ИЗУЧЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА ПО РОМАНУ – ЭПОПЕЕ М.А. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН» КАК ФОРМА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Автор: Мишурова Елена Викторовна

ИЗУЧЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА ПО РОМАНУ – ЭПОПЕЕ

М.А. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН» КАК ФОРМА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

 

                                      

                                      Мишурова Елена Викторовна,

                                преподаватель ОГАПОУ

                                                    «Белгородский правоохранительный       колледж имени

                               имени Героя России В.В. Бурцева

                                                                        

 

Предполaгaется, что литерaтурные произведения помогaют человеку узнать мир, узреть трудные cоциaльные отношения. Именно  они являются  иcточником познаний о прошедшем cобственного нaрода, его трaдициях, и caмое глaвное – ориентируют на нрaвственные ценности  личности, получаемые при общении с миром литерaтурных героев.

В последнее время интерес к казачеству особенно возрос.    Обращение к этой теме обусловлено несколькими причинами: во-первых, людей часто тянет в прошлое (надо знать настоящее), во-вторых,  что-то еще можно оживить, и, конечно, хочется вдохнуть историю казачества.

 Русская классическая литература помогает донести до читающего человека огромную нравственную силу, заложенную в традициях и менталитете казаков, их патриотизм, свободу и смелое мужество, что привлекает внимание к казачеству, к его драматической истории, отраженной в искусстве речи.

В ХХ веке Михаил Александрович Шолохов первым установил образ донского казака.

Уроки по эпическому роману М. А. Шолохова «Тихий Дон» дают возможность познакомиться с традициями и обычаями казачества.

Эпический роман «Тихий Дон» – это этическое воплощение жизни казачества, его культуры, драмы его истории. Хочется  сосредоточиться на некоторых из них.  Перехожу к уроку, на котором будем рассматривать  жизнь казаков, познакомимся с их семьями.  К уроку обучающиеся готовят информацию: «Что я знаю о происхождении казаков?» Ставится проблемный вопрос:  « Каково отношение к казакам на сегодняшний день?  Возрождают  ли казачество в России?»  Вспоминают  слова Л.Н. Толстого: «Вся история России сделана казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками. Народ казаками желает быть». Читают  по ролям эпизод «Спор  Штокмана с казаками», где герои романа  узнают о происхождении казачества и обсуждают с Штокманом, кто же такие казаки.

Прием «Кластер» помогает систематизировать традиции казачества.

Обучающиеся на занятии комментируют традиции  казаков в романе – эпопее «Тихий Дон» на примере эпизода, который знакомит с  семьей  Прокофия Мелехова  (ч.1, гл.1) (обучающиеся готовят пересказ). Анализируют эпизод с помощью таких вопросов: «С чего начинается роман — эпопея «Тихий Дон»?», «Знаете ли вы казацкие песни?», «О чем они?», «Кто главный герой первой главы?», «Как Прокофий относится к своей жене?», «Какими характерными чертами обладал Прокофий? Прошу доказать доводы  фактами из текста». Рассказывают о своем   отношении к Люшне,  объясняют   значение  слов: курган, гутарить, курень, баз, майдан, атаман. Делаем вывод, отвечая на вопрос: «Что вы можете сказать о жизни казаков?»  Следующий этап занятия посвящаю  анализу  эпизода «На сенокосе» (ч.1, гл.9) на котором узнаем о том, как казаки относятся к труду, к своей земле, какое настроение у казаков во время покоса, как относятся к природе.

              Знакомлю  с фрагментом из  кинофильма «Сватовство Григория и Натальи».  Этот  фрагмент  вызывает особый интерес у обучающихся. Они с удовольствием отвечают на такие вопросы: «Почему на сватовство к Коршуновым Пантелей  Прокофьевич ехал с робостью и неохотой?», «Кто такие сваты?»,  « Как вела себя Ильинична?», читаем   сцену выкупа невесты.  Уделяю   внимание, как проходит подготовка к свадьбе, обучающиеся  называют   обряды свадьбы.  Отвечают на вопрос:  «Есть сходство казачьей свадьбы и  сегодняшней?». Знакомлю с главами романа — эпопеи, в которых показана подготовка к  воинской службе, узнаем о том,   как казаки относятся к призыву на службу.

              Во время урока слушаем сообщение обучающегося на тему: «Семейное устройство казаков», которое сопровождается комментариями к эпизоду «наказание Григория отцом за гульбу с Аксиньей» (т. 1, кн.1, Глава 10.). Подведение итогов:

– А что было с казаками?

– Каковы были традиции казачества?

– Как вы думаете, почему мы возвращаемся к казакам?

