8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

конструкт занятия

Автор: Волохина Ирина Ивановна

конструкт занятия

КОНСТРУирование образовательной

ценностно-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ситуации с детьми 6  года жизни

на основе произведения художественной литературы

выполнила воспитатель Волохина Ирина ивановна

 

Ценность: Нужно беречь дружбу и своих друзей.

Тема: рассказ В. Драгунского «Друг детства».

Цель: В процессе анализа текста произведения довести до осознания детей  мысль о верности другу, дружбе; закрепить эту мысль в процессе домашней творческой работы по сочинению сказки для старой игрушки.

Образовательные задачи:

Обучающие:

закреплять умение  анализировать произведение;

— совершенствовать умение отвечать на вопросы по тексту.

Развивающие:

развивать речь, память, мышление, внимание, умение действовать согласованно.

— способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Воспитательные:

— воспитывать интерес к книгам, художественным произведениям;

— показать нравственно – духовное значение дружбы в человеческих взаимоотношениях;

— способствовать усвоению норм и ценностей, принятых в обществе (формирование понятий «дружба», «друг»).

Образовательные задачи, с учетом индивидуальных особенностей детей:

знакомить с литературным произведением, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям произведения; помочь детям с выбором центров активности.

Материалы: портрет писателя, рассказ «Друг детства» с иллюстрациями, запись с песнями, схемы, мнемотаблица, цветное соленое тесто, фантики от конфет, ватман голубого фона, вырезанные детьми солнышки и тучки.

Понятия: «до смерти хотелось»  «разгорался аппетит»  «молотили друг друга» 

Планируемые результаты: дети активно и с интересом участвуют в беседе. Благодаря чтению произведения произойдет развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазия) и личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения, коммуникативные навыки, умение работать в коллективе).

 

 

 

 

Технологическая карта

 организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми

1. Мотивационный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на ценности, их эмоциональное восприятие; вызвать интерес, эмоциональный отклик детей)

Технологические компоненты деятельности

Содержание деятельности,

 действий педагога

Действия детей

Планируемый результат

Организация на совместную деятельность «Дружный кружочек»

 

 

Все мы дружные ребята,

мы ребята, дошколята.

Никого не обижаем,

как заботится, мы знаем.

Никого в беде не бросим,

не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

будет радостно светло.

Руку другу подавай,

Вместе снами поиграй!»

 

Чтобы узнать тему нашей беседы сегодня, послушайте песню («Настоящий друг»  музыка Б.Савельева, слова М.Пляцковского)

 

О чем эта песня?

Попробуйте определить, о чем мы будем говорить сейчас?

 

 

Дети встают  в круг.

Ситуация успеха.

 

 

 

Слушают песню.

 

 

 

Отвечают на поставленные вопросы,

проявляя устойчивый  интерес.

Мотивация  на прослушивание сказки. 

 

 

Демонстрируют заинтересованность на предстоящую деятельность.

 

 

Актуализация знаний детей

(работа с моделью трех вопросов: что мы знаем?)

Верно, сегодня мы будем говорить о дружбе и друзьях.

 Ребята, у каждого из вас есть много разных игрушек. Мы с вами организовывали выставку ваших любимых игрушек.
— Расскажите об игрушках, с которыми вы играли раньше. (Рассказы детей).
— Где сейчас находятся эти игрушки?
— Подумайте, всегда ли по — доброму вы относились к своим игрушкам?
Что надо делать, что бы игрушки всегда были красивые?

Можно ли рвать и ломать игрушки?  

 

Сегодня мы с вами будем читать рассказ автора, с произведениями которого мы уже знакомы.

Воспитатель показывает портрет писателя.

Это Виктор Юзефович Драгунский.

Какие произведения этого автора мы уже читали?

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, проявляют интерес, выражают собственные мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Ни пиф и не паф»

«Заколдованная буква», «Он живой и светиться», «Сверху вниз, наискосок».

Умеют  осознавать то, что уже усвоено.

 

 

 

 

 

Умеют слушать и понимать речь других

 

 

 

 

 

 

Знакомство с ценностью.

Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей)

Ценностный диалог (направленность обсуждения литературного произведения на осознание и проговаривание детьми ценностей (при обсуждении сюжетов, поступков, поведения персонажей).

Этот автор писал рассказы о детях, для детей.

Сегодня мы с вами прочтем рассказ Виктора Драгунского «Друг детства». Это писатель уже знаком нам с вами. Помните, вы слушали его рассказ «Сверху вниз, наискосок». Это был веселый рассказ о том, как Дениска, Мишка и Аленка решили покрасить все вокруг. А сегодня смеяться с вами не придется, а надо будет подумать над тем,  о чем мечтал герой рассказа и почему он потом отказался от этой мечты.

При чтении этого рассказа нам встретятся незнакомые слова.

Проводится  словарная работа. Познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл.

 

Приспичило – понадобилось срочно, неотложно, очень захотелось.

Перебейся – прожить какое-либо время без чего либо.

До смерти хотелось» — очень сильно хотелось;

 Разгорался аппетит» — хотелось все больше и больше

 Молотили друг друга» — били;

 

 

 

Вспоминают, рассуждают

 

 

 

 

 

 

Слушают рассказ.

 

 

 

 

 

Подбирают слова антонимы. 

 

 

 

Проявляют познавательный  интерес в процессе слушания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявляют интерес к познанию новых слов.

Игровая ситуация

Предлагает  детям отдохнуть.

Дети стоят лицом в круг, положив руки друг другу на плечи.

 

 

Человек весёлый я,                                   

Все вокруг – мои друзья.

Я похлопаю в ладоши

С вами в этот день хороший.

Я потопаю ногами

Дружно, весело с друзьями.

А потом со всеми вместе

Я потопаю на месте.

На одной ноге скачу,

Если только захочу.

Приседаю и кружусь,

И со всеми веселюсь.

 

Дети повторяют движения за воспитателем.

 

 

Раскачиваются

 

Хлопают.

 

Топают ногами.

 

Маршируют

 

Прыжки на 1-ой ноге

 

Присесть и резко встать, кружиться на прыжке с хлопками.

 

 Прыжки на 2-х ногах.

Дети расслаблены, отдохнули.

Готовы к деятельности.

 

Работа с «Моделью трех вопросов»: Что мы знаем? Что хотим узнать?

Представление новой информации

 

 

 

 

Продолжение работы с «Моделью трех вопросов: Что нужно сделать, чтобы узнать?»

 

Обозначение культурно-смыслового контекста последующей деятельности (ценностно-ориентированной культурной практики)

 

Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной/самостоятельной деятельности детьми в центре активности), с учетом культурно-смыслового контекста предстоящей деятельности (типа работ: по образцу. по схеме, по незавершенному продукту, по описанию);

групповое/ индивидуальное обсуждение

Ребята, так кто же такой «друг детства»?

 

 

 

 

 

 

О ком этот рассказ?

 

Кем в дет­стве мечтал стать Дениска?

 

 

 

 

 

Почему у него так часто менялось мнение?

 

 

 

Как отнёсся к просьбе сына папа? Почему так?

Что почувствовал мальчик?

 

 

Какой выход из положения нашла мама?

 

 

Какое чувство он испытал, когда увидел своего игрушечного Мишку?

 

Почему же он не стал тренировать свой удар о Мишку?

 

 

 

Почему Дениска назвал своего Мишку «самым лучшим другом детства», «настоящим дру­гом»?

 

 

 

 

 

Почему Дениска чуть не заплакал?

 

 

 

 

 

 

Но почему, же Дениска отказался от своей мечты? Чем закончился рассказ?

 

Какой поступок совершил мальчик?

 

 

Каким человеком оказался мальчик?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понравился вам рассказ? Вы, наверное, захотите рассказать его дома своим родным. Давайте попробуем сделать это как можно лучше. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.

«Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я…»

«Увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу я решил стать…»

«Я сказал папе:…»…

 

Дети отвечают на вопросы.

Так говорят о человеке, с которым дружил в детстве, с кем связаны доб­рые воспоминания.

 

О мальчике Дениске.

