Автор: Бурдейная Наталия Петровна
Современный урок в свете требований ФГОС
Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества. Оно не в полной мере готовит молодое поколение к успешной, качественной жизни. А ведь именно такой результат образования, а не просто получение хорошего аттестата является основным свидетельством эффективности работы школы как социального института.
Как разработать урок по-новому?
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно — деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникативных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Главной целью образования – развитие личности обучающихся.
Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для то, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.
Концепция ФГОС, в основе которой находится системно-деятельностный подход, предусматривающий формирование УУД — личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных- как основы образовательного процесса и определяет систему требований к уроку:
1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
1. Четко определить и сформулировать для себя тему урока;
2. Определить место темы в учебном курсе;
3.Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
4.И, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, в перспективе.
5.Определить для себя и отдельно для учащихся — зачем он вообще нужен этот урок.
Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные цели. Лучше, если учащиеся сами сформулируют тему урока, цели урока, составят план работы по достижению этих целей. В задачу учителя входит создание проблемной ситуации, организация погружения в эту проблему. Учащиеся должны знать, чему они научатся на уроке, какие знания они освоят в процессе урока, какие УУД будут развивать.
2.МОТИВАЦИЯ.
Мотивация предполагает, что ученик с интересом будет работать на уроке, ему захочется узнать как можно больше. В формировании мотивации учащегося решающая роль принадлежит учителю: он должен вызвать интерес и к процессу учебной деятельности, и к конечному результату, и к практическому применению полученных знаний.
3.ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ.
Отбирая содержание, учитель должен руководствоваться планируемыми результатами урока, определенными программой, т.е. не только знания могут контролироваться, но подвергаются контролю и УУД. Остальная информация может носить вспомогательный характер.
4.ИНТЕГРАТИВНОСТЬ ЗНАНИЙ, отработка метапредметных универсальных действий. Учитель должен четко представлять, какие универсальные действия формируются на каждом этапе урока, например:
5. ПОСТРОЕНИЕ КАЖДОГО ЭТАПА УРОКА ПРОВОДИТСЯ ПО СХЕМЕ:
Постановка учебного задания — деятельность учащихся по его выполнению-подведение итога деятельности-контроль процесса и степени выполнения-рефлексия.
6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ разнообразных приемов организации результативной образовательной деятельности учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основная задача учителя- создать условия, инициирующие деятельность учащихся посредством учебных заданий. Учебные задания должны отвечать следующим целям:
-узнавание нового материала;
-воспроизведение;
-применение знаний в новой ситуации;
-применение знаний в незнакомой ситуации;
-творческий подход к знаниям.
7.ПОДВЕДЕНИЕ итога каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом этапе урока, т.е. результат каждого этапа урока должен контролироваться учителем с целью коррекции процесса учения каждого обучающегося.
8. Наличие блоков САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ учащимися (самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, в первую очередь, с ресурсами Интернета).
9.ОРГАНИЗАЦИЯ ПАРНОЙ ИЛИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ, благодаря чему развиваются коммуникативные компетенции учащихся. Ученик быстрее усваивает те знания, которые проговаривает вслух (психологический механизм).
10. Использование системы САМОКОНТРОЛЯ И ВЗАИМОКОНТРОЛЯ как средство рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.
11. РЕФЛЕКСИЯ как осознание себя в процессе деятельности.
Можно предложить «Лист успеха»:
1.Оцените свою работу на уроке…
2. Мне на уроке понравилось…
3. Мне показалось трудным…
4. Я бы еще хотел …
12.Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации.
13.Минимализация и вариативность ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. Домашнее задание должно соответствовать образовательной программе, содержать возможность выбора заданий как по форме, так и по содержанию в учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Учителю предлагается разработать три набора заданий:
-задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
-задания, способствующие осмыслению материала учеником;
— задания, способствующие закреплению материала учеником;
14. Организация ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА и условий ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ.
— требования учителя по отношению к ученикам должны быть разумными, проверенными, доступными;
— учащиеся должны быть уверены, что требования диктуются необходимостью;
— учитель контролирует точность, тщательность и своевременное выполнение учащимися каждого требования;
-учитель должен следить, чтобы дети не переутомлялись ни физически, ни умственно;
-не должно быть однообразия в учебной работе;
— должно быть чередование слушания с практическими работами;
— все это должно сочетаться с педагогическим тактом и уважением к детям;
Выполнение данных требований определяет роль учителя как управленца, а обучающихся — как активных субъектов деятельности, что является предпосылками реализации целевых установок Стандарта.
Сегодня педагоги ведут активные поиски такой формы организации процесса обучения, которая отвечала бы современным требованиям и обеспечивала бы необходимый уровень развития у ученика компетенции «научить учиться».
Все известные ранее у плюсы традиционного урока не потеряли своей актуальности и сейчас.
Однако при обучении в современной информационно-образовательной среде традиционный урок приобрел совершенно новые черты. В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Поэтому важным и неотъемлемым элементом урока становится использование ИКТ-технологий обучения. Чрезмерное увлечение электронными средствами обучения оказывает такое же негативное воздействие на процесс обучения, как и недооценка их. Все согласятся, что главные действующие лица на уроке – это учитель и ученики. Их совместная деятельность, общение являются залогом
успешного процесса обучения.
Итак, успешность современного урока зависит, на мой взгляд, от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке — все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и «сухой» материал учебника. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке. Урок должен быть прежде всего актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях.
Учитель и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя – направлять, контролировать.