Ресурсное и информационное обеспечение современных образовательных технологий

Автор: Шуплецова Светлана Викторовна

Ресурсное и информационное обеспечение

современных образовательных технологий (СОТ)

Развитие школы может осуществляться посредством инноваций.

 Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики мы сегодня будем говорить о педагогических технологиях (образовательных технологиях).

Причиной выбора является следующее:

  • в условиях существующей классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежит, каким бы то ни было серьезным коррективам;
  • образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;
  • педагогические (образовательные) технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;
  • они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
  • обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
  • отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
  • четкая ориентация на развитие творческой деятельности.

Для умелого и осознанного выбора из имеющегося банка педагогических технологий именно тех, которые адекватны концепции развития школы и основным направлениям педагогической стратегии, а также самостоятельной разработке и конструированию новых технологий обучения и воспитания необходимо понимать сущностные характеристики современной трактовки понятия «образовательная технология».

В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая (образовательная) технология».

«Технология» — это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

«Педагогическая технология» — это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Анализируя существующие определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:

  • однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
  • отбор и структура содержания (что);
  • оптимальная организация учебного процесса (как);
  • методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
  • а так же учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
  • и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

  • традиционные технологии: относя к традиционным технологиям различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика на паритетное и многое другое;
  • игровые технологии;
  • тестовые технологии;
  • модульно-блочные технологии;
  • интегральные технологии и т.п.;

Ресурсное и информационное обеспечение  является ведущим условием повышения качества образования, поэтому создание условий для перехода к новому уровню образования на основе СОТ является главным критерием современной школы. Использование СОТ и, главное, спланированность и организация работы по внедрению современных ИТ в учебно-воспитательный процесс должны носить системный характер. Целью такой работы станет создание единого информационного пространства школы через обеспечение информационно-методического сопровождения педагогического процесса, что        

  • создаёт условия для повышения качества образования,
  • способствует снижению перегрузок учащихся за счёт более эффективного использования современных педтехнологий на основе информационных;
  • развивает междисциплинарные связи в обучении;
  • формирует информационную культуру всех участников образовательного процесса;   
  • ведёт к развитию материально- технической базы учебного заведения;
  • делает процесс функционирования школы открытым, доступным для всех его участников- педагогов, учеников, родителей;
  • создаёт условия для перспективного совершенствования, так как главное условие не само пространство, а его содержание.

 

При использовании современных образовательных технологий учителя иностранного языка применяют следующее ресурсное и информационное обеспечение:

1.     Печатные наглядные пособия: таблицы по страноведению, грамматики, тематические таблицы        

2.     Демонстрационные материалы            

3.     Видео материалы по  страноведению, художественные и мультипликационные фильмы на английском языке       

4.     Аудиотека      

Кроме того,  материалы по ИЯ есть в школьной библиотеке и медиатеке :

— подписное издание «Первое сентября»;

— номера методического журнала «ИЯШ»;

— англоязычные словари;

-компьютерные программы

У каждого учителя есть своя библиотечка методической литературы, которая используется при подготовке к  урокам    

Весь перечисленный материал систематизирован в каталоги, что облегчает  работу учителя.

Перечень ресурсного и информационного обеспечения помещен в паспорт кабинета.

 

Используемые Интернет ресурсы в работе учителей АЯ:

  • Сайт Министерства образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru
  • Федеральный портал “Российское образование”: http://www.ed.gov.ru
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР): http://eor.edu.ru
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru
  • Федеральный портал “Информационно-коммуникационные технологии в образовании”: http://www.ict.edu.ru
  • Поисковые системы российского сегмента сети Интернет: интеллектуальная поисковая система NIGMA: http://www.nigma.ru
  • Международные поисковые системы: поисковая система Live Search: http://www.live.com
  • Ресурсы для обучения чтению, письму, аудированию, говорению
    http://www.eslgold.com
  • Ресурсы для обучения говорению, возможно использование системы Skype
    http://www speak-English-today.com
×
×