8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Постижение нравственных категорий через театральное творчество

Автор: Королева Ольга Ивановна

Проблема духовно-нравственного развития учащихся стоит остро не только в театральном объединении, но и в объединениях любой творческой направленности. Тему эту можно смело поднимать через восприятие любого  коллективного творческого дела, будь то хореография, вокал, оркестр русских народных инструментов, вокально-инструментальный ансамбль. Тенденции всегда, видимо, будут одинаковы. Отличительные черты появятся в методах работы.

В детско-юношеском театре «Виват!»  МБУ ДО ЦДТ №6 г.Ульяновска обучение начинается с 10-летнего возраста, кода ребенок впитал уже много из сферы нравственного, но далеко не все.

Изучение  театрального искусства  невозможно начинать без постоянной связи  с жизненными установками, нормами и принципами человеческого общежития, потому как театральное объединение  (как и многие творческие) — одна большая семья, а в семье ценится каждый. Уместными здесь оказываются слова Шекспира  «весь мир-театр, а люди в нем актеры …». Поэтому все обучение начинается с простых жизненных примеров – этюдов, где разбирая задания педагога, учащийся впервые сталкивается с неразрешимыми вопросами выбора в зависимости от приобретенных ранее знаний о том, что такое добро  и зло, честь и позор, милосердие и корысть, взлет и падение.

Все классические театральные сюжеты  — являются постоянной интерпретацией вечной борьбы Добра и Зла. Поэтому первый опыт театральных проб, которые в театре мы называем этюдами — это копилка жизненных знаний, моделей установок человека, где есть любой пример поведения. Но выбор, в итоге предоставляется только учащемуся, который вместе с режиссером-педагогом решает,  как поступит его герой. В процессе обучения  на этюдах, упражнениях набирается целый пласт воспитательных моментов, которые мы относим к разряду духовно-нравственных.

 

С помощью интернет — ресурсов попытаемся дать определение духовно-нравственному воспитанию

 

Определений великое множество. Это и мораль, и  этические принципы и отношения в обществе. Определение термина дается именно в слиянии слов духовно – нравственное.  И понятие становится слишком обширным. Более интересны, оказались трактовки каждого слова в отдельности.

Нравственность — русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним.

 Нравственность — есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность — есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.

 Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Духовность – очень часто связывают с религией, с посещением религиозных учреждений, к чтению литературы религиозного толка. Но ставить знак равенства между религией и духовностью нельзя. Крест (полумесяц, красная нить на запястье) – это только символ духовности, но не ее проявлении. Духовность не зависит и от образования- знание законов Ньютона, даты крещения Руси, не спасут человека от глухоты к чужой боли и состраданию. Поэтому, когда нам говорят, что введение религиозного воспитания будет способствовать закладке основ духовности, можно только посочувствовать такому неумелому лукавству. Духовности не учат в школе, ей учит жизнь. Вспомним еще раз слова классика про то, «весь мир — театр, а люди в нем актеры». Поэтому все сюжеты этюдов на сцене – есть прямое отражение жизни.

Таким образом, духовность – это всегда осознанный выбор человека, а не навязанное кем-то мнение. Примером может быть следующее: попробуйте послушать музыку, которым нравится вам, и музыку, навязанную вам музыкальным критиком. Определение духовного роста — тоже весьма шатко. Это, скорее, изменение восприятия, изменение картины мира. Нельзя сказать, что, попав в театральный коллектив, ребенок изменил картинку мира, виденную им раньше, но, что попал в определенно новые взаимоотношения — это можно говорить с уверенностью.

Для театра нам кажется более точным употребление термина не духовность, а душевность. Душа, наша внутренняя совесть, и именно ей присуще радоваться, грустить, сопереживать, милосердствовать. На этих душевных струнах строится весь театр.

Если, все же оставить, более общеупотребительный термин духовно-нравственное воспитание, попытаемся  поэтапно проследить, какую смысловую нагрузку он несет в нашем детско-юношеском театре.

