;

• формирование правильной ориентировки ребенка в окружающем предметном мире благодаря тому, что он приобретает умение учитывать свойства предметов в практических ситуациях.

Требования к коррекционно-развивающему занятию:

1. Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом особенностей детей и степени выраженности дефекта.

2. Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изо-, песко-, водо-, кукло-, танцевально-двигательной терапии, элементов обучения грамоты, формированию элементарных математических представлений, применение Монтессори-терапии).

3. В занятиях должна прослеживаться системность и преемственность.

4. Выбор тематики занятий должен определяться характером нарушения и подбором наиболее адекватной тактики коррекционной работы.

5. Формы работы должны определяться задачами занятия, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов (фронтальные и индивидуальные занятия, так и инновационных.

К инновационным приемам относятся следующие виды работ на занятии:

• включение ребенка в процесс взаимодействия с педагогом, группой детей или сверстником с использованием метода «аттракции» (называние по имени, активное включение в процесс рассматривания себя в зеркале, телесный контакт с ребенком с целью расслабления, успокоение, вселение уверенности и т. д.);

• рисование под музыку, используя различные методики рисования – ладошкой, пальчиком, губкой, тампоном и т. д. (изотерапия);

• игры с песком (пескотерапия);

• игры с водой (водотерапия);

• игры с куклами (куклотерапия) и т. д.

К традиционным приемам относятся следующие виды работ на занятии:

• занятие должно включать как познавательный материал, так и различные релаксационные упражнения, которые способствуют развитию у детей коммуникативных умений, обогащают эмоциональный опыт, формируют личностное развитие;

• включение в структуру занятий заданий, способствующих развитию поисковых действий;

• изложение материала на занятии должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях предъявляется готовая информация в форме практического объяснения, сопровождающегося показом, демонстрацией определенных действий с простой речевой инструкцией. В других случаях используется частичная инструкция, регламентирующая частичное выполнение действия, задания с последующими усложнениями. Используются варианты сопряженных и полусопряженных действий.

Также используется чередование на занятии различных видов деятельности: организация практических действий, разрешение проблемных ситуаций, использование дидактических игр, музыкально-ритмических и дыхательных упражнений, графических заданий и др.

Примерная схема занятия по сенсомоторному обучению

1. Развитиечувствительности тела:

прикосновением, массированием, поглаживанием, с помощью сенсорных кон-тактов.

2. Развитиезрительного восприятия:

а) восприятие величины;

б) восприятие цвета;

в) восприятие формы.

3. Развитиеслухового восприятия:

а) на неречевом материале (музыка, звучащие предметы);

б) на речевом материале (речевые звуки, звукоподражательные слова, названия предметов, действий, предложения).

4. Сенсомоторная зарядка (имитационная, сенсомоторная деятельность, показ, что умеют делать руки, ноги, голова, глаза, пальцы).

5. Развитие вкусового и обонятельного восприятия.

Пища соленая, сладкая, кислая, горькая, вкусная, невкусная. Запахи приятные и неприятные.

6. Развитие тактильно-осязательного восприятия (игра «Волшебный мешочек», узнавание предметов на ощупь).

7. Развитие сенсомоторных интеллектуальных реакций (оценка и выражение собственных сенсомоторных реакций; корректировка поведения с учетом сенсомоторного опыта; апробация на объектах новых видов действий; запоминание, запечатление и изменение формы, цвета, расположения предметов; расчленение сложного действия на мелкие сенсомоторные действия).

8. Развитиеосложненного восприятия:

а) в условиях визуальной зашумленности;

б) в условиях передвижения.

9.Релаксационные упражнения:

а) для рук;

б) для ног;

в) для плечевого пояса;

г) для туловища.

10. Продуктивные виды деятельности

Эти занятия носят развивающий характер, так как мы ставим акцент не на результат (конечный продукт деятельности ребёнка, а на сам процесс его создания.

а) рисование,

б) конструирование,

в) аппликацию,

г) лепку.

Знакомя с окружающей действительностью мы учим ребенка быть внимательным к тому, что его окружает, правильно воспринимать и реагировать на него.

Материальное обеспечение.

Оборудование игровой комнаты (сухой бассейн; ширма для кукольного театра; домик детский игровой и т. д.)

Оборудование для развития общих движений (маленькие маты или складной мат; сенсорные мячи разных размеров; мягкий модульный конструктор и т. Д.)

Оборудование для развития мелкой моторики (матрешки; неваляшки; пирамиды разные; напольные пирамиды; шнуровки простые; игрушки с молотком; вкладыши и т. д.)

Игровые средства для развития сенсорики (геометрические формы и тела; лото теней; настольно-печатные игры; цветные таблички; тактильный набор и т. д.)

