МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Автор: ХОВАНСКОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Хованскова Т.А.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области  «Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления (ДСХТ)»      (ГБПОУ РО «МТАТиУ(ДСХТ)»)

 

Думать легко, 
начинать действовать тяжело, 
а осуществить задуманное самая тяжёлая задача. 
Абай

Отличительная черта современного мира – динамичные взаимосвязанные изменения во всех сферах жизни общества. В связи с этим приоритетной задачей образования является развитие и формирование у подрастающего поколения таких качеств и способностей, которые позволили бы не только комфортно существовать, адаптируясь к быстро изменяющимся социальным условиям, но и, преодолевая трудности, связанные с восприятием новаций, создавать качественно новое социальное пространство. 

Педагог является ключевой фигурой образовательного процесса, именно к нему предъявляются более высокие требования. Современный педагог, прежде всего, сам должен уметь мобильно и гибко реагировать на изменяющиеся условия, постоянно совершенствуя свою профессиональную компетентность.

Анализируя деятельность преподавателя мы часто указываем, что не все в достаточной мере готовы к самоизменению, так как в ходе своей профессиональной деятельности сталкиваются с противоречиями и внутренним дискомфортом, нехваткой новых знаний и способов действий. Выявление преподавателем несоответствия между тем, что есть и тем, что требуется, выводит его на дальнейшую ступень – определение проблемы и установление причин. Обозначение четких позиций профессиональных затруднений позволяют перейти к поиску путей их устранений. И сегодня становится актуальным вопрос: какие методические трудности испытывает педагог и как помочь ему их преодолеть? 

В педагогике есть термин «педагогические затруднения», который включает помимо других затруднений – методические, вызывающие среднюю, сильную и очень сильную степень затруднения для своего разрешения.

Психологи выделяют три основные группы затруднений:

а) осознаваемые учителем, которые он хочет, но не может устранить;

б) не осознаваемые учителем, которые он сумеет обнаружить и устранить при получении соответствующей помощи;

в) ошибки, которые осознаются учителем как правильные методические решения, изменять которые он считает нецелесообразным.

Эти ошибки устранять намного сложнее. Должна предшествовать деликатная работа по переубеждению педагога, подбору убедительной и не задевающей его профессионального самолюбия аргументации, позволяющей эту установку переменить.

Методов определения затруднений достаточно много: 

ü     изучение документов педагога; 

ü     наблюдение в практической деятельности; 

ü     контрольно-методические срезы; 

ü     контроль ведения документации;

ü     анализ результатов деятельности; 

ü     собеседование; 

ü     анкетирование;

ü     самоанализ.

  Выявлению причин профессиональных затруднений поможет оперативная информация — педагогическая диагностика, самодиагностика, анкетирование, мониторинг. Преподаватель, с одной стороны, сам выстраивает информационные потоки, определяет круг проблем, затруднений выделяет главные, с другой — ориентируется на своё внутреннее развитие, видение своих сильных и слабых сторон, и на этой основе сам определяет своё дальнейшее совершенствование. Самодиагностика будет эффективнее, точнее, побудительнее, если преподаватель способен оценивать, анализировать деятельность коллег, сравнивать себя с ними. 

Методика изучения затруднений педагогов носит диагностический характер и предполагает анкетирование педагогов для выявления реальных трудностей. В беседе предваряющей заполнение анкет, необходимо выйти на разговор о том, что выявление затруднений поможет также выстроить методическую работу. 

Таким образом, методическая работа будет определяться не количеством мероприятий, а учетом затруднений педагогов и оказанием целенаправленной помощи через разнообразные формы с обязательным использованием достижений педагогической науки. Ведь одной из задач методической работы является: устранение методических ошибок и затруднений; организация деятельности по оказанию помощи педагогам.

Мероприятия по устранению методических затруднений:

ü     диагностика; 

ü     анализ; 

ü     планирование; 

ü     организация; 

ü     коррекция; 

ü     анализ. 