В 2011 году мы не случайно, а опытным путем, пришли к объединению двух театральных  студий «Отражение» и «Виват!». Студии много лет работали, у каждой был свой педагог. Однако, воспитанники, которые долгое время занимались в этих студиях, переросли этап простого освоения театральной программы, несмотря на то, что программа профессионально ориентирована. Почти всегда занятия у каждого из педагогов превращались в разбор ситуаций, сыгранных на сцене, но взятых из жизни. Разбирались примеры, где необходим был нравственный выбор. Педагоги часто рисковали тем, что отнималось время от репетиции спектакля, но радовались тому, что у воспитанников появляется навык анализировать, сопоставлять, а в конечном итоге — сделать право выбора в пользу нравственной категории. И это всегда был оправданный и благородный риск.

Например, необычно для педагогов было прикосновение к теме любви. Впервые о теме любви заговорили подростки, слышался «укор» — хватит играть животных, давайте играть любовь. А когда попробовали сцену, где необходимо прикосновение рука к руке мальчика и девочки, то сразу обнаружилась неловкость, свойственная этому возрасту. Неловкость можно было бы «оправдать»  сценическим «зажимом», который  при желании можно снять. Но этого оказалось недостаточным. Ведь переход к теме любви сразу приобретал другой ракурс, потому что касался уже категории духовной. Отсутствие жизненного опыта, не пережитого самим воспитанником, сыграть очень сложно, как бы хорош актер не был. В подростковом возрасте, если тема любви и поднимается, то случается она между героями, например, котом и кошкой,  Куклой и Клоуном и т.д. (спектакль «Сказ про влюбленного кота»). Тема нравственного выбора звучала и в «Философской притче», где одна из ролей так и значилась, как ДУША. Поэтому одним из приоритетных направлений становится – выбор литературного материала для постановок. А отсюда уже идет поступательное движение по нравственным ступенькам.

В педагогической литературе часто говорится о том, что процесс усвоения нравственных норм можно разделить на 3 этапа. До пяти лет малыш осваивает самый примитивный набор нравственных правил, основанный, как правило, на запрете делать что-либо. Если ребенок эти нормы выполняет, то мы называем его воспитанным ребенком. К десятилетнему возрасту подросток уже в состоянии оценить эмоциональное состояние окружающих его людей, дать моральную оценку их поступками. Если первый этап нравственного воспитания ребенок не освоил, то переходить ко второму этапу не имеет смысла. И затем к 15 годам ребенок постепенно осваивает необходимость помогать окружающим людям, и это в его картине мира, если нравственное воспитание школьников эффективно, должно занять центральное место. Для нас этот возрастной «ценз» очень важен. В группу 1 года обучения мы начинаем принимать  с 10-летнего возраста, потому что как раз нам и надо на сцене оценивать эмоциональное состояние партнера, а также других студийцев и давать моральную оценку всем событиям и на сцене и вне сцены.

Не исключались попытки, в виде исключения, принимать детей 8-9 лет. Но, как правило, это оказывалось пустой тратой времени, эти дети уходили, группы редели, это тянуло ряд проблем, а, главное, что даже театральную сценку с ними бывало сделать тяжело, т.к. в этом возрасте они работают еще по методу репродукции, выполняя задания педагога механически. Пример можно привести очень простой: в виде задания даешь воспитаннику повторить громко фразу «закройте, пожалуйста, за собой дверь». Учащийся 8-9 лет именно громко повторит, а учащийся на год старше задаст педагогу вполне оправданный вопрос «как произнести?», с грустью, с радостью, с тревогой, со сдержанностью, со снисходительностью и т.д. Таким образом, он думает уже об окраске своего внутреннего состояния.

Несколько лет программа детско-юношеского театра корректировалась, и на сегодняшний день мы имеем следующую структуру — группы 1, 2, 3 годов обучения и действующую театральную труппу. В театре работает педагог по актерскому мастерству, педагог по вокалу,  педагог-хореограф.  Постановку спектаклей осуществляется группой  «Театр», и этим занимается художественный руководитель.

Программой предусматривается постановка спектаклей не ранее, чем, через два года обучения. С 1 года обучения мы обучаем, четко придерживаясь программы.  Но каждый из педагогов-театралов знает, что каждое занятие выходит далеко за рамки учебной программы. Поэтому нам ближе такое разделение приоритетов в нашем объединении – с 1 по 3 год мы, воспитывая, обучаем, а с 4-5 года работаем над нравственно-духовным потенциалом.