Игровые средства для развития речи (иллюстрированные книжки со сказками, стихами; тематические наборы картинок и лото; набор кубиков с картинками; сюжетные картинки; компьютерные программы и т. д.)

Игровые средства для социально-эмоционального развития (набор перчаточных кукол-персонажей (би-ба-бо); наборы для изучения собственного тела и себя; азбука настроений; настольный театр игрушек и т. д.)

Игровые средства для творческого развития (музыкальные инструменты; набор строительных кубиков; мозаика с крупными сотами; пластилин; цветная бумага и картон; музыкальные произведения для слушания и т. д.)

Игровые средства для сюжетно-ролевых игр (набор доктора; машина грузовая, коляска для кукол, комплект пластиковой посуды и т. д.)

Предполагаемые результаты работы.

Дети должны научиться:

— Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.

Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.

— Различать и называть основные цвета и оттенки.

— Классифицировать геометрические фигуры.

— Составлять предмет из 2—3 частей.

— Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.

— Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов.

— Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения.

— Различать речевые и неречевые звуки.

— Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.

— Выделять части суток и определять порядок дней недели.

—Различать вкусовые качества.

— Сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания.

— Различать характер мелодии.

— Правильно выполнять действия с материалами и инструментами (кистью, клеем, ножницами, красками, бумагой, тканью и др.)

— Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения.

Развитие тактильного восприятия, как основа сенсомоторного развития детей с ТМНР

Окружающий мир ребенок познает через взаимодействие с ним с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. В связи с этим трудно переоценить значение сенсорного развития ребенка.

Тактильное восприятие (осязание) является одним из основных чувств, через которое мы получаем информацию извне. Сенсорные рецепторы, отвечающие тактильного за восприятия, расположены в коже. Восприятие тактильных ощущений, идут соответствующими нервными каналами к мозгу, где они распознаются и классифицируются. формирование Тактильные ощущения воспринимаются ребёнком с первых дней жизни и даже раньше.

Прикосновения являются первичным доминирующим чувством. У большинства детей развитие тактильных ощущений и связанных с ними реакций идёт правильно. Правильное получение тактильных ощущений является основой развития сенсорной интеграции. Но, в отличие от нормально развивающихся сверстников, очень часто дети со сложными и множественными психофизическими нарушениями выглядят пассивными, равнодушными, никак не реагируют на происходящее вокруг них или их реакция связана только с их собственным внутренним состоянием. Очень важно попытаться преодолеть эту пассивность. Поэтому основная цель игр и упражнений, направленных на развитие тактильного восприятия ребенка данной категории, — это сенсорное развитие и формирование здоровых телесных ощущений данной категории детей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Информация от них анализируется в соответствующих отделах головного мозга и выдает целостную картину. Сенсорная система — это датчик восприятия окружающего мира. Это система, которая считывает информацию извне, опираясь на ранее сформированные сенсорные эталоны. Именно сенсорное развитие служит базой для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире.

В связи с этим, развитие базовых сенсорных эталонов является важным в развитии и воспитании детей со сложными и множественными нарушениями развития. Дети со сложными нарушениями развития – это, как правило, дети с врожденной патологией, у которых отмечаются аномалии развития органов чувств. А это значит, что они с первых дней жизни воспитываются в условиях сенсорной и двигательной депривации.

Анализ научно-методической литературы, практика обучения и воспитания, педагогические наблюдения за детьми данной категории позволяют выделить некоторое своеобразие сенсорного развития и интеграции детей со сложными нарушениями развития. Очевидно, что слабое развитие восприятия оказывается одной из основных причин замедленного овладения деятельностью, а также жизненно необходимыми двигательными и социально-бытовыми умениями и навыками, что отрицательно сказывается на физическом и психическом развитии данной категории детей.

Сенсорному развитию детей с различными нарушениями в развитии уделяли большое внимание такие известные ученые-исследователи, как И. М. Сеченов, П.Ф. Лесгафт, Л.С. Выготский, И.А. Соколянский, Н. А. Бернштейн и др. В настоящее время эта проблема освещена в работах Т.А. Басиловой, М.А. Боровской, Т.В. Лисовской. Все они сходятся в том, что фундамент сенсорного развития и интеграции – это взаимодействие органов чувств ребенка. А для полноценного развития мозгу необходимо постоянное поступление сенсорной информации. Чем больше информации поступает в мозг, тем больше мозгу приходится трудиться, чтобы ее переработать. А что тренируется, то развивается.

