Одаренные или высокомотивированные дети

Автор: Резеда Агзамовна Нуртдинова

Одаренные или высокомотивированные  дети, особенности работы с ними»

                                                                                

                                                                                

 

                                                   

 

 

 

Одаренность – конечно, дар

Богом данный, данный свыше,

Одаренность — это огонь,

Не гаси, поддержи его, слышишь.

Одаренность – пытливый ум,

Почемучка еще с пеленок,

Одаренный – философ и шут

В общем, трудный еще ребенок!

 

Каждый родитель мечтает, чтобы их ребенок вырос способным и талантливым, хорошо учился в школе, овладел множеством знаний, стал деловым и востребованным.

Первое условие успешного развития интеллектуальных и креативных способностей детей – это раннее начало. И самые лучшие преподаватели для малыша — родители.

Но готовы ли мы учить одаренных детей? Такие дети более активны, возбудимы и эмоционально чувствительны, независимы, смелы, оригинальны, остроумны. Представьте учителя, который должен управлять этой гремучей смесью.

Еще тысячу лет тому назад жестокий падишах продемонстрировал своим подданным, что значит бездействовать. Он приказал отобрать по одному сыну у пятерых самых талантливых родителей своего государства, и изолировал их на несколько лет. И что же показал этот эксперимент? Ни один из этих детей даже не научился  ходить, не то что говорить, или рисовать. Известны и многие другие случаи, когда младенцев до семи лет воспитывали животные: эти дети в будущем не проявляли никаких проблесков интеллекта, как с ними потом ни бились  педагоги того времени. Не создавать вовремя своему ребенку условий для развития и ждать милостей от природы, от системы образования — это значит оставить ребенка без талантов. Поступая так, некоторые родители почти полностью копируют эксперимент жестокого падишаха. 

В 20 — ом веке в России новый импульс методам раннего развития, бесспорно, был дан выдающимся педагогом — новатором В. Сухомлинским, а уже в конце 60-х годов величайший педагог и воспитатель столетия Б.П. Никитин подарил миру систему развития детей, в результате которой любой ребенок становится способным и легко осваивает программу начальной школы уже к восьми — девяти годам. Другой гениальный педагог В.Ф. Шаталов в начале 70-х годов предложил великолепную методику школьного развития и обучения детей, в результате все ученики класса осваивали программы в три раза быстрее, чем обычно. Штурмовать ранний период развития детей начал выдающийся педагог Н.А. Зайцев, который сконцентрировал внимание на использовании кубиков и таблиц.

.  В настоящее время педагогическая практика требует необходимости  применения в учебном процессе новых интенсивных педагогических технологий, позволяющих гарантировать достижения  результатов педагогического взаимодействия. Из личностно-ориентированных технологий наиболее перспективными технологиями считаются:

                     Технология сотрудничества

                     Технология свободного воспитания (акцент на предоставление ребенку свободу выбора)

Признаки, отличающие одаренных учеников.

У них отличная память, способность классифицировать информацию.

Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры.

Одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам»;.

Каким должен быть учитель, работающий с высокомотивированными учениками?

Учитель должен быть…

Талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности; Профессионально грамотным; Интеллигентным, нравственным  и эрудированным; Владеть современными  педагогическими  технологиями; Умелым организатором учебно-воспитательного процесса, психологом.

Целями работы педагогов с одаренными детьми являются:

-выявление одаренных детей;

-создание условий, способствующих их оптимальному развитию

Направления работы с одаренными детьми:

Ускоренное изучение отдельных предметов

2.Занятия по индивидуальным программам

3.Расширение знаний по отдельным предметам

4.Посещение уроков в классе по другой программе

Разноуровневый подход в обучении

Предметные кружки

Участие в олимпиадах,конкурсах

 

Как практикующий  учитель я часто задаюсь вопросом: «Как же в обычной общеобразовательной школе в рамках только школьной программы работать с детьми, которые имеют повышенные запросы к изучению моего предмета .