При организации и проведение коррекции необходимо помнить, что в любом педагогическом коллективе выделяются группы учителей разного профессионального уровня:

ü     молодые специалисты; 

ü     группа становления педагогического мастерства;

ü     группа с высокими педагогическими способностями.

  В соответствие с этим у всех возникают разные методические затруднения. Но есть и общие затруднения с которыми сталкиваются все преподаватели при подготовке к современному уроку. Первая трудность связана с поиском такой организации урока, которая обеспечила бы не только усвоение учебного материала всеми студентами на самом уроке, но и их самостоятельную познавательную деятельность, способствующую умственному развитию. А это связано с подготовкой учебного материала и выбором соответствующих методов обучения.

Вторая трудность состоит в нахождении способов и приемов создания таких учебных ситуаций и такого подбора дидактического материала (задания для самостоятельной познавательной деятельности творческого характера, заданий, связанных с жизнью, подбор наглядных пособий и др.), который обеспечил бы эффективную познавательную деятельность всех студентов в меру их способностей и подготовленности. 

Третья трудность связана с необходимостью комплексного применения различных средств обучения, в том числе и технических, направленных на повышение темпа урока и экономию времени для усвоения нового учебного материала и способов его изучения, а также применение приобретенных знаний, умений и навыков.

Четвертая трудность — сложность формирования мотивов учения, возбуждения познавательного интереса студентов по теме, повышения их эмоционального настроения и обеспечения единства обучения, воспитания и развития.

 Причины этих трудностей:

Изменилось соотношение деятельности преподавателя и студентов в учебном процессе, что требует поисков новой схемы взаимодействия преподавателя и студентов. Увеличилась доля самостоятельной познавательной деятельности студентов.

Пути решения затруднений:

ü     Составить план по коррекции показателей диагностики затруднений и потребностей педагогов.

ü     Организовать методическую работу.

ü     Рекомендовать преподавателям темы по самообразованию.

ü     Организовать и провести тренинги для преподавателей по необходимым темам. 

ü     Провести повторную диагностику затруднений и потребностей педагогов. 
Формы решения:

§      Говоря об организации методической работы наряду с другими можно организовать творческую группу «Организация работы с педагогическими затруднениями». Она может быть сформирована из педагогов-экспертов, которые по результатам самодиагностики не испытывают затруднений в тех или иных аспектах деятельности. Цель группы: в ходе мастер-классов, круглых столов и других интерактивных форм методической деятельности помочь педагогам понизить степень педагогических затруднений. 

§      Консультирование преподавателей, разработка рекомендаций, памяток. Теоретическая подготовка (педагогические советы, заседания МО, теоретические семинары, методические дни, выступления, доклады, выставки). 

§      Особое внимание уделять практическим занятиям — тренингам, деловым и ролевым играм, которые обеспечивают активную позицию преподаватели в преодолении затруднений. 

§      Для оказания действенной помощи преподавателям активно привлекать своих опытных коллег.

§      Особое внимание заслуживает стимулирование активности педагогов, в первую очередь, через участие в различных конкурсах и смотрах учреждения: «Фестиваль открытых занятий», конкурс педагогических достижений «Сердце отдаю детям», «Методический день», «Смотр электронных образовательных ресурсов», конкурс методических пособий, конкурс педагогической эрудиции и др. 
Опыт участия во внутренних конкурсах учреждения придает педагогам уверенность и стимулирует на участие в конкурсах различных уровней. 
Там, где есть возможность, эти стимулы могут быть материальными — за лучший открытый урок, за улучшение показателей успеваемости и т.д. А ещё шире стоит воспользоваться стимулами горизонтального карьерного роста и моральными: повышать категорию преподавателя, учитывать результаты при аттестации, издавать приказы с благодарностью за содержательный доклад на конференции, на педсовете, на МО, за успешно разработанный и выполненный план самообразования и т.д. 

§      Самообразовательная работа. «Только путем самообразования и творческих поисков придет преподаватель к своему мастерству». Помочь ему в этом могут его коллеги. От них в значительной степени зависит, каким будет он, современный преподаватель!

×
×