 

Капитаном дальнего плавания, путешественником, астрономом, машинистом метро, боксером.

Был маленький, и его привлекали разные профессии.

 

Выслушиваются разные ответы детей.

Обиду

 

Использовать вместо груши старую игрушку.

 

Он вспомнил как сам был маленьким.

 

Дениска не захотел обидеть Мишку, потому что он раньше с ним дружил.

 

Потому что Мишка всегда с Дениской играл, слушал его сказки, спал с ним, Дениске было с ним интересно.

 

Ему стало стыдно за себя, ведь он хотел бить своего «самого лучшего друга, настоящего друга детства».

 

Мальчик решил, что он не будет боксёром.

 

Правильный, мудрый, верный, хороший.

 

Добрым, отзывчивым, милосердным, великодушным, с золотым сердцем, никогда никого не обидит, никого не предаст.

Нельзя предавать своих друзей, даже, если они игрушечные. Нельзя предать свою детскую любовь.

 

Дети досказывают конец предложений

 

 

…буду на этом свете.

 

…боксером.

 

…Папа, купи мне грушу!

С помощью взрослого: дают нравственную оценку герою произведения, в соответствии с принятыми моральными и этическими нормами.

 

 

 

Демонстрируют совершенствование диалогической и монологической форм речи;

умение строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

 

 

Сотрудничают  с взрослым и сверстниками.  

 

Понимают смысл рассказа, выделяют в нем главное, строят полные выразительные ответы по содержанию.

 

 

Осознают нравственно – духовное значение дружбы в человеческих взаимоотношениях.

 

 

Способны усвоить нормы и ценности, принятые в обществе. Сформированы понятия «дружба», 

«друг».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявляют интерес к воспроизведению   рассказа, досказывают в речи концовки предложений.

 

 

 

2. Содержательный (деятельностный) этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и познание в контексте решения ценностных задач).

Взрослый инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы.

Дети принимают общую цель работы малой группой (в центре активности), включаются в совместное планирование, распределение действий (ролей) осуществляют деятельность в центрах активности самостоятельно.

Технологические компоненты деятельности

Центр

активности

Содержание

деятельности

(конкретная задача, культурно-смысловой контекст)

Презентация деятельности в центрах активности

Материалы, средства для самостоятельной деятельности детей в центре активности

Результат,

продукт

деятельности

Творческий (ориентация на ценностно-окрашенные ситуации продуктивного характера, побуждающее к образному выражению в творческой продуктивной деятельности).

 

Презентация центров активности (педагогом/ребенком).

«Тренировка» в ценностном поведении в ходе конкретной деятельности (дела) в центрах активности

Центр познания

 Составить рассказ по схеме о любимой игрушке или друге.

В центре 

«Познания» вы составите рассказ по схеме о своей любимой игрушке или друге и разместим его в этом центре.

мнемотаблицы

листы бумаги, карандаши, фломастеры, ручки, пастель.

Рассказ о  любимой игрушке или друге

Центр искусства

Нарисовать солнышко или тучку

В центре искусства вы нарисуете и вырежете солнышко или тучку, которое мы разместим на голубом панно.

листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, кисть, баночка для воды, палитра, клеенка для стола.

Панно «Веселые солнышки и тучки»

Центр кулинарии

Приготовить из цветного соленого теста угощение для любимой игрушки или друга

В центре кулинарии вы можете попробовать приготовить угощение для любимой игрушки или друга из цветного  соленого теста.

В помощь вам лежит альбом «Кулинария»

Альбом «Я работаю поваром» с «мнемотаблицами» по приготовлению блюд; посуда,

кухонные принадлежности, плита, форма для повара.

фантики от конфет.

Образцы изделий из цветного соленого теста.

Проявление самостоятельности, активности.

Центр мастерская

Изготовление книжки-малышки по рассказу «Друг детства».

Формировать  умение создавать из бумаги книжку. Совершенствовать умение самостоятельно работать с бумагой, сгибать листы в четверо. Закреплять умение соблюдать технику безопасности при работе с ножницами.

 

В центре «Мастерская» вы изготовите книжку-малышку, которая поможет рассказать самостоятельно рассказ родителям, друзьям. 

