8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Инновационные технологии в системе воспитательной работы Его имя носит наша школа…

Автор: Волченкова Марина Васильевна

В основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем. Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.

Образование неотделимо от воспитания. Зачастую невозможно определить первичность одного из этих компонентов взросления юных граждан нашего общества. И становясь активными субъектами внедрения инноваций в процесс обучения, мы также не можем не активизировать нововведения в воспитательной работе.

Сегодня я хотела бы представить некоторые моменты из воспитательной системы нашей школы, которые тесно связаны с введением новых технологий во все сферы школьной жизни, прежде всего ИКТ технологии и технологии проектной деятельности (в самых различных формах).

Вопросы духовно-нравственного, патриотического воспитания всегда  актуальны. Воспитание на конкретных, жизненных примерах более плодотворно,  чем просто теоретические и абстрактные высказывания.  Факты жизни и творчества человека, чьё имя носит наша школа, — редкий и яркий пример именно с точки зрения нравственности. «Имя Василия Егоровича Митты одно из наиболее светлых имён в чувашской советской  литературе. Для многих современников поэт являлся абсолютным эталоном нравственной позиции в жизни и в своем понимании «назначения поэта». [1, с.122]

 Для нас, участников образовательного процесса школы №20 города Новочебоксарска, имя поэта стало символом сохранения человеческого духа в нечеловеческих условиях.

Творческая группа учителей, объединённая проблемой «Изучение жизни и творчества  известного  чувашского поэта В. Е. Митты», используя различные формы и методы работы, в том числе и инновационные,  стремится развивать творческие способности учащихся; прививать навыки исследовательской деятельности; воспитывать чувство любви к родным истокам, краю, родине на примере личностных  качеств поэта, воспитывать достойных граждан  современного общества, утверждать торжество вечных ценностей в любых жизненных ситуациях.

Наша школа со дня открытия, с сентября 1997 года  носит имя Васьлея Митты. В день 90-летия поэта, 5 марта 1998 года,  в фойе школы открыли памятник поэту. На открытие монументальной композиции приехали три дочери поэта, три правнука, десятки писателей и поэтов Чувашии, члены Правительства ЧР, работники Министерства образования и культуры. Упала скрывавшая памятник холстина, и явился простой и в то же время мудрый образ поэта Васьлея Митты. Открытия памятник скульпторы Ф. Мадуров и П. Пупин. В литературной гостиной читали стихи народный поэт В.И. Давыдов-Анатри, П. Ялгир, Ф. Уяр, учащиеся школы. Артист Чувашского Государственного драматического театра Н. Кириллова и народная артистка СССР В. К. Кузьмина представили литературно-музыкальную композицию по лирике В. Митты. С этого дня в школе стало традиционным проведение памятных мероприятий в день рождения В. Е. Митты.

В 2018 году широко отмечали 110-летие со дня рождения поэта. В стенах школы на городской семинар в очередной раз собрались учителя чувашского языка и литературы, родные поэта, председатель общественного Фонда Митты, лауреаты премии Митты 2013 года, поэтесса и профессор философии из Красноярского края, Хакасии (где проходили годы ссылки Митты), журналисты Чувашского телевидения радиокомитета и другие гости. Праздник начался с торжественной линейки у памятника поэту, возложения цветов. В музее прозвучал любимый поэтом полонез Огинского, ставший прощальной мелодией для семьи. Тут же вручили грамоты ученикам-победителям в конкурсе чтецов. В актовом зале учащиеся представили большой концерт. В течение месяца через сайт школы проходила Интернет – викторина, посвящённая жизни и творчеству поэта. В ней приняли участие 237 учащихся 43 школ города и республики. Праздник завершился чествованием победителя и призеров викторины. Выразив огромную благодарность за активное участие, дочь поэта Сильпи Васильевна вручила грамоты и дипломы учащимся и учителям, подготовившим самых первых, активных, лучших участников викторины. Всё это стало возможным в результате воплощения в жизнь школьного метапредметного проекта «Его имя носит наша школа». Хочу представить всего лишь один (подготовительный) этап данной деятельности  

1. Подготовительный    этап реализации монопроекта

Этапы работы     Направление (блок, модуль)

 

Действия, акции

Формат деятельности

1. Подготовительный               

Определение куратора, оргкомитета (ОК), темы и целей проекта.

 

Выбор логотипа проекта.

