Возможности современного урока для творческого самоопределения школьников

Автор: Любовь Викторовна Киринчук

Возможности современного урока для творческого самоопределения школьников

 

Л.В. Киринчук

Актуальной  проблемой начального обучения  является развитие творческих способностей младших школьников.  Вопросом развития творческих способностей занимались  выдающиеся психологи и педагоги, такие как: В.Н.Дружинин, А.М.Матюшкин, Б.П.Теплов, Ю.З.Гильбух, Д.Б.Богоявленская и др. Особенности младших школьников описывал в своих работах Л.С. Выготский.

С начала 1990 годов нынешнего века в нашей стране происходят значительные изменения в различных  сферах жизнедеятельности российского общества. Сфера образования не стала исключением.  В свое время была сформулирована Концепция модернизации системы образования, прозвучала на всю страну инициатива  Дмитрия  Анатольевича Медведева «Наша Новая школа. В ней были обозначены основные пути движения вперед педагогического сообщества по пути обновления системы образования. Совсем недавно в российских школах началась реализация Стандартов второго поколения. Во главу угла  перед  педагогами встала задача воспитания личности активной, творческой,  осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. 

По новым Стандартам знания и умения являются не конечной целью обучения, а инструментом, средством, полем для творческой деятельности, для самореализации каждого человека.  С введением  ФГОС  появилась    возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциалПеред педагогами возникла   проблема: как активизировать творческую деятельность младших школьников на уроках? 

Учителя нашей школы видят развитие творческой активности  в процессе деятельности, носящей творческий характер: нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, использование различных  образовательнывх технологий. 

Личный опыт работы подсказывает, что на уроках и во внеурочное время возможно использование в рациональном режиме элементов различных технологий — критического мышления, личностно-ориентированная  технология, интерактивное обучение и др.

  Творческое  самоопределение  школьников возможно только при организации учебно–поисковой деятельности на уроке и развитии самостоятельности у обучающихся. Поэтому свою педагогическую деятельность строю на  основе системно — деятельностного подхода,  с применением активных методов обучения. На уроках использую такие формы работы как: драматизацию, иллюстрирование произведений, словесный, творческий пересказ, постановку «живых картин» к произведению. Дети работают в парах, в малых группах.

Для развития речевой деятельности  школьников возможно применение собственного литературного творчества детей (сочинение сказок, чистоговорок, стихов, рассказов). Практический выход подобного подхода к организации учебно-воспитательной деятельности говорит сам за себя. Обучающиеся участвуют в различных конкурсах и занимают призовые места.

На уроках часто использую метод проектов.  Продуктами проектов стали: 1. «Задачник для любознательных»

«Задачник для любознательных» был составлен в помощь учащимся начальных классов учениками 2- 4 классов совместно с  учителем  начальных классов  во   время   внеклассной  работы по  математике. Составлено 128 задач.   Цель    данного    задачника – привитие      интереса    к   предмету,     повышение познавательной  активности,  развитие  кругозора  учащихся. В   него  вошли  задачи,  составленные  на материале сведений о  проблемах,  успехах,  достижениях  планеты, страны,  Белгородской   области,  посёлка   Ивня,   школы,   а  так же   на   материале   сказок,   мультфильмов. Использовался   материал   периодической   печати:  газет  «Белгородская правда», «Родина» и др. Применять  «Задачник для любознательных»  можно  как   на  уроках математики, во    время     устного     счёта,     повторения     и     закрепления  пройденного  материала, так  и   во время внеклассной   работы    по    предмету.

На уроках часто использую метод проектов.  Продуктами проектов стали: 

1. «Задачник для любознательных» (составлено 128 задач).

2. Чистоговорник (более 1000 чистоговорок). Пример на букву «С»

·        Са-са-са – помогите мне – «Оса»

·        Са-са-са – вот бежит, бежит лиса

·        Са-са-са – на цветке жужжит оса

·        Со-со-со – котик катит колесо

·        Со-со-со – лиса катит колесо

·        Са-са-са – шла по веточке оса

·        Ся -ся — ся   — мы ведём с собой гуся

·        Со-со-со – затянул олень лосо

·        Су — су-су – сидит муха на носу

·        Сы-сы-сы – мы приклеили носы

·        Со-со-со – доктор Пикассо

·        Са-са-са –  у нас острая коса

·        Си-си-си – ты меня не укуси

·        Со-со-со – отвалилось колесо

·        Су — су-су – на спине лису несу

·        Су — су-су – Волка встречу я в лесу

·        Су — су-су – Я корзиночку несу

·        Су — су-су – В копилке денежки трясу

·        Су — су-су – Вот веснушки на носу

·        Са-са-са – У Маши длинная коса

·        Са-са-са – На цветке сидит оса

·        Са-са-са – На дороге полоса

·        Са-са-са – Колобка съела лиса

·        Са-са-са – Как красивы небеса

·        Со-со-со – Укатилось колесо

·        Со-со-со – Ветер дует нам в лицо

·        Са-са-са – на носу сидит оса

·        Са-са-са – вот опять пришла весна

·        Со-со-со – посмотри на колесо

·        Си-си-си – поднимали силачи

·        Си-си-си – силу мерят силачи

·        Су — су-су – рыбы плавают в пруду

·        Су-су-су – кошка ела колбасу

·        Си-си-си  —  ну — ка  книги неси

·        Со-со-со – ёжик катит колесо

·        Си-си-си – папа, сено накоси

3. Проектная работа «Весёлый словарик». Пример на букву «А»

Краткая  справка-информация  из орфографического словаря о словах: «Адрес» -а, мн. –а, -ов, м

1. Надпись на письме, посылке и т.п., указывающая получателя и место назначения.

«Точный адрес»

2. Местонахождение, местожительство, а также обозначение местонахождения, местожительства.

3. Письменное приветствие в ознаменование юбилея или другого какого-нибудь события

Примеры на использование -Не по адресу (разг.) – не туда и не тому, куда или кому назначалось. Ваше замечание не по адресу. По адресу кого-чего, чьему (сказать, заметить и т. п.)  – о ком-нибудь

Адресный, -ая,-ое  стол (учреждение, выдающее справки об адресах тех, кто живёт в данной местности

Адресная книга (со списком адресов лиц и учреждений)

Творчество обучающихся:

1. Только назовёшь ты слово, сразу станет ясно всем, где живёшь, и где родился и в какой стране родня…. (Адрес)

2. Чтоб письмо дошло до Вас

На конверте нужно,

Что — то правильно и чётко написать

Догадайся, что же?      (Адрес)

3. На конверте пишем что-то,

Отправляем мы письмо

А на почте их разносит

Добрый дядя почтальон.

Внимание — вопрос: что пишем на конверте?

4. Если знаешь, назовёшь,

Быстро нужный дом найдёшь.          (Адрес)

5. Я отправлю письмо, и  чтобы оно дошло

Я на конверте напишу что?      (Адрес)

6. Чтобы знать, где я живу, нужно знать мой……?        (Адрес)

7. Почтальон принёс письмо по …(адресу)

В.А. Сухомлинский считал, что «ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках … через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка».

×
×