Автор: Полякова Юлия Владимировна
Цель: Развитие у детей произвольного, слухового и зрительного внимания.
Задачи:
1. Развивать устойчивость и переключение внимания.
2. Развивать сосредоточенность, концентрацию внимания.
3. Увеличивать объем внимания.
4. Воспитывать у детей умение понимать друг друга, работать в паре, сотрудничать.
Материалы и оборудование: «волшебный мешочек», картинка «Алёнушка», разрезные картинки по количеству детей «Найди свою половину», картина комнаты, картинки с изображением печки, яблони (на яблоне изображение: воды, газеты, платка), речки, лист бумаги с изображением кругов разных по размеру и цвету, цветные карандаши, пустые листы бумаги, картинки- раскраски с изображением сказочных героев.
Ход:
Вводная часть
Приветствие
— «Привет, всем, у кого косички». (Привет)
— У кого сёстры. (Привет)
— Кто сегодня ел конфету. (Привет)
— Кто сегодня хорошо себя вёл, (Привет)
— А кто плохо? (Тишина)
— У кого светлые волосы. (Привет)
Основная часть
— Посмотрите, что у меня в руках? (конверт)
— Я обнаружила его сегодня утром в группе. Посмотрим, что в нём? (Здесь фотография).
— А вы знаете кто это? (Дети высказывают свои предположения).
— Это Алёнушка.
— Из какой она сказки? (Дети высказывают свои предположения).
— Послушайте внимательно, из какой сказки этот фрагмент:
«Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась…
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.» (Гуси-лебеди)
— Что же случилось у нас в сказке? (гуси-лебеди похитили Иванушку)
— Ребята, а вы хотите помочь Алёнушке?
— Молодцы! Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по сказке «Гуси-Лебеди», в которой мы поможем Аленушке спасти братца.
— Нам предстоит много испытаний. Мы с вами сейчас перенесемся в сказку.
— Для того, чтобы попасть в сказку нужно ответить на загадки, если вы ответите правильно, то перенесетесь в сказку.
— Ну что отправляемся? Удачи вам! И будьте внимательны!
Упражнение «Отгадай».
Цель: развитие слухового внимания, воображения.
Вопросы хитрые задам.
Коль отрицательный ответ,
Прошу ответить словом «нет»,
А утвердительный — тогда
Скажите громко слово «да».
Не сомневаюсь я, ребята,
У каждого ума палата,
Но у меня для вас совет:
Ответы «ДА», ответы «НЕТ»
Давать мгновенно не спешите,
Подумав крепко, говорите.
УВИДИШЬ в ясный день крота,
Парящим В НЕБЕ, правда?…
Мы ставим чашечки в буфет.
ДИВАН туда поставим?…
Растает снег — в ручьях вода.
Весной бывает это?…
С аэродрома ПОЕЗДА
По полосе взлетают?…
Когда приходят холода,
На юг летят все птицы?…
Вопросы кончились, друзья!
И мы с вами оказались в сказке.
— И здесь, снова задание, перед нами «волшебный мешочек». Нужно каждому из вас достать из этого мешочка по одной карточке.
Дети по очереди достают по одной карточке из мешочка. Задача детей найти вторую половинку предмета, который изображен на карточке, и образовать с этим человеком пару. Когда пары сформированы дети приступают к следующему заданию.
— Хорошо ребята, мы разделились на пары. Запомните кто с кем в паре. Отправляемся в путешествие.
Игра «Я и мои друзья».
Цель: формировать активное внимание, реакцию сосредоточения.
Играющие становятся в круг. При слове «Я», произносимым ведущим, каждый хлопает себя по коленам, а, услышав «мои друзья», касается обеим руками плеч или калений своего друга. Эти слова произносятся в определенном ритме с той скоростью, которая нравятся участникам, последовательность слов можно меняться.
— Кого же первого встретила Аленушка на своем пути? (печку)
— И чтобы печка пропустила нас дальше, нужно выполнить задание.
Упражнение «Вещи вокруг нас».
Цель: развитие зрительного внимания.