Одной из причин сенсорной депривации может быть недостаток сенсорных (тактильных, зрительных, слуховых и т.д.) стимулов. И как результат, недостаточность сенсорного анализа, что ведет к нарушению процесса осмысления построения двигательного действия. Своеобразие сенсорной интеграции детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями заключается в недоразвитии у них способности к приему, переработке и хранению информации, недостаточности словесного опосредования, а также в возникновении различного рода функциональных перестроек. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (со сложными и множественными психофизическими нарушениями) характерны более поздние сроки становления сенсорных функций.

Тактильная или, как ее еще называют, кожная чувствительность и двигательная память становится у детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями особым способом познания окружающего мира. Зачастую у данной категории детей наблюдается нарушение функционирования зрительных и слуховых анализаторов. Тактильная чувствительность позволяет им воспринимать предметы только касанием и действием с предметами в непосредственном контакте. Интересно, что при помощи тактильных ощущений ребенок получает достаточно большой объем информации об окружающем мире. Именно поэтому так важно развивать осязание ребенка. К осязанию относят тактильную, поверхностную чувствительность — ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др. Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это те ощущения. Которые мы получаем через кожу. Это отражение отдельного чувственного качества предметов. Поэтому необходимы специальные игры-упражнения на тренировку тактильных ощущений.

С помощью тактильных ощущений, наряду со зрительными, слуховыми и вкусовыми, ребенок воспринимает окружающий мир. Существует множество игр и упражнений, помогающих ребенку совершенствовать тактильную чувствительность всего тела и чувствительность пальчиков. 

Основными задачами игр-упражнений по развитию тактильных ощущений являются: улучшение осознания ребенка самого себя через тактильные ощущения; побуждение к высказыванию чувств (вербальный/не вербальный способ), которые вызывает соприкосновение с различными материалами и поверхностями; расширение опыта тактильного восприятия ребенком объектов ближайшего окружения; развитие умений дифференцировать осязательные ощущения; развитие у детей умения выражать свое эмоциональное состояние, чувства через соприкосновения.

Вся работа по развитию тактильной чувствительности у детей с ограниченными возможностями здоровья (со сложными и множественными психофизическими нарушениями) проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением, как самого процесса, так и словесного обозначения качества и свойства предмета, его основного признака.

На первом этапе работа начинается с определения зон кожной чувствительности тела ребенка и приучения детей к положительному реагированию на определенные раздражители. На данном этапе целесообразно использовать следующие приемы стимулирования: засыпка тела шариками; опутывание тела лентами; поглаживание различных частей тела; пожатие рук; прикосновение теплой грелкой к различным частям тела; ритмичное похлопывание; помещение ребенка в сенсорный бассейн.

На втором этапе педагог начинает прикасаться предметами различной фактуры к различным частям тела ребенка: поглаживание ваткой или мягкой игрушкой доступных частей тела (щек, шеи, ладоней, пальцев, рук, ног); поглаживание, используя гипотермию и гипертермию (марлей, салфеткой, смоченной в холодной и теплой воде, резиновой грушей, игрушкой, грелкой); поглаживание поролоном, щеткой, плотной тканью; прокатывание по рукам, ногам, предплечьям войлочных, резиновых и пластмассовых мячей (шариков); обдувание обнаженных частей тела феном, обмахивание веером; растирание (более глубокое и интенсивное поглаживание) кистей рук, стоп, каждого пальца рук и ног. Выполняется тремя пальцами: указательным средним и безымянным; массирование тела мехом, шерстяным лоскутком, щеткой, звучащей игрушкой.

На третьем этапе педагог побуждает выполнять сопряженные (совместные) действия по обследованию различных предметов. Руки педагога выполняют направляющие действия: проведение руками ребенка по поверхности обследуемого предмета (в руке педагога рука ребенка); упражнение в совместном сжимание поролоновых игрушек; упражнение в совместном сжимание резиновых мячей, резиновых игрушек; используя вязаную перчатку с нашитыми пуговицами различной величины и формы, побуждение ребенка ощупывать пальцы с пуговицами (ребенок ощупывает каждый палец, здоровается с ним); упражнять ребенка в удерживании небольшой игрушки одной рукой, манипулирование ею; упражнять в удерживании игрушки двумя руками.

На четвертом этапе педагог побуждает ребенка выполнять полусопряженные, потом самостоятельные действия с предметами: упражнение в ощупывание предметов одно, потом двумя руками; обследование предметов с помощью рта; упражнение детей в удерживании предметов руками: двумя, одной; формирование умения манипулирования предметами: трясти, толкать, отбрасывать, толкать, перекладывать из руки в руку; побуждать играть с бумагой: мять, листать, сгибать, комкать; побуждать играть с лоскутками ткани; побуждать играть с предметами различной фактуры.

