Автор: Обоскалова Ирина Александровна
Дифференциальная диагностика моторной алалии от сходных с ней состояний
Критерии сравнения |
Моторная алалия |
Дизартрия |
Задержка речевого развития |
Ранний детский аутизм |
Интеллектуальная недостаточность |
Особенности перинатального развития
|
Воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологии, энцефалиты, менингиты, ранние травмы мозга (в т.ч.родовые), асфиксия, соматические заболевания, вызывающие истощение ЦНС, частые заболевания верхних дыхательных путей |
Асфиксия, родовая травма, поражения ЦНС при гемолитической болезни, заболевания нервной системы, ЧМТ, нарушение мозгового кровообращения, пороки развития нервной системы. |
Минимальная мозговая дисфункция, преждевременные, длительные роды, кесарево сечение, роды незрелым, но доношенным плодом, асфиксия, раннее искусственное вскармливание, неблагоприятные социальные факторы. Чаще встречается при повторной беременности, чем при первой; поздняя беременность |
Причины мало изучены, предположительно: особая комбинация генов родителей, нарушение внутриутробного развития (патология строения плаценты). Психическое развитие большинства детей патологично с самого рождения. В грудном возрасте отмечается патология вегетативных функций и ряда витальных адаптивных механизмов. |
Различные вредности в период беременности, внутриутробные инфекции, прием медикаментозных средств, др; родовая травма, асфиксия, длительный безводный период, затяжные роды, роды с ручным пособием др. При наследственной форме – без особенностей. |
Состояние общей и мелкой моторики |
Неврологические симптомы двигательных расстройств (спастичность, паретичность мышц и мышечных групп, возможны синкинезии и гиперкинезы, ручная апраксия, нарушения осанки и походки, координации движений, статического равновесия — у 50 % детей) Гиперактивность или заторможенность. Левшество. |
Симптомы двигательных расстройств выражены в различной степени в зависимости от места и степени локализации поражения (формы дизартрии) |
Обычно без проявлений неврологической симптоматики |
Ранний дизонтогенез двигательной сферы: неуверенность ходьбы, слабая дифференцированность тонкой моторики, плохое овладение навыками сомообслуживания. Выраженная моторная неловкость. |
Выраженные нарушения моторной сферы не являются обязательным сопутствующим явлением. При этом развитие моторики протекает замедленно недифференцированно, отмечается неточный кинестетический контроль. |
Темп овладения речью |
Темп овладения речью замедленный, вероятность самокомпенсации низкая |
Темп овладения смысловой стороной речи не нарушен |
Темп замедленный, может наблюдаться скачкообразность. Высокая вероятность самокомпенсации. |
Неравномерный, с периодами речевого мутизма; часто опережающий. В период раннего детства у детей отмечается слабость артикуляции, склонность к вербальным стереотипиям. |
Замедленное овладение всеми подсистемами языка, несформированность всех операций речевой деятельности: слабость мотивации, нарушение программирования речевой деятельности и т.д. |
Восприятие речи, коммуникативные навыки |
Сохранно. Стремление к общению, однако используются неречевые средства: жесты, мимика. |
Сохранно. Сформированность коммуникативных навыков зависит от степени выраженности дизартрии. |
Сохранно |
Нарушение формирования как активного, так и пассивного речевого контакта. Признаки снижения энергетического потенциала (вялость, безынициативность, отсутствие любознательности). Психопатологические симптомы, фобии, непредвиденные реакции. Отсутствие адекватного контакта с детьми. |
Нарушение формирования коммуникативных навыков по причине недоразвития познавательной деятельности (слабость речевых контактов, незрелость интересов, не разграничивает слова, произносимые окружающими, снижение потребности в речевом общении). |
Импрессивная речь |
Нарушение понимания значений, выраженных морфологическими элементами слов, затруднено понимание слов, сходных по звуковому составу |
Не имеет выраженных нарушений |
Хорошо понимает обращенную речь |
Понимание речи не нарушено. Отмечается эхолалия |
