8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Особенности применения игровых технологий В.В.Воскобовича в старшем дошкольном возрасте.

Автор: Шафикова Ания Ханифовна

Особенности применения игровых технологий В.В.Воскобовича

в старшем дошкольном возрасте.

 Подготовила воспитатель Шафикова А.Х:

Первые игры Вячеслава Воскобовича появились в начале 90-х. В основном, это игры- конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами.

Особенности развивающих игр Воскобовича:
игры разработаны исходя из интересов детей. Занимаясь с такими игровыми пособиями, дети получают истинное удовольствие и открывают для себя все новые и новые возможности;
широкий возрастной диапазон. В одну и ту же игру могут играть дети от 2х до 7 лет и старше. Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений;
многофункциональность и универсальность. С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач;
систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал;
методическое сопровождение.

Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями,                                                       вопросами и иллюстрированными рисунками.

 

Развивающие игры Воскобовича способствуют:
— эффективному развитию психических процессов
(внимания, памяти, воображения, мышления, речи). Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности;
творческому развитию детей. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личностного развития;
развитию речи. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематического слуха;
социально-нравственному развитию. В игре устанавливаются взаимоотношения между детьми и взрослыми, ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу,

учится быть справедливым, уступать в случае необходимости,  помогать в беде и т.д.;

— художественному воспитанию. Совершая какое-либо действие, ребенок думает о его красоте, элегантности, общей уместности в конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих. Развиваются творчество и фантазия при яркой проникновенной передаче художественного образа.

        Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои — мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик — сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.

 

 

Самые популярные игры Воскобовича:

      «Квадрат Воскобовича» («Игровой квадрат») или  «Кленовый листок», «Косынка», «Вечное оригами». Игра представляет собой 32 жестких треугольника наклеены на гибкую основу с двух сторон. С одной стороны «Квадрат» — зеленого и желтого цвета, с другой – синего и красного.  Квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры. Потому-то эту игру называют еще «Вечное оригами» или «Квадрат– трансформер».

Дети осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в «домике» геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты.

Квадрат позволяет поиграть, развить внимание, память, пространственное воображение и тонкую моторику, а также знакомит с основами геометрии, пространственной координацией, объемом, является счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.

        Игру сопровождает методическая сказка «Тайна Ворона Метра, или сказка об удивительных превращениях- приключениях квадрата». В ней «Квадрат» оживает и превращается в различные образы: домик, мышку, ежика, котенка, лодку, туфельку, самолетик, конфетку и т.п. Ребенок собирает фигуры по картинкам в книжке, где показано, как сложить квадрат, и дано художественное изображение того же предмета.

     Этот квадрат-головоломка позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение и тонкую моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии, стериометрии, счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.

    Знакомит со способами конструирования.

 

     Как сделать волшебный квадрат Воскобовича?

Квадрат Воскобовича можно смастерить и самостоятельно, используя для этого подручные материалы:

приготовьте цветной картон ярких цветов;

нарежьте его на треугольники произвольного, но вместе с тем одинакового размера (треугольников каждого цвета должно быть 16 штук);

склейте их между собой широким скотчем, оставляя в нужных местах промежутки шириной не более 0,5—1 см (в зависимости от размера большого квадрата).

«Чудо-крестики» представляют собой игру с вкладышами. Вкладыши сделаны из кругов и крестиков. Крестики разрезаны на части в виде геометрических фигур. На начальном этапе дети учатся собирать разрезанные фигуры в единое целое. Далее задание усложняется: по схемам в «Альбоме фигурок» (прилагается) ребенок собирает сначала дорожки, башни, а затем драконов, человечков, солдатиков, насекомых и многое другое. Эта игра намного интереснее современных «одноразовых» паззлов, собрав которые, ребенок мгновенно теряет интерес. С играми же Воскобовича можно играть очень долго, постепенно совершенствуя и развивая свои навыки.

Игра развивает внимание, память, воображение, творческие способности, «сенсорику» (различение цветов радуги, геометрических фигур, их размера), умение «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей.