Игровые упражнения на развитие тактильно-двигательного восприятия положительно влияют на развитие мелкой моторики рук, координацию движений пальцев рук, совершенствуют зрительные и двигательные анализаторы детей, обогащают сенсорный опыт, способствуют развитию концентрации внимания. Так же эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка.

 

 

Список литературы.

1. Башаева, Т. В. Развитие восприятия у детей : форма, цвет,звук: Популярное пособие для родителей и педагогов / Т. В. Башаева.— Ярославль : Академия развития, 1997. — 237 с. (1296616 – ЧЗ)

2. Белоусова Л. Е. Использование Монтессори-терапии в сенсомоторном развитии дошкольников со сложной структурой нарушения // Дошкольная педагогика. – 2002. – №2. – С. 38-43.

3. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. В помощь маленькому мыслителю (Развитие элементарных математических представлений).- СПб.: «Паритет», 2005.-2005.-128с. -(Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»).

4. Борисенко М. Г., Датешидзе Т. А., Лукина Н. А. Ползаем. Бегаем. Прыгаем (Развитие общей моторики).- СПб.: «Паритет»,2005.-160с. — (Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»).

5. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Смотрим. Видим. Запоминаем. (Развитие зрительного восприятия и памяти).-СПб«Паритет», 2004.-128с. — (Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»).

6. Боровская И. К. Воспитание и обучение детейв условиях домов-интернатов: пособие для педагогов / И. К. Боровская и др. ; под ред. Т. В. Лисовской. — Мн.: НИО, 2007. — 216 с.

7. Вайнерман С. М., Большов А. С., Силкин Ю. Р. и др. Сенсомоторное развитие дошкольников. – М.: Владос. — 2001. — 264 с.

8. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение -1998. – 396 с.

9. Войлокова Е. Ф, Андрухович Ю. В., Ковалева Л. Ю. Сенсорноевоспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005 – 304 с.

10. Губа Г. И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста – от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России,2007.-80с.

11. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, З. Н. Максимова; ред. Л. А. Венгер. — 2-е. изд., перераб.— Москва: Просвещение, 1978. — 96 с.

12. Есафьева Г. П. Учимся рисовать. Старшая и подготовительная группы / Художник Афоничева Е. А. –Ярославль: Академия развития, 2007.– 80 с.

13. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» Авторов С. Д. Забрамной, О. В. Боровика.: Пособие для психолого — педагогических комиссий. –М.: Владос, 2003-32с.

14. Занятия с малышами в детском саду, воспитание детей раннего возраста / составитель К. Белая. — М.: Линка-Пресс, 2002.

15. Запорожец А. В., Усова А. П. Сенсорное воспитание дошкольников. М.: Академия педагогических наук. –2003. – 301 с.

16. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов /Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. — М.: Полиграф сервис, 2002. — 128 с.

17. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями : [методическое пособие] / Ин-т коррекц. педагогики РАО ; [М. А. Браткова и др. ].— Москва : Экзамен, 2006. — 158 с. (1377911 — ЧЗ 1377912 – АБ)

18. Исаева Т. Н. Формирование игры у детей дошкольного возраста с тяжелой умственной отсталостью.: Дис…канд. пед.наук:13.0003: Москва,.61:01-13 / 2094-5.

19.Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: метод. пособие для педагогов / Е. А Стребелева, Ю. Ю. Белякова, М. В. Браткова и др. ; под. ред. Е. А. Стребелевой ; Ин-т коррекц. педагогики РАО

20. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа / авт. -сост. О. П. Власенко [и др. ].— Волгоград: Учитель,2011.-262с.

21. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Вторая младшая группа / авт. -сост. Т. В. Ковригина, М. В. Косьяненко, О. В. Павлова. –Волгоград: Учитель, 2011.-234с.

22. Катаева, А. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. — М.: Владос, 2004. – 219 с. (1373576 – ЧЗ)

23. Кривых, Ю. С. Коррекционно-педагогическая работа по сенсорному развитию детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Ю. С. Кривых // Логопедия. — 2008. — N 1 (январь-март). — С. 53-55. (Издание имеется в ПГУ)

24. Казакова Р. Г. и др.Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.

25. Катаева А. А., Стребелева Е. А.Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.

26. Катаева А. А., Стребелева Е. А.Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 208 с.

27. Кириллова Ю. А. Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе для детей средней логопедической группы (ОНР): Пособие для практических работников детских садов – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.– 144 с.

28. Коррекционно – развивающие обучение детейв процессе дидактических игр: пособие для учителя – дефектолога / Е. А. Стребелева. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 256.: ил. – (Коррекционная педагогика).

 

 

 

×
×