Автор: цыганок татьяна вадимовна
Формирование функциональной грамотности младших школьников через использование приемов критического мышления.
Функциональная грамотность – это умение действовать в нестандартных жизненных ситуациях, способность решать задачи, которые преподносит жизнь.
Функциональная грамотность учащихся — это определенный уровень образованности учащихся общеобразовательной школы, выражающий степень овладения ими ключевыми компетенциями, определяемых образовательным стандартом по предметам общеобразовательной школы, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами.
Чтобы ребёнок в школе проявлял все свои способности, нужно, чтобы он хотел учиться, верил в себя, а для этого учеба должна вызывать положительные эмоции. Учитель должен создавать комфортные условия для ребенка, особенно, если ребенок является младшим школьником. Существуют приемы для создания комфортной ситуации: похвала, ребенок должен быть в ситуации успеха, создание доверительных отношений между учеником и учителем, организация разнообразных видов деятельности, преобладание положительных оценок и результатов.
Модель работы по функциональной грамотности может выглядеть в виде плодового дерева. Функционально грамотный ученик – это дерево, вода – это продуманные, четкие педагогические технологии, плоды – это ключевые компетенции, лейка – это учитель. Если учитель будет ежедневно поливать это дерево слаженной четкой работой, используя технологии, которые действительно приносят результаты, дерево точно даст свои плоды (ключевые компетенции) т.е. образованных учеников. Но и лейка (учитель) не должен стоять на месте, он должен постоянно работать над своим самообразованием. Без полива дерево засохнет, так и без грамотной работы педагога ни о каком развитии функциональной грамотности не может быть и речи.
Когда ребенок идет в первый класс, родители уверены, что их ребенок будет учиться хорошо. И действительно, у первоклассников наблюдается очень высокая учебная мотивация, но с каждым годом у учащихся возникают трудности в обучении: формирование навыков чтения, пересказа, письма, и при переходе в среднее звено эти проблемы сохраняются. И тогда возникает вопрос, а что происходит за небольшой период времени? Я думаю, что проблема возникает в период дошкольного образования. Дети не обучены приемам учебной деятельности, и это огромная проблема, которую необходимо решать воспитателям дошкольных учреждений. Детям требуется индивидуальное сопровождение, помощь учителей и родителей, притом своевременная и систематическая.
В современном образовании достаточно много методов, форм, приемов для того, чтобы учащиеся могли преодолеть трудности. Для меня использование приемов критического мышления в планировании урока наиболее приемлемо, так как данная технология довольна проста и эффективна. Именно приемы критического мышления позволяют разнообразить работу с текстами, делают обучение увлекательным и эффективным. Технология критического мышления помогает оценивать результаты умений, которые необходимы для успешного обучения в школе.
Ученик, который может критически мыслить, может интерпретировать тексты, оценивать, аргументировать точку зрения.
Наиболее успешные приемы, которые я применяю на уроках русского языка и литературного чтения: «Целенаправленное чтение» — текст режется на части и выдаю каждый последующий отрывок после обсуждения и вопросов, чтобы ученики не забегали вперед иначе эффективной работы над текстом не получится, тем более прогнозирования. Этот прием помогает понять и проанализировать текст, кроме этого, включенность в процесс 100%. Есть еще прием «Целенаправленное слушанье» принцип работы тот же, только текст воспринимается на слух.
Прием « Кластер» предполагает использование схем на уроке, особенно это прием хорошо использовать при работе с новым материалом, учащиеся лучше понимают и запоминают основные понятия и закономерности. Составление группового кластера вообще вызывает бурю положительных эмоций. Этим приемом можно пользоваться на любых уроках, но я чаще всего использую его на уроках окружающего мира.
Использовать прием «Ключевые слова» можно начиная с 1 класса. При формулировании темы урока, при составлении предложений, текстов и т.д.
Приемы критического мышления помогают формировать функциональную грамотность школьников, но при условии, что внедрение в учебный процесс технологии должен носить не случайный характер, а систематический.