Автор: Шидей Татьяна Викторовна
АКТУАЛЬНОСТЬ БУКТРЕЙЛЕРА В ПРЕПОДАВАНИИ
Шидей Т.В.,
Преподаватель иностранного языка,
Высшей квалификационной категории
В современном мире, переполненном информацией, с каждым годом все сложнее ориентироваться в стремительном потоке новых сведений. С этой проблемой сложно справиться взрослому человеку, не говоря о студенте, внимание которого разрывается между учебной информацией и потоком, льющимся на него с экрана телевизора, компьютера и телефона. Преподаватель в этой неравной схватке постоянно борется за внимание студента, учит его работать с линейным, объемным текстом, тогда как студент лучше воспринимает текст «новой природы», насыщенный образами. Преподавателю не хватает вербальных средств для сообщения информации. Современные дети все хуже воспринимают только вербальную информацию. Поэтому преподавателю необходимо привлекать визуальный ряд, воздействуя на интеллект и эмоции обучающихся.
В данной статье попытаемся ответить на вопрос «Что такое тексты «новой природы»? Как эти тексты можно использовать на уроках литературы и иностранного языка?» приведем пример такого текста – буктрейлера.
Прежде чем говорить о текстах «новой природы» в образовании, необходимо определить наполненность самого термина «текст». Современная текстология до сих пор оперирует несколькими определениями. Ю.М.Лотман в «Лекциях по структуральной поэтике» предлагает воспользоваться рабочим определением Пятигорского: «Во-первых, текстом будет считаться только сообщение, которое пространственно (т.е. оптически, акустически или каким-то иным образом) зафиксировано. Во-вторых, текстом будет считаться только такое сообщение, пространственная фиксация которого была не случайным явлением, а необходимым средством сознательной передачи этого сообщения его автором или другими лицами». Выберем и мы это определение в качестве рабочего.
Текст разделяется на линейный и нелинейный, т.е. «новой природы». Линейный текст на бумаге, законченный, последовательный закрытый, характеризуется выверенной композицией и отсутствием «невербальных», «экстралингвистических» элементов. Это произведения художественной литературы, тексы учебников и правил. Надо заметить, что линейные тексты тяжело воспринимать современным студентам из-за их «клипового сознания», неспособности сосредоточиться на поставленной задаче. Современные студенты испытывают трудности в чтении как художественных, так и учебных текстов, представленных в привычном линейном формате, в их запоминании, в выявлении главной мысли; – им гораздо интереснее смотреть, чем читать. Преподаватели и методисты вынуждены признать, что ещё недавно сложившиеся в науке и практике методы, приёмы, формы изучения учебных предметов, дававшие успешные результаты, сегодня зачастую «не работают» потому, что пришло совершенно новое поколение, родившееся в эпоху Интернета. Это поколение не помнит, какой была жизнь без гаджетов, и порой проводит большую часть времени, держа в руках не книгу, а смартфон или планшет. Создателями теории поколений Нилом Хау и Уильямом Штрауссом поколение 2000-х названо «центениалами». Его еще называют «поколением Z», или «сетевым поколением». Это поколение, у которого размыта граница между реальным и виртуальным миром. В философско-педагогической литературе уже в конце 1990 – начале 2000-х годов появился термин «клиповое мышление», которым была обозначена особенность современного человека «воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощённого в форме либо видеоклипа, либо теленовости» [1, с. 50].
Тексты «новой природы» становятся интереснее для людей с клиповым сознанием, поскольку в них есть видеоряд, либо иллюстрации, есть эмоциональный посыл. Тексты «новой природы», возниклиеще в эпоху древнерусской литературы (например, фигурные стихи Симеона Полоцкого — стихотворение-сердце, созданное в XVII веке). К фигурным или графическим стихам обращались Маяковский, Гуро, Хлебников. Термин «калиграммы» придумал француз Аполлинер в 1918 году. Известно стихотворение Бродского «Фонтан», написанное в виде взлетающих струй воды.
Тексты «новой природы» можно условно разделить на тексты, созданные с использованием ИКТ (электронные учебники нового поколения, буктрейлеры, лонгриды) и «рукотворные» арт-объекты: коллажи, изотексты, калиграммы, маргиналии, комиксы. Это тексты «открытые» (намеренно незавершенные), «личные» (подчеркнуто-авторские, индивидуальные, даже если выполнены группой студентов) и отличающиеся от традиционных учебных текстов. Это комиксы, манга, фуметти, графические романы, сарьякува – названия для художественных произведений, в которых тексты и картинки не иллюстрируют друг друга, а являются одним целым. Каждое название связано с национальной манерой исполнения истории в картинках. Примечателен тот факт, что широко популярна японская манга о Пушкине «Бронзовый ангел» (Сайто Тихо).
Характеристиками текстов новой природы становятся — открытость; — расчет на рефлексию и обсуждение-дополнение другими участниками коммуникации; — соединение научного и художественного подходов. Тексты «новой природы» развивают метапредметные компетенции, соединяют разные способы познания – научный и художественный.
