Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ

Автор: Наталья Николаевна Герасименко

Методические рекомендации по подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку

 

Подготовил: учитель русского языка и литературы Н.Н.Герасименко                         МКОУ «Гончаровская средняя общеобразовательная школа»

Суджанского района Курской области

 

Подготовка к выполнению тестовой части ОГЭ

Для осуществления успешной подготовки учащихся к прохождению основного государственного экзамена в 9 классе, педагог должен понимать, что представляет из себя эта работа, ее роль и значение для каждого учащегося, важность прохождения учащимся экзамена и получение им достойного результата. Поэтому подготовка к его сдаче начинается задолго до времени фактического его проведения. Необходимо не только освежить в память учащегося все разделы курса русского языка школы, но и настроить его на позитивное отношение к предстоящему событию, помочь справиться со стрессом и неуверенностью. Это станет наиболее возможным, есть учащиеся будут понимать, что степень их знаний находится на достаточном уровне, чтобы выполнить экзаменационную работу удачно.

 Предлагаю несколько фрагментов уроков по подготовке  к выполнению тестовой части ОГЭ.

I.Работа по развитию грамотности  учащихся:          

         Словарный диктант с использованием слов из выпускных тестов;

         словарный диктант с самопроверкой;

         словарный диктант с грамматическим заданием;

         словарный диктант с продолжением;

         словарный диктант с сопоставлением;

         словарный диктант на основе загадок;

         обобщающий словарный диктант;

.     .      работа над ошибками «Письмо ученому соседу».

 II. Работа с орфографическим словарем.

Полезны задания, когда сами учащиеся подбирают слова для  диктанта с последующей  взаимопроверкой. При этом,  обращаясь к орфографическим словарям, находят  слова,  написание которых не всегда могут объяснить. В итоге формируется не  только  орфографическая зоркость, но и навыки   работы со словарями (этот навык просто необходим на экзамене).

III. Синтаксическая  минутка.

В  тестах есть задание, в котором  надо указать грамматическую основу предложения (№2-Синтаксический анализ). Оно вызывает трудности у учащихся. Конечно, предложения для него стараюсь выбирать из тестов или придумывать сама (например, Тротуары заливают асфальтом). Такую работу неплохо проводить и устно, что обостряет восприятие и концентрирует внимание.

IV. Конструирование предложений, их синонимическая  замена

—        На доске записаны предложения:

Толстые сосульки св..сали с крыш.. и та..ли на солнце. Капли падали с них, звонко уд..ряли о лед, по всем улицам пели песню весны. 

-Один из учеников вставляет пропущенные буквы, объясняет их выбор.

— Замените в первом предложении одно из однородных сказуемых обособленным определением, выраженным причастным оборотом, во втором — обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

—        Составьте из получившихся предложений:

ложносочиненное предложение

-сложноподчиненное предложение

-бессоюзное сложное предложение

V.Экзаменационная минутка

Упражнение 1. Измените предложения, используя инверсию.

Дни наступили холодные и пасмурные. 

Упражнение № 2. Составьте предложения со словами море, небо, сосна, домиспользуя  
олицетворение, сравнение,эпитет,перифраз. 
Например: (береза) 
Задумалась береза у дороги.   
Береза, точно девица, нарядилась по весне.    
Увидел я прекрасную березу.   
Белоствольная красавица – символ России.

Упражнение № 3. Составьте метафорические словосочетания, вбирая для этого подходящие слова из скобок.

 Гусеница (трактора, маленькая, зеленая). Теплая (вода, печь, встреча) 

Упражнение № 4. Добавьте предложению выразительности, используя эпитеты.
Небо покрылось тучами. 

Упражнение №5.Измените текст, дополняя его различными выразительными средствами, указанными в скобках. 
    Стоял теплый и солнечный день (инверсия). По небу медленно плыли облака (эпитет). На дорожках сада были солнечные блики (олицетворение). Я лежал возле дерева (эпитет). Его ветки спускались надо мной (сравнение). Кругом слышалось пение птиц (эпитет). Солнечный свет, теплый воздух, запах сада наводили приятную истому (многосоюзие). Ничто не нарушало душевного покоя (градация). Я наблюдал за облаками, как они меняли причудливые формы (лексический повтор). Я не заметил, как закончился день (олицетворение), и тени стали окутывать сад (перифраз). 

VI. Работа со связными текстами , творческие и объяснительные диктанты:

Творческий диктант по картине  Маковского «Дети, бегущие от грозы»

«На картине Маковского изображена (приближающаяся)  гроза. На (потемневшем) небе большая серая туча. Она закрыла почти всё небо. Солнца не видно. (Налетевший) ветер клонит к земле траву, спелую рожь, (желтевшую вдали), и цветы. Перед нами крестьянские ребятишки, (убегающие от грозы). Они, очевидно, ходили в лес за грибами. У девочки в переднике много грибов. Её льняные волосы растрепались от быстрой ходьбы и сильного ветра. На спине у неё маленький братишка, (обнявший шею сестры ручонками). Он боится хоть на минуту оторваться от неё. (Замирающее от страха) сердце девочки громко стучит: успеет ли она добраться до деревни, прежде чем (сверкающая) молния вспыхнет в чёрном небе, загрохочет гром, хлынет дождь. Вот уже девочка на мостике, (слегка прогнувшемся под тяжестью детей). Вот – вот разразится гроза»

VII.На уроках литературы целесообразно использовать следующие формы работы:

—        нахождение изобразительных средств языка и определение их роли в тексте (задание №7);

—        пересказ текста; определение темы, идеи художественного произведения ( задание №6, сочинение  9.2, 9.3, изложение);

—        уроки развития речи

VIII. Листок учета ошибок

Дата

2

3

4

5

6

7

8

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×