Автор: Шуплецова Светлана Викторовна
Ресурсное и информационное обеспечение
современных образовательных технологий (СОТ)
Развитие школы может осуществляться посредством инноваций.
Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.
Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики мы сегодня будем говорить о педагогических технологиях (образовательных технологиях).
Причиной выбора является следующее:
- в условиях существующей классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежит, каким бы то ни было серьезным коррективам;
- образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;
- педагогические (образовательные) технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;
- они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
- обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
- отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
- четкая ориентация на развитие творческой деятельности.
Для умелого и осознанного выбора из имеющегося банка педагогических технологий именно тех, которые адекватны концепции развития школы и основным направлениям педагогической стратегии, а также самостоятельной разработке и конструированию новых технологий обучения и воспитания необходимо понимать сущностные характеристики современной трактовки понятия «образовательная технология».
В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая (образовательная) технология».
«Технология» — это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.
«Педагогическая технология» — это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Анализируя существующие определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:
- однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
- отбор и структура содержания (что);
- оптимальная организация учебного процесса (как);
- методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
- а так же учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
- и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:
- традиционные технологии: относя к традиционным технологиям различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика на паритетное и многое другое;
- игровые технологии;
- тестовые технологии;
- модульно-блочные технологии;
- интегральные технологии и т.п.;
Ресурсное и информационное обеспечение является ведущим условием повышения качества образования, поэтому создание условий для перехода к новому уровню образования на основе СОТ является главным критерием современной школы. Использование СОТ и, главное, спланированность и организация работы по внедрению современных ИТ в учебно-воспитательный процесс должны носить системный характер. Целью такой работы станет создание единого информационного пространства школы через обеспечение информационно-методического сопровождения педагогического процесса, что
- создаёт условия для повышения качества образования,
- способствует снижению перегрузок учащихся за счёт более эффективного использования современных педтехнологий на основе информационных;
- развивает междисциплинарные связи в обучении;
- формирует информационную культуру всех участников образовательного процесса;
- ведёт к развитию материально- технической базы учебного заведения;
- делает процесс функционирования школы открытым, доступным для всех его участников- педагогов, учеников, родителей;
- создаёт условия для перспективного совершенствования, так как главное условие не само пространство, а его содержание.
При использовании современных образовательных технологий учителя иностранного языка применяют следующее ресурсное и информационное обеспечение:
1. Печатные наглядные пособия: таблицы по страноведению, грамматики, тематические таблицы
2. Демонстрационные материалы
3. Видео материалы по страноведению, художественные и мультипликационные фильмы на английском языке
4. Аудиотека
Кроме того, материалы по ИЯ есть в школьной библиотеке и медиатеке :
— подписное издание «Первое сентября»;
— номера методического журнала «ИЯШ»;
— англоязычные словари;
-компьютерные программы
У каждого учителя есть своя библиотечка методической литературы, которая используется при подготовке к урокам
Весь перечисленный материал систематизирован в каталоги, что облегчает работу учителя.
Перечень ресурсного и информационного обеспечения помещен в паспорт кабинета.
Используемые Интернет ресурсы в работе учителей АЯ:
- Сайт Министерства образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru
- Федеральный портал “Российское образование”: http://www.ed.gov.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР): http://eor.edu.ru
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru
- Федеральный портал “Информационно-коммуникационные технологии в образовании”: http://www.ict.edu.ru
- Поисковые системы российского сегмента сети Интернет: интеллектуальная поисковая система NIGMA: http://www.nigma.ru
- Международные поисковые системы: поисковая система Live Search: http://www.live.com
- Ресурсы для обучения чтению, письму, аудированию, говорению
http://www.eslgold.com - Ресурсы для обучения говорению, возможно использование системы Skype
http://www speak-English-today.com