8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Развитие двигательной активности детей раннего возраста

Автор: Адинаева Нина Михайловна

Развитие двигательной активности детей в раннем возрасте

(1-3 года)

 

Тема «Мотивация детей раннего возраста к двигательной деятельности»

 

 Адинаева Нина Михайловна

 воспитатель

Муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения детского сада №4

г.Павлово Нижегородская область

 

 

 

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

В.А. Сухомлинский.

Игры с движениями дают детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, развивают опыт поведения. Ощущение умения красиво двигаться приносит истинную радость и эсте­тическое удовольствие.   

В.А.Шишкина.

 

 

 Дети в раннем возрасте много двигаются: малыш может целый день, без остановки, ходить, бегать, играть с мячом, заниматься игрушками, подпрыгивать и т.п. Именно так дети могут научиться контролировать свое тело, чувствовать его и управлять им. Отсутствие или дефицит двигательной активности грозит нарушениями в развитии всех систем созревающего организма. Дети, которые лишены возможности свободных движений, вялы, эмоционально подавлены. Недостаток в движении приводит к быстрому утомлению.

 Следствием нередко бывает проявление компенсаторной двигательной функции: у детей появляются такие движения, как раскачивание тела в разные стороны, бесцельное размахивание и навязчивые движения руками. Если отказать ребенку в движении, то результатом может стать не только отставание в физическом развитии, но и нарушение целого комплекса психофизических процессов: дефекты в развитии речи, задержка психического развития, нарушение обмена веществ, опорно-двигательного аппарата, вялая осанка, плоскостопие.

В раннем детстве малыш овладевает всеми основными движениями! К двум годам ходьба, бег, прыжки, катание, бросание, ползание- ему знакомы. Все эти движения еще мало координированы и недостаточно точны. Теперь необходимо сосредоточиться на развитии в играх и упражнениях на координацию движений, на равновесие, на ориентировку в пространстве. Необходимо стимулировать желание ловить мяч, перепрыгивать через веревку и т.п.

Разнообразный двигательный опыт стимулирует формирование таких

функций, как равновесие и координация, которые у детей раннего и младшего возраста еще очень слабы в силу психофизической незрелости организма и отсутствия опыта. Двигательная активность позволяет ребенку понять схему своего тела и учиться планировать свои движения.

Нина Михайловна Аксарина, основоположник педагогики раннего детства, подчеркивала, что для развития движений очень важны самостоятельные игры и различные занятия. Поэтому одним из условий является создание такой предметно-пространственной развивающей среды в групповой комнате, которая даст возможность двигаться много и разнообразно: на полу, управляя игрушками, взбираться на горку и скатываться с неё, играть с мягкими модулями, упражняться в играх с атрибутами – стоя, сидя, лежа. С этой целью в пользование детям необходимо предоставить свободную площадку.

Пространство комнаты должно позволять и самим малышам, и вместе со взрослыми играть, прятаться, закреплять собственные двигательные умения и навыки, которые формируются именно в период раннего детства.

В моей группе для детей раннего возраста имеются как традиционные компоненты (материалы, оборудование, инвентарь), так и нетрадиционные, что позволяет не только развивать движения детей и заинтересовать их этой деятельностью, но и создавать психологически комфортную среду. Под традиционными компонентами мы имеем в виду: каталки, коврики массажные, игрушки на колесах и качалки (конь или другие животные), мячи разного размера, набор мягких модулей, наборы кеглей с мячом, обручи малого диаметра, сухой бассейн с комплектом шаров, флажки и султанчики, горки и т.п.

К нетрадиционным компонентам мы относим компоненты, сделанные руками педагогов и родителей. Вот некоторые из них:

Пособие «Солнышко» используется для ходьбы по лучам, ходьбы и прыжков по кругу через лучи, скручивания и раскручивания лучей.

 

-Пособие «Карусели» используется для ходьбы и бега по кругу.

 

-«Разноцветные ладошки и следы» — пособие из ткани используется для прямой ходьбы и ходьбы на четвереньках, для развития координации движений.

 

-Пособие «Лошадка» используется для прыжков и бега.

 

Следующим условием, повышающим мотивацию детей и к двигательной деятельности, и к проявлению эмоциональности в движениях, развития чувства ритма, является применение игровых музыкально-ритмических упражнений, позволяющих малышам постепенно осваивать разнообразные движения в процессе игрового взаимодействия с взрослым. Утро в детском саду начинается с веселой зарядки под музыкальное сопровождение. Для этого я использую методику Екатерины и Сергея Железновых «Музыка с мамой». Изюминкой этой развивающей методики считается широкое применение музыки в воспитательном процессе. В основу методики положены любимые всеми малышами потешки, песенки и соответствующие им движения. Основываясь на том, что жизнь малыша немыслима без движения, все песенки обыгрываются. К тому же в потешках легкие, часто повторяющиеся слова, которые маленький ребенок вскоре начинает сам повторять. Посредством танцевальных движений детки укрепляют мышечный корсет, координацию движений, а простые песенки помогут ребенку развить речь, приобрести первые вокальные и коммуникативные навыки. Во время  моего показа движений,  ребенок в ответ выполняет движения тоже. В итоге получается веселая и развивающая игра с ребенком.

В совместной деятельности с детьми в течение дня я   включаю упражнения, пляски, игры для малышей из учебного пособия  «Мама- рядом» Н.А. Найбауэр , учебного пособия Э.Я. Степаненкова  «Сборник подвижных игр» и учебного пособия С.Н. Теплюк  «Игры-занятия на прогулке».

Методический материал подобран по принципу возрастания сложности и разнообразия движений, где чередуются упражнения на различные группы мышц, напряжение и расслабление, развитие мелкой моторики и т. д.

Организованная образовательная деятельность по физической культуре провожу в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы ,Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой: по подгруппам, 2 раза в неделю в помещении. Планирую и провожу занятия на основе методического пособия Т.Э. Токаевой  «Технология физического развития детей 1-3 лет» (данное пособие входит в учебно-методический комплект к Программе).

Таким образом, подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что при правильной организации развивающей предметно пространственной среды, специально подобранных методических приемов, доброжелательном отношении , я стараюсь решить одну из главных задач – сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

 

Список литературы:

1. Аксарина Н.И. Воспитание детей раннего возраста. Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Медицина, 2006

2.Найбауэр А.В., Куракина О.В. Игровые сеансы с детьми раннего возраста в центре игровой поддержки развития ребенка «Мама-рядом» Изд. Мозаика-синтез ,Москва,2017

3.Токаева Т.Э.  Бояршинова Л.М. Троегубова Л.Ф. Технология физического развития.-М,ТЦ Сфера,2017

4.Теплюк С.Н. -занятия на прогулке с малышами. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Москва-Синтез,2016

5.Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. Пособие для занятий с детьми.М-2019

 

×
×