 

Выделение микротем:

 

— литературная гостиная

 

— Интернет-Олимпиада

 

— ученические проекты по литературе

 

— мини-проекты на уроки

— виртуальные путешествия

 

— география в биографии поэта

 

— историческая эпоха Митты

 

— диалог культур

 

— Митта в глазах детей

— математика и Митта

 

— иллюстрации к стихотворениям

— живые сцены и картины

 

Формирование творческих групп.

 

 Установление способа представления результатов (формы отчёта) и критериев оценки результата и процесса.

                                    

 

Заседание Научно-методического совета (НМС) школы.

 

 

Конкурс «Предложи логотип проекта»

 Заседание ОК

 

Разработка сценария

 

Подготовка вопросов, Интернет-платформы

Выбор тем

 

 

Формулировка тем уроков

Выбор маршрутов

 

 

 

 

 

Характеристика эпохи

 

 

Уточнение темы

Творческие работы

 

 

 

Подбор литературной основы

 

 

Заседание ОК

 

 

Заседание ОК

 

 

 

 

 

 

Творческий проект

 

 

 

Творческий проект

Игровые технологии

ИКТ технологии

 

Исследовательские  проекты

По выбору учащихся и учителей

Поисковый проект

 

Поисковый проект

 

 

Исследовательские  проекты

 

Творческий проект

Игровые технологии

 

 

 

Творческий проект

 

Игровые технологии

 

 

 

 

 

Технологии рефлексии и

 

 

Мы, учителя и ученики школы, постоянно ведём работу по изучению жизни и творчества поэта, участвуем в различных городских и республиканских конкурсах с  проектами  творческого и исследовательского характера. Правнуки Митты, выпускники нашей школы, медалисты Степан и Семён Тележкины, оставили  исследовательские проекты, разработанные вместе с племянницей Митты, учителем русского языка и литературы. Проект Степана «Через тернии к звёздам…», посвящённый образу лирического героя поэтического наследия В. Е. Митты, получил Диплом Республиканской научно-практической конференции обучающихся «Excelsior». Дипломы II степени в Республиканском открытом конкурсе творческих работ учащихся Центра внешкольных работ «Эткер» завоевали работы Смирновой Ольги и Петровой Анастасии.

С 2005 года в школе работает школьный музей, часть экспозиции знакомит нас с личностью и литературным  наследием Митты. Учащиеся 7-8 классов готовят планы-проекты экскурсий, победители ежегодного конкурса проектов работают в качестве экскурсоводов, проводят занятия с учащимися 3-4 классов в музее. В такой форме   мы реализуем возрождённые «новые» технологии работы в школьных музеях. Здесь же можно увидеть портрет поэта и иллюстрации к стихотворениям, выполненные учениками школы Алексеем Георгиевым (2003г.), Екатериной Калашниковой (2005 г.), Ольгой Смирновой (2009 г.), Агафией Васиной (2018 г.), Марией Арсентьевой (2018 г.), Анастасией Исаевой (2018 г.) (реализованные индивидуальные творческие проекты по изучению творчества и отдельных стихотворений В.Е. Митты).

 

Екатерина Калашникова. Иллюстрация к стихотворению «Авалхи садǎмра…»

 

В последние годы подготовлен ряд исследовательских работ о жизни и творчестве В. Е. Митты с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Ученик 10 класса Шайдиманов  Дмитрий, односельчанин  поэта, подготовил проект «Митта  в памяти своих земляков», Николаева Мария составила «Родословное древо Митты». Катеева Юлия разработала тему «География в биографии В. Митты».  Учитель чувашского языка и литературы Иванова Е.Г. с ученицей Николаевой Екатериной составила синхронную таблицу  «Митта Ваçлей пурнăçĕпе пултарулăхĕ».

Организуя изучение жизни и творчества Василия Егоровича Митты в формате монопроекта под общим названием «Его имя носит наша школа…», мы вовлекаем  всех участников образовательного процесса в совместную деятельность  (пробуждаем интерес к истории и культуре родного края, развиваем разные грани  творчества обучающихся, расширяем круг читателей классической  литературы и литературоведческого материала). Таким образом воплощаем в жизнь основные составляющие воспитания как деятельности, направленной «на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде». [1, с.14]

 

Список литературы/ References

1. Хузангай А. Дыханье почвы и судьбы. /А. Хузангай//- КИЛ. – 2008. — №2. — с.122-125.

2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»7 августа 2020 г. —

Российская газета — Федеральный выпуск № 174(8228)

 

 

×
×