Автор: Ирина Владимировна Калинина
Когда идешь ты по тропинке
Научите детей наблюдать за окружающим миром
Закат, небосклон с пушистыми облаками, синева звездного неба, великолепие зимнего леса, капли дождя на солнце, радуга – все это производит большое впечатление на ребенка. Но не всегда дошкольник сам замечает красоту природы. Понимать и любить её он начинает главным образом под влиянием нас, взрослых.
В нашем детском саду «Светлячок» есть небольшая парковая зона, где мы с детьми, шагая по тропинке здоровья, наблюдаем за сезонными изменениями в природе. Весной, на нашем участке появляются небольшие бугорочки, детям я объясняю: это муравьи начали свою работу. Зову всех к муравейнику, рассказываю об этих маленьких тружениках. Долго наблюдаем за ними: один тащит соломинку, другой крошку. Помогают друг другу. Они приносят пользу растениям: рыхлят землю, удобряют её. Нельзя их обижать, о таких говорят: «Мал да удал!». Правильное пояснение происходящего в природе расширяет кругозор ребенка, упражняет его умственные способности, развивает мышление.
Мы, воспитатели детского сада «Светлячок», организуем труд детей в природе. Приучаем ухаживать за животными, комнатными растениями. С весны по осень дети вместе с воспитателями возятся на участке, в цветниках. Работаем дружно, аккуратно, добросовестно. Я в своей средней группе приучаю ребят трудиться и в уголке природы, импровизированном огороде на окошке. Однако детскому саду трудно обойтись без помощи родителей. Как мудро поступают те мамы и папы, которые не мешают ребенку трудиться самостоятельно. Дайте ему лопатку, грабли, объясните, что нужно сделать, и увидите, сколько радости вы доставите своему малышу. Работая вместе со взрослыми ребенок начинает осознавать, что труд приносит радость и удовлетворение, что он не всегда лёгок и что приходится трудиться не только тогда, когда хочется, но и когда это необходимо.
Давайте будем учить наших детей наблюдать за окружающим миром. По дороге в детский сад или когда идете по тропинке в лесу, обращайте внимание ребенка на деревья или кустарники, на небо с пушистыми облаками и солнышком, на мягкий или уже хрустящий снег, на собаку, которая греется в подъезде, на людей, их одежду и многое другое.
Чем больше ребенок узнаёт природу, тем больше ценит и бережет её. Так пусть же наши дети – будущие хозяева Земли – научатся бережно, по — хозяйски к ней относиться, пусть с малых лет учатся любить и беречь всё живое.
Ирина Калинина,
воспитатель детского сада «Светлячок»
г. Салехард