Автор: Нина Николаевна Шамало
Профессиональное самоопределение обучающихся: содержание и новые подходы.
Шамало Н.Н., педагог дополнительного
образования МАУ ДО «Спектр»
Изменились ли подходы при выборе профессии у сегодняшних детей и подростков, а так же их родителей? Какие ошибки чаще всего совершают взрослые, ориентируя детей на ту или иную область деятельности?
Родителям и педагогам сейчас очень сложно квалифицированно помочь детям и подросткам в выборе профессионального будущего. Прежние стратегии безнадежно устарели. Появились новые индустрии и профессии. С невероятной скоростью начали развиваться технологии. На сегодняшний день существует свыше 40000 профессий, ежегодно появляются около 300 новых и примерно столько же исчезает. Люди пытаются сориентироваться в этом быстро меняющемся мире. К сожалению, не смотря на старания педагогов и желание детей, родители чаще всего сами решают, куда они смогут «устроить» ребенка в будущем, ищут сферы, где есть знакомые, способные как-то помочь, или настаивают, чтобы ребенок пошел по их стопам, потому что это понятный им путь и можно «подстелить соломку».
Сейчас много говорят о «Навыках 21 века», интерес к которым стоит стимулировать с младшего возраста. Как и в какой последовательности надо развивать эти навыки?
Специалисты считают, что главное не последовательность, а регулярность усилий. Ребенок, желающий выучить английский, занимается регулярно – с преподавателем, в школе, в дополнительном образовании, на курсах, в летнем дворовом клубе. Но и любой другой навык требует постоянной и разнообразной активности. Чем больше практики, тем лучше – в виде участия в бизнес-играх, проектной деятельности – отлично, если это будет разработка и реализация собственных самостоятельных проектов, занятий в дополнительном образовании по направлению. Неважно, какую профессию в итоге выберет ребенок, ему в любом случае понадобится умение доводить начатое до конца, договариваться с разными людьми, принимать решения, быть настойчивым, учиться новому, преодолевая рутину. Все эти навыки важны в 21 веке. Вне зависимости от выбранной профессии.
Где и как обучающиеся могут узнать, какие специальности существуют, какие из них востребованы на рынке труда и каких компетенций потребует от него та или иная специальность? И как узнать о «профессиях будущего»?
Универсального средства, которое могло бы сразу и навсегда решить проблему выбора профессии, не существует. Но есть разные инструменты профориентации, способные помочь сделать этот важный выбор. Многие из этих инструментов мы с вами хорошо знаем и применяем в своей образовательной и воспитательной деятельности. С некоторыми я вас сегодня познакомлю.
Профориентационный проект «Проектория» — это сайт по бесплатной профориентации для детей, предлагающий школьникам Всероссийские открытые уроки, к которым могут подключаться, как большие аудитории, так и индивидуально обучающийся с домашнего компьютера.
Обучающиеся могут испытать свои силы и решить интересные и стратегически важные для бизнеса задачи, которые называются кейсами.
Это учебно-тренировочные задачи, составленные на основе реальных
инженерных, научных или бизнес-ситуаций. В документе декларируется, что в обмен участники смогут получить образование, стажировку, трудоустройство или другое поощрение от заказчика.
Федеральный образовательный проект «Новигатум». Здесь можно познакомиться с разнообразием игровых и цифровых технологий. Есть готовые сценарии занятий, иллюстрированные тесты и опросники, мультфильмы о профессиях и труде, обучающие игры, видеофильмы
Профессиограммы профессий будущего представлены в «Атласе новых профессий», ссылки на сайт вы видите на слайде.
Программа ранней профориентации «Билет в будущее»
включает в себя полный цикл методов профориентации от диагностики до консультации.
По результатам участия в проекте, школьникам будут выданы рекомендации по построению предпрофессиональной образовательной траектории в соответствии с выбранным профессиональными компетенциями.
«Билет в будущее» рассчитан на учеников 6-11 классов и состоит из 3-х основных блоков.
Первый — «Самоопределение». Тестирование на сайте сможет пройти любой школьник. Для родителей и педагогов также будет предусмотрен личный кабинет, где они смогут посмотреть динамику интересов ребенка, уровень его мотивации.
Второй блок — «Профпроба». Школьники смогут пройти через «карусель профессии» в разных индустриях, в разных ролях: в фармацевтике, энергетике, ракетостроении, искусственном интеллекте… Также организованы массовые профтуры на предприятия. Ребят тестируют до прихода на площадку и после. Что бы отследить, как изменилось представление о том, что нравится.