Выраженные нарушения на уровне слова, предложения, грамматических форм слов, текстов. Отмечается эхолалия. |
Звукопроизношение |
При кинетич.ф.: возможно спонтанное формирования большинства артикулем, трудности комбинирования отдельных элементов речи (даже простых в артикуляторном отношении) в единое целое; при кинестетич.ф.: затруднено формирование артикулем |
Нарушение формирования артикулемы Как правило, нарушения однотипны, постоянны (правильные варианты искаженных звуков встречаются редко) |
Отставание формирования артикулем от условного эталона детской речи по эпикризным срокам |
Отставание в формировании артикулем не отмечается, часто речь соответствует фонетическим нормам с опережением |
Нарушение формирования артикулем. Отмечается большое количество замен (трудность тонкой моторной дифференциации, несформированность операций слухового и кинестетического контроля). |
Слоговая структура слова |
Выраженные нарушения в усвоении количества, последовательности слогов в слове. Искажение ритмического рисунка слова, скандированность, паузирование, изменение мелодики слова |
При корковой форме — ограничены возможности к воспроизведению слоговой структуры слов |
Трудности воспроизведения многосложных слов, редко встречающихся в речи ребенка |
Без особенностей |
Отмечаются нарушения слоговой структуры слова |
Активный словарный запас |
Затруднено формирование полноценных лексем, длительное использование аморфных слов-корней, звукоподражаний, звуковых комплексов. Затруднения в дифференцированном использовании лексических значений, овладении лексемами обобщенного, неконкретного значения |
Соответствует возрасту |
Обогащение активного словаря происходит в соответствии с онтогенетическими принципами, однако неравномерно, волнообразно или скачкообразно |
Отсутствие личного местоимения «я», диапазон м.б широким: от скудного словаря до значительного опережения возрастных норм. Значительное запаздывание появления слов «мама», «папа». Использование лексических штампов, неадекватных возрасту и ситуации общения. |
Длительное время сохраняется отсутствие точной предметной соотнесенности, выраженные затруднения в овладении лексемами отвлеченного, обобщенного характера. Преобладающим в структуре системного речевого нарушения является семантический дефект.
|
Грамматический строй речи |
Синтаксическая система языка формируется с трудом, нарушения выражены резко. Длительное использование стереотипных, однословных предложений, при усложнении синтаксич. стр-ры нарушение порядка, пропуски слов в предложениях. Выраженные затруднения в усвоении морфологических явлений языка: овладении навыками словоизменения и словообразования (использование слов в нулевой форме, ограниченное количество прилагательных). |
Соответствует возрасту |
Происходит постепенное и последовательное усложнение синтаксической структуры предложений, однако наблюдается некоторое отставание по эпикризным срокам. Полноценное овладение морфологической системой языка |
Характерная неравномерность интеллектуальной деятельности: при богатом запасе слов – невозможность последовательно изложить содержание простого рассказа. |
Несформированность синтаксических структур предложения. Аграмматизмы. Трудности выполнения заданий, требующих грамматических обобщений. Несформированность динамического речевого стереотипа. |
Навыки самостоятельного связного высказывания |
Грубо нарушено. Ребенок не может установить элементарные причинно-следственные и временные отношения |
Соответствует возрасту |
Отстает от нормы объем речевых навыков, но они способны формироваться в условиях свободного общения. |
Отсутствие способности к развернутому изложению. При формировании навыка -использование речевых штампов, отклонение от основной темы высказывания, воспроизведение ассоциаций, др. |
Высказывания малоразвернуты, в них нарушена логическая последовательность, нет единой целостности высказывания. Ребенок не ориентируется на слушателя, воспроизводит фрагменты в порядке их припоминания. Фрагментарность предложения с пропуском подлежащего, либо сказуемого, либо и подлежащего, и сказуемого. |