8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Мастер-класс «Инновационная технология кроссенс на уроках истории и обществознания. Трудно, но интересно.»

Автор: Миронова Анастасия Стефановна

Мастер класс на тему: «Технология Кроссенс на уроках истории: трудно, но интересно»

Здравствуйте, уважаемые коллеги, уважаемое жюри .

У каждого из нас есть свое понимание того, как строить урок, по какому пути идти. Думаю, что все согласятся со мной, что путь к настоящим знаниям очень труден. Но если обучение интересно, то и все трудности на пути получения знаний преодолимы. Достигаются цели обучения, а сам процесс, уроки и учитель остаются надолго в памяти учеников. Как же сделать эту дорогу интересной и познавательной????

Можно и нужно использовать различные технологии, приемы и методы обучения.

Именно об этом пойдет речь в моем мастер-классе.

Прежде, чем начать мастер класс, я хотела бы дать вам небольшое задание. Перед вами несколько картинок, посмотрите на них внимательно, и попробуйте догадаться, какой смысл я вложила в эти картины?

Слайд1

 

 Нажать еще раз

 

Ответ: геркулес ( геракл и овес)

Слайд 3

 

Нажать еще раз

Ответ: школа + дюжина = 12 школа

 

Вы увидели, как изображения  вместе приобретают новый смысл. Получается, два смысла пересекаются и образуют новый.

Вопрос к фокус группе, как называется самая известная и всеми любимая головоломка, в которой пересекаются слова?

Кроссворд, правильно. Как вы думаете, о чем мы сейчас будем говорить?

О кроссвордах..

Почти, мы будем говорить не о кроссвордах, а о кроссенсах.

Что такое кроссенс?

Игра? Метод?

Правильно, кроссенс это интерактивный, инновационный, современный и востребованный метод обучения.

 

Слайд 4

 

2. Тема моего мастер-класса «Кроссенс на уроках истории и обществознания: трудно, но интересно»

Слайд 5

 

Технология кроссенс это не просто кроссворды.

Кроссенс это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе сразу несколько интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребусы.

 Метод разработан Сергеем Фединым — писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко — доктором технических наук, художником и философ

Кроссенс  представляет собой  стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения.

Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными.

Слайд 6

Алгоритм составления кроссенса очень прост:

При его создании следует придерживаться следующей последовательности действий:

        1. определить тематику;

        2. выделить 9 взаимосвязанных элементов, имеющих отношение к теме, убрать лишние изображения.

        3. определить последовательность элементов;

        4. сконцентрировать смысл в одном элементе (9-й квадрат);

        5. раскрыть связи, сделать вывод

Как читать кроссенс?

        Слева направо и сверху вниз!

        Далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка завернутая «улиткой».

 

Вопрос к фокус группе, как вы думаете, на каких этапах урока можно использовать кроссенс?

 

Фокус-группа делает предположение: проверка дз, постановка проблемы, темы и т.д.

Правильно!

 

Слайд 7

Кроссенс можно использовать:

— для проверки пройденного (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока);

 -для формулировки темы и цели урока (найдите связь между изображениями на доске и догадайтесь, чем мы будем заниматься);

— для обобщения и закрепления материала (учитель предлагает кроссенс, состоящий из картинок, которые появлялись в ходе урока);

— для организации групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп).

Слайд 8

Например, данный кроссенс может использоваться как на этапе проверки домашнего задания по теме ВОВ, так и при закреплении и обобщении изученного материала. Учащиеся выстраивают логическую цепочку, рассказывая об операциях ВОВ: Тайфун, Уран, Цитадель, Кольцо, Кутузов, Концерт, Багратион, Берлинская операция и захват рейхстага. Попутно учащиеся вспоминают даты операций, их значение, героев сражений, связывают операции с основными периодами ВОВ.

 

 

Слайд 9

1 задание

Сейчас мы с Вами попробуем разгадать кроссенс. Кроссенсы бывают разных вариантов, мы будем работать с классическим кроссенсом.

Группа получает изображения кроссенса.

Задача, которую я перед вамиипоставлю:: установить взаимосвязи между картинками и дать название кроссенсу. Название может быть как слово или словосочетание. Иногда это может быть утверждение или тезис.

Группа работает с кроссенсом

Пока группа работает, я расскажу об использовании кроссенсов.