Урок-монолог «Чудовищная нелепица войны в изображении Шолохова» ведется от лица автора, комментатора, анализирующего эпизоды  героев: Григория Мелехова, Листницкого, Чубатого. Предлагаю обучающимся   посмотреть  батальные сцены из кинофильма, прослушать   песню «Поехал казак на чужбину далекую…» это заставляет обучающихся переживать вместе героями и через лирические отступления осмысливать неестественность, бесчеловечность войны.

Урок-беседа « В чем заключается трагичность судьбы Григория Мелехова?», на котором студенты рассматривают общество, в котором жил герой. Методика «Кластер» помогает выявить основные черты характера героя. По утверждению М.А. Шолохова, «… у Мелехова очень индивидуальная судьба, в нем я никак не пытаюсь олицетворить среднее казачество».

Особый интерес вызывает у обучающихся урок-исповедь «Григорий и Аксинья», который сопровождается фрагментами из кинофильма, чтением по ролям. Они размышляют над вечными ценностями жизни: дом, труд, любовь.

 В  сочинениях  обращаются к нравственным ценностям Григория:

– «Григорий смелый, дисциплинированный и всегда руководствуется теми качествами, которые отец привил ему с детства. Я восхищаюсь его глубокой внутренней моралью, мужеством и презрением к своим врагам. Утверждаю, что он любит свой дом, свою землю и это его главные ценности»,

– «Главное для Григория — работать на родной земле»;

– «Никакой работы не погнушаюсь. Моим рукам работать надо, а не воевать». Григорий любит людей, поэтому  война ему ненавистна»

Таким образом, обучающиеся,  прочитав главы из  эпического произведения, четко представляют обычаи и традиции казаков. Они видят отношение казаков к земле, к родному дому, к любви, к воинской службе. Жизнь казаков показана в трагические годы, но герои романа остаются человечными, у них есть свои жизненные ценности. И эти вечные ценности никогда и никто не должен разрушить.

 Хотелось бы отметить, что студенты нашего колледжа знают традиции и быт казачества не только по произведениям, но и лично. 25 сентября 2018 года в библиотеке-филиале №19 моя группа ( К122)  принимала  участие в устном  журнале «Возрождение казачества»,    гостями которого   были: атаман Белгородского городского казачьего общества войсковой старшина – Скуратов С.В., есаул – Неруба С.И., старший вахмистр – Матвеев В.А. 

 В библиотеке была оформлена книжно-иллюстрированная выставка «Российское казачество», на которой представлены книги по истории казачества, журналы, художественные произведения. Заведующая библиотекой Михальчук Н.Е. познакомила гостей с историей казачества на Белгородчине.

Атаман Скуратов С.В. рассказал об истории появления казачества, роли казаков в истории России. Есаул Неруба С.И.  рассказал об оружии казаков – шашках, нагайках, о способах их применения в бою. Старший вахмистр Матвеев В.А. познакомил с историей Семиреченского казачьего войска. А девушки моей группы К122   исполнили песню «Ойся, ты ойся» – плясовую казачью песню на мелодию кавказской лезгинки. Хочется также отметить,  что 19 сентября  2020 года в Москве  состоялся регионально-войсковой этап Всероссийской спартакиады допризывной казачьей молодежи. Белгородскую область представляла  команда ОГАПОУ «Белгородский правоохранительный колледж имени Героя России В.В. Бурцева». В течение трех дней участники  состязались в десяти видах испытаний. Студенты нашего колледжа  заняли 5 место из 15 участвующих команд. На Всероссийской спартакиаде обучающиеся  познакомились с историей и культурой российского казачества,  также получили информацию о службе в армии.

Думается, что все это повлияет на формирование личности, приобретение жизненных навыков, которые помогут студентам ориентироваться в современном мире и в конкретном обществе.

 

 

        

Список  литературы

1. Беглов, В.А. Эпопея в русской литературе. – Москва: Аким ООО Издательство Серия «Классика жанра», 2005.

2. Бирюков, Ф. Г. Художественные открытия Михаила Шолохова. – Москва, 1976.

3. Гура, В.В. Как создавался “Тихий Дон” – “Советский  писатель”. – Москва, 1980.

4. Егорова, Н.В, Золотарёва, И.В. «Поурочные разработки по русской литературе ХХ века». – Москва: «ВАКО»,2002.

5. Журавлева, А.А., Ковалева, А.Н. Михаил Шолохов. – Москва: Просвещение. – 1975 .

6. Колодный, Л.Е. Кто написал «Тихий Дон»: Хроника одного поиска. – Москва, 1995.

7. Семанов, С.Н. “Тихий Дон” /Литература и история/ “Современник”, 1977.

8. Шолохов, М.А. «Тихий Дон» [роман. В 2 т.]. – Москва: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

 

 

×
×