 

«Геоконт»  — её еще называют «дощечкой с гвоздиками» или «разноцветные паутинки» — представляет собой фанерную дощечку с нанесенной на неё координатной пленкой. На игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, на которые натягиваются разноцветные «динамические» резинки. В результате такого конструирования получаются предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы. С ней, как и с другими играми по методике Воскобовича, с интересом играют дети от 2 до 10 лет. Если двухлетний малыш может изобразить, к примеру, треугольник, то детям постарше уже будет интересно работать самостоятельно, выполняя более сложные задания и даже изучая в игровой форме основы геометрии.

Игровой набор сопровождает методическая сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и Я, дядя Слава» (в названии сказки зашифровано слово «геометрия»).

          А начинается сказка так: «Однажды малышу Гео приснился сон. Идет он по белу свету день, второй, третий, и вдруг — навстречу Красный Зверь. Испугался малыш, побежал, и вдруг — голос: «Не бойся Красного Зверя, прогони его оранжевым криком». Крикнул малыш оранжевым криком – исчез Красный Зверь, но появилось дерево, на вершине которого сидела Желтая Птица. Взмахнула Желтая Птица крылами, закружила, Малыш испугался и побежал. И снова голос: «Не бойся Желтую Птицу – прогони ее зеленым свистом». Свистнул малыш зеленым свистом – исчезла Желтая Птица. Появилось озеро, на берегу стояла лодочка. Сел Малыш в лодочку, сделал несколько гребков и вдруг выплывает Голубая Рыба. Снова испугался Малыш, подналег на весла, но не тут-то было. И снова голос: «Не бойся Голубую Рыбу, прогони ее синим шепотом». Шепнул Малыш синим шепотом – исчезло озеро, исчезла лодочка. Гео стоял перед входом в Фиолетовый Лес».

      Таким образом, ребёнок  не просто создает изображения на «Геоконте», а делает паутинку паука Юка, лучи и отрезки, которые называются «оранжевым криком Красного зверя», «зеленым свистом Желтой птицы» или «синим шепотом Голубой рыбы». В книжке приводятся схемы-рисунки того, что должно у ребенка получиться.

        В результате игр с «Геоконтом» у детей развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творчество.

 

          Игровизор Воскобовича представляет собой два скрепленных пружиной «листа» формата А4. Первый лист — ламинированный картон расчерченный в клетку. На верхних и нижних углах листа расположены животные, для лучшего ориентирования на листе: левый верхний угол — лев, левый нижний угол — лань, правый верхний угол — павлин, правый нижний угол — пони. Второй лист — прозрачный пластик, по которому предстоит рисовать маркером на водной основе. Между «листами» помещаем страницы развивающих пособий или просто распечатанные задания и выполняем их. Или просто рисуем по верхнему листу. 

 

Приложения к Игровизору: «Катя, Рыжик и Рыбка» — от 4-7 лет, 8 стр. «Лабиринты букв 1: гласные» — от 3-8 лет, 12 стр. «Лабиринты букв 2: согласные»- от 4-8 лет, 20 стр. «Лабиринты цифр»- от 3-6 лет, 12 стр. «Игровой калейдоскоп»- от 3-8 лет, 12 стр.

 

«Кораблик Брызг-брызг». Для любого ребенка слова «играть» и «учиться» – синонимы. Именно поэтому развивающая игра Воскобовича «Кораблик Брызг-брызг» так привлекательная для детей. Её успех заключается в сочетании сказочного сюжета и наглядного дидактического материала. Судно отправляется в захватывающее морское путешествие. В пути ребята-пассажиры осваивают азы математики и развивают свои интеллектуальные способности.

     Игра способствует: совершенствованию интеллекта: внимания, памяти, мышления, речи. Тренировке мелкой моторики рук. Развитию математических представлений: О цвете, высоте, предметов, пространственных представлениях, условной мерке (флажок, количественном и порядковом счете, составе числа. Развитию умения решать логико-математические задачи.