В последние годы в задания ЕГЭ, а также в олимпиадные задания включают вопросы с иллюстрациями, где нужно определить портреты исторических деятелей. Часто такие задания вызывают затруднения у ребят, так как учебники не всегда достаточно снабжены иллюстративным материалом, а даже если они и есть, то не всегда ученики обращают на них внимание. В ЕГЭ  по истории есть задания, проверяющие знания по культуре России. Кроссенс содержит в себе наглядные изображения памятников культуры, а также исторических деятелей, что помогает учащимся подготовиться к ЕГЭ.

 

Уважаемая Фокус-группа, ваш ответ? (Ответ – распад СССР) Почему вы так решили? Обоснуйте, пожалуйста.

Верно, все эти изображения показывают путь от ВОВ до  распада СССР.

Слайд 10

Вы разгадали кроссенс, установив связи между картинками. Данное задание можно применять при обобщении или повторении  материала, на этапе актуализации знаний.

 

Слайд 11

Задание 2

А сейчас я хотела бы предложить вам самим составить кроссенс по картинкам.

При его создании следует придерживаться уже знакомого нам алгоритма. Я продублировала его в раздаточных листах.

 

Поскольку в этом задании велика роль субъективного восприятия образов и изображений, то возможны свои варианты связей, при условии, что ученик обоснует свою версию.

 

Работает группа. Картинки

Слайд 12

Пока фокус группа работает, я рассказываю.

 

При работе с кроссенсом, ребенок учиться логически мыслить. Это особенно актуально в последнее время, когда благодаря интернету дети имеют доступ к любой информации и привыкли воспроизводить материал.

Кроссенс ученика еще полезней, чем созданный учителем: — отражает глубину понимания учеником заданной темы; способствует развитию логического и образного мышления; повышает мотивацию; развивает способность самовыражения. Организация групповой или парной работы с кроссенсами одноклассников поможет ребятам увидеть проблему с другой позиции.

 

Фокус группа дает ответ: Смоленск – щит России, возраждается из пепла, как птица феникс.

Слайд 13

Лишние картинки Париж, Москва, Питер.

Слайд 14

Подобный кроссенс может применяться для формирования регулятивных и познавательных УУД.

 

Слайд 15

3       задание

Перед Вами кроссенс, который может быть использован на уроке обществознания. Ваша задача объяснить отдельные элементы, связать элементы одним понятием, то есть, используя картинки, выявить новое понятие.

 

Пока фокус группа работает, я рассказываю.

 

Особенность данного кроссенса в том, что в нем  нет центральной 9й картинки. Все изображения равнозначны, но они объединены одним общим понятием. Кроссенс не классический.

В обществознании есть темы, при изучении которых ученикам нужно запомнить множество признаков, функций, видов и тд. Изображения кроссенса действуют визуально и помогают  закрепить в памяти многочисленные пункты, то есть, улучшают качество освоения нового материала. Ученик может забыть понятие, но изображение долго остается в его памяти.
Итак, Уважаемая фокус группа, ваш ответ

 

Слайд 16

Ответ: Все это признаки любого государства: территория, суверенитет (независимость), гражданство (паспорт – подтверждение), право использовать силу, закон, налоги, символы, международные отношения, армия.

Данный кроссенс может использоваться при обьяснении нового материала или для его повторения. Как помочь учащимся запомнить все признаки государства? Очень просто, необходимо дать им разгадать кроссенс.

 

4 Этап. Рефлексия

 

Ну и давайте подведем итог. Перед вами особенности данного метода, давайте их зачитаем.

Слайд 17

Слайд 18

       Быстрое и образное рассмотрение больших мо объему тем;

       Развитие метапредметных компетенций;

       Соответствие ФГОСам последнего поколения;

       Интерес учащихся.

       Подготовка к экзаменам

       Долгая и объемная предварительная подготовка;

       Подразумевает хорошее владение материалом учащихся;

       Может занять гораздо больше времени, чем запланировано.

И это всё интерактивный метод кроссенс.

Слайд 19

Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции. Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность и развивают воображение.

 

Сегодня на мастер классе мы ознакомились с различными видами кроссенса и заданиями, которые может использовать учитель, работая с кроссенсом. Использование этой методики на уроках истории и обществознания позволяет сделать процесс интересным, познавательным и творческим!!!

 

Спасибо за внимание!!!!

×
×