Автор: ИРИНА ПАВЛОВНА ПАНЧЕНКО
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ.
Тема: «Формирование слоговой структуры слова»
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих нарушением речи.
У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приводит к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении , но и в общении со сверстниками и взрослыми.
Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно – методической литературе, педагоги испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в системном подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.
У детей с ОНР речь страдает как целостная функциональная система , нарушаются все компоненты: фонетико – фонематическая сторона , лексика , грамматический строй.
Ребёнок имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава слова, которые могут проявляться следующим образом :
1. Нарушение количества слогов;
· сокращение ( пропуск) слогов : «моток» — молоток;
· опускание слога опускающей гласной: «пинино» — пианино;
увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечения согласных : «команата» — комната.
2. Нарушение последовательности слогов в слов;.
перестановка слогов : «деворе» — дерево;
перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот .
3. Искажение структуры отдельного слога :
· сокращение стечения согласных : «тул» — стул ;
· вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон.
4. Уподобление слогов: «кококосы» — кокосы.
5. Персеверация (цикличное повторение , настойчивое воспроизведение ): «били…били…билитекарь» — библиотекарь.
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы.
7. Контаминация (смешение элементов слов): « в холодильнице» — в холодильнике и хлебнице.
« Характер ошибок слогового состава обусловлен состоянием сенсорных (фонематических) или моторных (артикуляционных) возможностей ребёнка. Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребёнка. Ошибки типа сокращение слогов и сокращение стечений согласных встречаются редко и имеют изменчивый характер. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечения согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы и носят более стабильный характер».
Нарушения слоговой структуры слов удерживаются в речи дошкольников с ОНТ дольше , чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова усвоенная в изолированном произношении , нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь.
Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребёнку.
Усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребёнка в школе. Особую значимость проблема формирования слоговой структуры слова приобретает в условиях детского сада для детей с нарушением речи как подготовительный этап к обучению грамоте.
Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова предполагает воздействие на все компоненты речевой системы. Для реализации этой задачи требуется многоплановый по всей тематике и рассчитанный на учебно-игровой форму работы материал. На поиск его затрачивается значительные усилия.
В основу работы положен принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К.Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов:.
Система работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова, рассчитана на 2 года (старшая и подготовительная группа . речевой материал подобрал в полном соответствии с программным документом.
На протяжении всего периода работы следует учитывать , что формирование слоговой структуры слова ведётся по двум направлениям:
· развитие имитационной способности, т.е. формирование умений к отражённому воспроизведению слогового контура;
· постепенный контроль за звуко-слоговой наполняемостью слова.
Следует также помнить, что к более сложному слоговому классу рекомендуется переходить после отработки слов изучаемого продуктивного слогового класса во фразовой речи.
Рекомендуемая литература:
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. СПб., 2000.
Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. М., 2007.
Гомзяк О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей: Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи. М.,2007
Жукова Н.С. Формирование устной речи. М., 1994.
Иллюстративный энциклопедический словарь .М.,2000.
Панина О.П. Использование методики Зайцева Н.А. при обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи .
Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР. М.,2005.
Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: Система коррекционных упражнений для детей 5 – 7 лет. М., 2001.