— Я предлагаю вам выполнить одно интересное упражнение.
— Рассмотрите внимательно картинку в течение 3 мин.
— Закройте глаза и ответьте на мои вопросы: «Что лежит на столе? Что стоит на шкафу? Что висит на стене? Что стоит на полу?» и т.п.
— Молодцы! Все выполнили задание.
— Кого же дальше встретила Аленушка на своем пути? (яблоньку)
— Внимательно посмотрите на нашу яблоньку. Что вы на ней видите? (картинки: газета, вода, платок).
Упражнение «Как можно использовать …».
Цель: развитие воображения, творческого мышления.
— Сейчас я назову вам предмет, а вы должны сказать, как этот предмет можно использовать. (Пример: газета – читать, писать, построить кораблик, постелить на пол, использовать как игрушку, для кошки порвать, сделать шляпу на голову, просто порвать, вода – пить, поливать, мыть, мыться, разводить краску, варить еду, плавать, чистить зубы и т.д.)
— Молодцы! Вы справились с заданием и теперь давайте отдохнем.
Физкультминутка
Дети становятся в одну шеренгу.
Играющие должны запомнить две пары слов: «побегали-попрыгали», «потопали-похлопали». По сигналу участники игры сначала повторяют за водящим движения, когда он говорит: «Побегали!»- бегают на месте, «Попрыгали!»- прыгают на месте, «Потопали!»- топают об пол ногами, «Похлопали!»- хлопают в ладоши. После того, как дети освоили данные виды движений, водящий предлагает им сделать всё наоборот: при произнесении слова «потопали»-дети должны хлопать в ладоши, а когда говорят «похлопали»- топать ногами об пол, «побегали»- прыгать на месте, «попрыгали»- бежать на месте. При этом сам водящий выполняет то действие, которое он озвучил.
— Кто же дальше помог Аленушке? (речка)
— Нам нужно перебраться на другой берег. Для этого нам предстоит выполнить следующее упражнение.
Упражнение «Вспомни и повтори»
Цель: увеличение объема произвольного зрительного внимания, а также уровня распределения внимания.
Описание:
— Перед вами лист бумаги. Что на нем изображено?
— Какие они?
— Чем они отличаются?
— Рассмотрите их и запомните, как они расположены в течение 1 минуты.
(по истечении времени воспитатель забирает листы с кругами и даёт чистые листы)
— Вспомните и расположите круги так, как они должны быть.
— Молодцы ребята. Вот мы и спасли Иванушку. А теперь нам нужно быстро возвращаться, чтобы гуси-лебеди нас не поймали и снова не забрали Иванушку.
Заключительная часть
Игра «Нос, пол, потолок».
— Когда я скажу слово «нос», надо показать пальцем на свой нос. Когда скажу слово «потолок», вы должны направлять палец на потолок, а когда вы услышите слово «пол», то показать пальцем на пол. Я могу делать неправильно, вы должны выполнять только те команды, которые я произношу, а не те, которые показываю.
Слова: «нос», «пол», «потолок» в разной последовательности, а показывать при этом либо правильно, либо неправильно.
Следить, чтобы дети всегда показывали в правильном направлении.
— Молодцы! Вы все были очень внимательные и гуси-лебеди нас не заметили.
Ну что же время нашего путешествия подходит к концу. И нам нужно возвращаться обратно в детский сад.
Глазки закрываем!
Раз, два, три. Сказку покидаем, только не грусти.
Вокруг себя покружились.
В детском саду очутились.
— Ребята, мне понравилось, как вы справились с заданиями.
— Как называется сказка?
— Кому мы с вами сегодня помогли?
— Ребята, как вы думаете почему украли Иванушку?
— Скажите, кого мы встретили в сказке?
— Что мы делали, чтобы помочь Алёнушке?
— Какое задание было для вас самым трудным?
— А какое самым интересным?
А чтобы путешествие вам запомнилось Алёнушка подготовила для вас подарки, вот таких веселых сказочных героев. Я вам предлагаю взять и раскрасить их.