        Игра представляет собой плоскую деревянную лодочку с 7 мачтами из фетра. На липучках к мачтам крепятся деревянные флажки всех цветов радуги. Для удобства у каждого флажка есть ручка, за которую его удобно снимать и прикреплять. Каждая мачта пронумерована и имеет разную высоту – от 1 до 7 флажков. Кораблик можно повесить на стену или на стенной ковер: кроме специальных отверстий под гвоздики или крючки на обратной стороне предусмотрены липучки.

       В инструкции описано множество игровых заданий. Каждое развивает у малыша важные качества и навыки. Познакомиться с основными цветами очень легко, надевая яркие флажки на мачты по принципу «радуги», «тельняшки» или «лесенки». Это занятие также объясняет ребенку понятия горизонтали/вертикали/диагонали.

           Мачты можно сравнивать по высоте: какая самая высокая, самая низкая, средняя? А какая выше средней, но ниже самой высокой? И так далее. Надевая флажки на мачты, ребёнок познакомится также с составом числа. Например, в одном из заданий ему предстоит отсчитать 9 флажков и повесить их на 3 мачты. Сколько флажков окажется на каждой из них? Или отсчитать 10 флажков и полностью закрыть ими 3 мачты. Какие это будут мачты по высоте? А по номеру?

             Большую часть заданий составляют логико-математические задачи. В них ребенку предлагается не просто расставить или снять флажки в определенном порядке, а поучаствовать в сюжете сказки. Например, расскажите малышу, что в море поднялся сильный ветер, и флажки начало срывать с мачт. Сначала сорвало все флажки одного цвета (какого?) со средней мачты. Затем улетели все зеленые флажки (с каких мачт?). Какие флажки остались на кораблике? Ответы на подобные задачи можно проверить по рисункам в инструкции.

 

       Уникальное авторское пособие В. Воскобовича коврограф «Ларчик». Задания сгруппированы по возрастам. Для каждого возраста предусмотрены задания для развития сенсорных способностей, внимания, мышления, памяти, воображения, задания, знакомящие с окружающим миром, соответствующие возрасту задания по математике, а для старшего возраста – задания для обучения грамоте и развития речи.

          

       «Прозрачный квадрат» — это головоломка, конструктор и пособие для решения логико-математических задач. Игра развивает логическое мышление, моторики руки, конструкторские способности и воображения.

— освоение названий и структуры геометрических фигур, их размера;

— умение составлять геометрические фигуры из частей, понимание соотношения целого

   и части;

— умение конструировать предметные силуэты путем наложения или приложения

    пластинок.

— внимание, память, умение анализировать, сравнивать, творческие

    способности, речь, мелкую моторику рук.

   Инструкция к игре – это сказочная история об удивительных нетающих льдинках Озера Айс. Вместе с мудрым Вороном Мэтром по ходу сказочного сюжета, ребенок выполнит задания Хранителя Озера Айс и получит в награду волшебные нетающие льдинки, из которых можно сложить множество забавных фигурок. Можно складывать фигурки из альбома, а можно придумывать свои.

Математические корзинки – это пособие поможет ребенку буквально «на ощупь» закрепить счет, уяснить состав чисел, а также понять смысл сложения и вычитания. 

 

На что следует обратить внимание во время занятий с ребенком по играм Воскобовича: 

•    Подготовка. Перед тем как предлагать игру ребенку, ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.

•    Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.

•    Статичность.  Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать их от слишком долгого сидения.

•    Усидчивость. Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому малышу по душе и по силам.

               

           Игры В. Воскобовича — необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми с нарушением зрения. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, подготовленными к обучению в школе.

 

Литература:
1. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ. – Воронеж: ООО «Метода», 2013.
2. Воскобович В.В., Харько Т.Г., Балацкая Т.И. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринтры игры». СПб., 2000.
3. Воскобович В.В., Харько Т.Г. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. СПб., 2007.
4. Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов/Под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

×
×

Статьи
«Новый порядок
аттестации» для учителей
и воспитателей

Подпишитесь на нашего бота в
Telegram, чтобы забрать статьи

Получить статьи