     Во-первых, начну с того, что развивать таланты надо начинать  как можно раньше – с момента начала изучения предмета. В своей работе я практикую технологию «Языкового портфеля». Как я это делаю? Начиная с начальных классов и продолжая дальше, в системе я веду планомерную работу по накоплению лексического запаса учащихся, т.е. в виде домашних заданий мои ученики получают задания типа «Выучить все слова из рамочек, сноски после текстов» или из упражнений по говорению, где даются фразы для  использования в речи («Use»). Учащиеся заучивают лексику как устно, так и письменно с обратным переводом. В таких упражнениях слова, фразы, и даже целые предложения повторяются при переходе из класса в класс, добавляя при этом новые слова в словосочетаниях и предложениях. Таким образом, лексический запас мы накапливаем и расширяем по типу «Снежного кома». К классу 6-7-8 у детей уже довольно приличный запас слов, клише, который позволяет писать личные письма и даже небольшие эссе на различные темы. Например, в 6 классах мы пишем эссе «Что могут люди сделать, чтобы спасти животных, находящихся под угрозой вымирания?» или «Семейные воскресные обеды – это …». В 7 классах  —  «Почему я изучаю английский язык?» или «Лучший путь изучить иностранный язык – это…». В 8 классе —  «Что люди могут переиспользовать, уменьшить, переработать?» или «Как спасти окружающую среду?».     Учащиеся пытаются рассуждать на такие темы, используя заученные слова и клише. Как правило, в количестве слов я не ограничиваю.

     Считаю, что невозможно выучить язык, не зная основы, т.е. лексики. Я всегда повторяю своим ученикам: «Повторение – мать учения».

     Во-вторых, на своих уроках я уделяю много времени грамматике, которую очень люблю. Практически на каждом уроке, начиная с 5-го класса, пишу на доске любое предложение в разных грамматических временах, и ученики задают к нему всевозможные вопросы.». Также часто практикую такое задание: пишу на доске предложение с одним из глаголов в разных временах, например: Я рисую сейчас. Я буду рисовать. Я нарисовал. Я рисовал. Я рисую часто. Я рисую уже час, и т.д. (в зависимости от класса). Ученики эти предложения переводят на английский язык, называя при этом время и слова-спутники. Мы все это обыгрываем в виде игры. Скептики, могут сказать, что у нас на это времени нет на уроках, надо изучать по программе. Но поверьте, что если это делать в системе, то всё это займет у вас не более 5 минут (поначалу может чуть больше), а польза будет огромная, будут узнавать сопутствующие слова, преобразовывать в различные грамматические времена

·         В своей работе применяю ролевые игры , например в 6 классе по теме Безопаснсть на дороге  разыграла ролевую игру ,где один из детей был дорожным инспектором, он  задавал вопросы по безопасности движенияа остальные отвечали на вопросы по ПДД.

·          Большое внимание уделяю учебному сотрудничеству – работе в команде или группе. Суть этой технологии в том, что на уроках ребята объединяются в небольшие группы по 3-4 человека, и им дается одно общее задание. При этом оговариваются роли каждого ученика в выполнении задания. Возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно – за результат всей группы. Поэтому сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик, досконально разобрались в материале. Сильный ученик выполняет роль учителя: в процессе обсуждения исправляет ошибки, помогает понять прочитанное, грамматические структуры, усвоить лексику и т.д. В то же время он приобретает очень ценные человеческие качества: готовность помочь, ответственность, толерантность.

    В среднем звене, я часто практикую следующее упражнение. Задаю любой проблемный вопрос, например: Почему английский язык считается языком международного общения? (7 класс) и пытаюсь добиться того, чтобы каждый учащийся на своем уровне ответил на него, используя слова с личностной окраской (Я думаю,  согласен, предполагаю, по-моему мнению и др.). При этом эти личные слова не могут повторяться.

 На занятиях вне урока мы рассматриваем материалы предыдущих олимпиад.

 

×
×