И третий блок: у ребенка должен появиться личный «навигатор». Это может быть школьный учитель, или педагог дополнительного образования, и даже студент профильного вуза — дистанционный тьютор, который поможет изучить будущую профессию более подробно: подскажет интересные курсы, вебинары, олимпиады по профильной теме. Запущен цикл авторских уроков по профориентации для педагогов. Самые авторитетные учителя дают онлайн мастер-классы для коллег.
Какие из методов профессионального ориентирования, существующих на сегодняшний день, способны помочь детям и подросткам определиться с выбором?
Специалисты определяют 4 группы профориентационных методов: информационно – просветительские, тренинговые, диагностические и консультации. К каждому методу относятся определённые мероприятия. Тут есть и традиционные и инновационные. Я остановлюсь на тех, которые проходят в нашем учреждении. И не буду затрагивать те о которых уже говорила выше.
На муниципальном и региональном уровнях эффективными инструментами профориентации считаются:
· экскурсии на предприятия, дающие обучающимся начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;
· посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
дней открытых дверей;
· участие в «Днях молодежного самоуправления» в администрации
поселения и его структурных подразделениях.
На уровне центра:
· освоение обучающимися основ профессии в рамках дополнительных программ. Такую работу можно назвать «профессиональные пробы». Например, в основе деятельности образцового коллектива «Нтv-шка», лежит сюжетно-ролевая игра «ТВ студия», которая реализуется в течение всего учебного года. В структуре студии выделяются следующие профильные микрогруппы и социальные роли: корреспонденты и ведущие телепрограмм, операторы, монтажёры, звукорежиссёры, главные редакторы, режиссёры, актёрская группа. Обучающиеся 10-11 лет, ещё не имея достаточных знаний по информационным технологиям, участвуют в процессе по сбору информации, берут интервью, учатся общаться, поддерживать разговор. Ученики средней школы делают более сложные элементы процесса: видеосьёмку, сведение звука, монтаж, а так же обучают младших товарищей. На старших обучающихся возложено частичное руководство проектами и иные организационные моменты. В итоге обучающиеся студии, в процессе обучения, проходят этапы от «подающего» кабель, до руководителя проекта. Две выпускницы студии сейчас учатся на факультетах журналистики в Санкт-Петербурге и Томске, Четыре выпускницы уже работают в сфере телевидения. Яна Баскова – выпускница факультета журналистики ЮГУ, сейчас работает в команде губернатора Югры, ведёт инстаграмм.
Изучая право, экологию, участвуя в театральных постановках, создавая мультфильмы, побеждая в конкурсах модельеров, занимаясь творчеством, обучающиеся приходят в профессию. У многих из нас есть выпускники, которыми мы гордимся. Но к сожалению у нас нет общей базы данных по выпускникам центра, где можно было бы отследить профессиональный путь каждого. База данных поможет систематизировать информацию и даст представление об успешности той работы, которую мы с вами ежегодно делаем.
· Эффективными инструментами для выбора профессии считаются профориентационные часы общения, с приглашением специалистов из центра занятости;
· родительские конференции;
· встречи с носителями профессий;
· профильные краткосрочные летние программы, такие, как «Шаг в профессию», которая реализуется ежегодно в центре «Спектр».
На уровне объединений востребованы:
· профориентационные и деловые игры предполагающих игровую имитацию профессиональных испытаний: «Журналисты», «Модельеры», «Визажисты», «Юристы» и др. Квесты и решение кейсов расширяющие знания обучающихся о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной профессиональной деятельности;
· встречи обучающихся с выпускниками объединения – успешными профессионалами.
На индивидуальном уровне:
· необходимо проводить консультации для обучающихся и их
родителей по вопросам способностей, одарённости и иных
индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в
процессе выбора им и профессии;
· участие в проектной деятельности, участия в научно-практических
конференциях разного уровня.
Как видите в профориентационной жизни ребёнка и его родителей устаревшие форматы профориентационной работы перемешаны с инновационными. Но чаще всего получается так: устаревшие – для всех, инновационные – для тех, кто уже и так
самоопределился, и кому профориентация, в общем-то, больше не требуется, а необходимо усовершенствование навыков.
Конечная цель профориентации – не разовая помощь в профессионально образовательном выборе детей и подростков, а подготовка обучающегося к самостоятельному и осознанному социально-профессиональному самоопределению. И это самоопределение ему придётся совершать не раз и не два, а постоянно на протяжении всей жизни, причём в условиях высокой степени неопределённости.
Вряд ли тут помогут беседы «о профессиях», диагностические тестирования, и тому подобные разовые мероприятия. Здесь требуется нечто иное: «постоянность», которую мы пытаемся выстроить на разных уровнях и по возрастам, собственный практический опыт профессионального самоопределения, осмысленный сначала при помощи педагогов, а потом и самостоятельно.