Образец изготовления  книжки-малышки «Друг детства», картон, листы бумаги для дополнительного украшения, клей, ножницы.

Изготавливают книжки- малышки с иллюстрациями.

Центр грамоты

 

 

 

 

Центр игры

 

 

 

 

Центр конструирования

Конструирование «Друг детства».

В центре конструирования вы сконструируете любимую игрушку.

Конструктор лего, схемы

Модель из конструктора лего «Друг детства»

Центр математики

Дидактическая игра «Игрушки».

Закрепить состав чисел первого десятка. Эта игра также развивает память, мышление, внимание.

В центре математики можно помочь Дениске посчитать все его игрушки.

Дидактичекая игра «Игрушки» 

Состоит из набора картинок, на которых написаны числа от 3 до 10, и коробочки, на которых написан состав чисел.

Ребенок должен подобрать игрушку, которая «находится» в той или иной коробке.

Центр книги

Рассматривание иллюстраций.

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Развивать способность наблюдать, всматриваться, определять   эмоциональное состояние героев, быт, одежду, природу. Развивать речь, умение пересказывать рассказ с опорой на иллюстрации.

 

В центре книги вы можете еще раз встретиться с героями рассказа «Друг детства» рассмотреть внимательно изображение лица Дениски, его одежду; рассмотреть Мишку, его глазки и т.д.

Книги с рассказом «Друг детства» иллюстрированные разными художниками.

Дети рассматривают книги, общаются между собой, делятся впечатлениями об увиденном.

Центр безопасности и здоровья

«Дорисуй лицо».

Формирование навыков контроля собственных эмоций и распознания  чувств окружающих людей.

Умение определять эмоциональное состояние по схематическому изображению лица. 

 

В центре здоровья, вы можете 

определить эмоциональное состояние людей, а также поупражняться в изображении эмоций.

 

Схемы людей с изображением эмоциональных состояний. Круги бумаги разного диметра, средства изображения.

Изображают эмоциональное состояние Дениски, папы, мамы и Мишки.

Двигательный центр

 

 

 

 

3. Рефлексивный этап (направленность на осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях, ориентация на позитивный опыт самопознания и самовыражения. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль).

Технологические компоненты деятельности

Содержание деятельности,

 действия педагога

Действия детей

Планируемый

результат

Рефлексивная ситуация

Чем понравился вам рассказ?

Какова основная мысль рассказа?

Есть такая пословица: «Старый друг лучше новых двух». Подходит  ли она к этому рассказу? Объясните, почему вы так думаете?

О верной дружбе сложено много пословиц и поговорок:
«Нет друга – ищи, а нашел – береги!»
«Там, где дружат, живут – не тужат».
«Крепкую дружбу и топором не разрубишь».
«Старый друг лучше новых двух».
«Без друга в жизни туго».

О чем эти пословицы? Объясните значение каждой из пословиц.

 

Дети отвечают, высказывают свои мнения.

Объяснение  смысла пословиц.

Сформированы понятия «друзья не разлей вода», «друг детства».

Обсуждение итогов работы в центрах активности (продуктов деятельности), культурно-смыслового контекста (для чего? для кого? где можно использовать?)

Активизирует детей на общение, желание рассказать о результатах деятельности. Своевременно, тактично,  оказывает помощь, в тот момент, когда дети испытывают затруднение или требуется актуализировать ранее игровые умения и действия.

Дети делятся впечатлениями  друг с другом, демонстрируют  продукты деятельности, дарят друзьям книжки и.т.д.

Дети демонстрируют уверенность в себе, положительную самооценку посредством создания ситуации успеха в игровой, продуктивной  деятельности.

4. Открыто-перспективный (Выход на самостоятельную деятельность, самостоятельный ценностный выбор в том числе в специально конструируемых образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания)

 

Как вы думаете, вы могли бы кому-нибудь объяснить, рассказать, как нужно обращаться с любимой игрушкой?.

Да. Брату, сестре, детям из младших групп

Дети ориентированы на самостоятельную деятельность.

                 

 

×
×