Специального отбора в театральное  обьединение мы не осуществляем. Конечно, смотрим на внешние данные, на чистоту произношения, ряд других творческих параметров. Но не принять ребенка – это «педагогическая трагедия».

 С 1 по 3 год обучения приоритетными направлениями являются:

·         Личностная культура

·         Социальная культура

·         Семейная культура

В группе «Театр»:

·         Творческая культура

Наполнение этих терминов происходит в следующем:

Личностная культура

·         Приход на занятия за 10 мин. до начала

·         Обязательность слов приветствия и прощания

·         Умение не перебивать педагога во время объяснения

·         Аккуратность в одежде

·         Выполнение поручений в строго установленные сроки (и взрослому можно поучиться)

·         Подготовка личного реквизита и бережного к нему отношения

Социальная культура

·         Выделиться на сцене не только самому, но и помочь партнеру

·         Высказать мнение о показе (даже не самом удачном) не обидев партнера

·         При неудачном показе не искать виновного в сценических партнерах

·         Отвергая мнение друга, дать аргументированный ответ и предложить свою идею. Принцип «отвергая – предлагай!»

·         Обсуждение, а не осуждение – основной из методов работы

Семейная культура

·         Принцип –«первый показ – показ для родителей»

·         Семейные кинопросмотры для родителей и детей по тематике педагога (сказки Александра Роу)

·         Совместные походы в театр

·         «Негатив», полученный в семье или школе (это тоже большая семья) – оставляем за порогом кабинета

·         Семейно – педагогический совет (при решении трудных ситуаций)

Для учащегося в процессе обучения процесс накопления духовно-нравственных ценностей происходит незаметно, но педагог и родитель видят, какие изменения происходят с ребенком, как он меняется в лучшую сторону, становится более целеустремленным, учится ценит свое время, старается не подвести друга.

Работа с родителями, постоянный контакт с ними — важная составляющая в нашем театре. Тенденция у современного родителя – определить ребенка в несколько объединений одновременно. Но каждый педагог знает, что работа ученика, «скачущего» по кружкам абсолютно неэффективна. Наша ставка, прежде всего, на ученика, который посещает только наше объединение.

Для вновь приходящих в театр, главным побудительным мотивом является игра на сцене в костюмах, при свете рамп, желание сразу аплодисментов и грамот. Не получая такого на 1 году обучения, многие разочарованно покидают занятия. Потому что процесс нравственного воспитания на первых годах обучения преобладает над другими аспектами образования.

Немаловажной тенденцией стало у детей, именно редко выходящих на сцену даже на 3 году обучения желание продолжать посещать занятия, без желания играть на сцене. Им просто нравится быть в коллективе. Так, может быть, освоив лишь немного актерских навыков, он научился человеческим взаимоотношениям. А это для педагога особо ценно. На репетициях он помогает за световой, музыкальной аппаратурой, придумывает декорации спектакля, является помощником режиссера, костюмером, гримером, производит видео и фотосъемку, является модератором в социальных сетях. Здесь ребенку комфортно, здесь его воспринимают как личность, его мнение важно и ценно. А это и тоже из  сферы духовно — нравственных отношений.

Театральная детская труппа очень малочисленна, она не может быть более 15 человек. Это уже актеры – исполнители, которые могут пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.

Здесь продолжается творческий рост учащегося и соединяются многие духовные ценности:

·         Индивидуально – личностные (жизнь человека и его достоинство). Они прослеживаются в любой роли

·         Семейные (дом, родители, традиции)

·         Общечеловеческие (мировая художественная культура, осознание причастности себя к членам культурного сообщества).

Нам, педагогам детско-юношеского театра «Виват!» очень нравятся слова великой царицы Александры Федоровны Романовой, супруги Николая II — «истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в правильном применении их во благо».

Как бы ни пафосны были эти слова в современной жизни, но главной задачей для нас становится вырастить не столько настоящего актера, сколько  настоящего Человека.

 

 

 

 



 

 

×
×