Весьма распространенным и эффективным с точки зрения преподавания является один из видов текстов «новой природы» буктрейлер.Это заметный атрибут издательской индустрии, значимое явление книжной культуры, уже ставшее предметом самостоятельного научного исследования (Л.В. Зимина, Т.М. Плохотник, Е.А. Садовникова, Н.М. Свергунова, Н.В. Шевцова, С.В. Шершнева, Л.Н. Якина и др.). Обобщенно под буктрейлером понимается видеокомпозиция из экранизированных эпизодов литературного произведения, но на практике это понятие применяется не только к специально срежиссированной игровой постановке по сюжету книги, но и к видеоинсталляции с музыкальным сопровождением, и к набору слайдов простенькой компьютерной презентации. Буктрейлером именуют как ролик о конкретном произведении (например, новом романе известного автора), так и клип о книгах вообще (например, социальная реклама чтения). По способу визуального воплощения текста можно выделить три разновидности буктрейлеров:
игровые (минифильм по книге);
неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т.п.);
анимационные (мультфильм по книге).
Возможна и классификация буктрейлеров по содержанию:
1) повествовательные (представляют эпическую сторону, основу сюжета);
2) атмосферные (передают настроения книги и ожидаемые читательские эмоции);
3) концептуальные (транслируют ключевые идеи, общие смыслы текста).
Эта классификация, предложенная Ю.В. Щербининой,вошла в научный обиход и составила основу статьи «Буктрейлер» в «Википедии».
История буктрейлеров началась в 2002 году – с выхода ролика к остросюжетному роману Кристин Фихан «Темная симфония», а широкую популярность эта практика получила с 2005 года благодаря появлению электронных книг (букридеров) и развитию видеосервисов (в России это прежде всего «YouTube» и «Вконтакте»).
В России по разным данным массовое увлечение созданием видеоанонсов к книгам началось в 2010 году, но можно считать точкой отсчета и первый буктрейлер от издательства — в 2011 году «Азбука» выпустила первый профессионально снятый ролик к роману Алексея Маврина «Псоглавцы».
Наряду с профессиональным созданием буктрейлеров, в которых мастерство граничит с искусством, развивается и любительское видеотворчество. Проводятся как областные, так и общероссийские конкурсы («VideoBooks», «Роман с библиотекарем», «Всероссийский конкурс-парад буктрейлеров»); вручаются специальные премии («MobyAwards», «BookVideo», «Trailee»). В Красноярском крае все литературные фестивали объявляют номинацию «буктрейлинг».
Ю.В. Щербинина отмечает, что «методический потенциал буктрейлеров вполне очевиден: они воплощают мечту С. Эйзенштейна о трехмерной «книге-шаре», в которой возможно единовременное и взаимное проникновение отдельных фрагментов. Текст в видеоформате становится поликодовым – состоящим из словесных, зрительных и мелодических элементов. Это и придает произведению «шарообразность», расширяя возможности его восприятия и интерпретации». [10, Щербинина, 2017] .
Ученые и педагоги-практики в целом почти единодушны в позитивной оценке буктрейлера как методического инструмента и дидактического приема повышения интереса студентов к чтению, усиления познавательной активности, совершенствования читательских компетенций и коммуникативных навыков. Педагогическое использование буктрейлеров реализуется в двух основных формах:
1) просмотр и обсуждение готовых видеороликов;
2) самостоятельное создание и представление вербально-визуальных продуктов.
Таким образом, на уроках литературы и иностранного языкабуктрейлер все прочнее закрепляется в качестве особой разновидности медиатекста, являющего одновременно и предметом изучения, и обучающим средством. Поэтому прееподавателям необходимо активно осваивать буктрейлеры в своей практике. Мотиваций в выборе книг для создания буктрейлера может быть множество. Это книг из программы и продвижение книг – юбиляров, создание буктрейлеров, приуроченных к датам и событиям и др.Видеоролик не должен быть длинным, не более 3 минут, так как это оптимальное время, чтобы удержать внимание зрителя потенциального читателя. Он не должен быть переполнен вербальным текстом. Для видеоряда мы подбираем картинки, делаем фотографии, подобраем видео, которое необходимо конвертировать в формат avi. Используем для этого программу http://[www.formatoz.com/download.html FormatFactory] (Фабрика форматов). Для записи и редактирования звука используем программу SoundForge. Необходимо иметь техническое оборудование микрофон. Для работы с видео есть множество программ:WindowsMovieMaker, MovieMaker.Преподавателю лучше спланировать эту работу как проектную и распределить между обучающимися обязанности, кто-то напишет сценарий, кто-то займется подборкой звукового ряда, кто-то сыграет роли и т.д.
Подводя итог, скажем, что тексты «новой природы» должны стать помощником преподавателя, провести мостик от обучающегося с «клиповым сознанием» к линейному вербальному тексту, к произведениям классической литературы XIX, XX века. Ведь именно в этих произведениях объемных, законченных кроется запас духовности, нравственности, интеллекта без которого невозможно существование будущего общества