Автор: Любовь Викторовна Киринчук
Возможности современного урока для творческого самоопределения школьников
Л.В. Киринчук
Актуальной проблемой начального обучения является развитие творческих способностей младших школьников. Вопросом развития творческих способностей занимались выдающиеся психологи и педагоги, такие как: В.Н.Дружинин, А.М.Матюшкин, Б.П.Теплов, Ю.З.Гильбух, Д.Б.Богоявленская и др. Особенности младших школьников описывал в своих работах Л.С. Выготский.
С начала 1990 годов нынешнего века в нашей стране происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности российского общества. Сфера образования не стала исключением. В свое время была сформулирована Концепция модернизации системы образования, прозвучала на всю страну инициатива Дмитрия Анатольевича Медведева «Наша Новая школа. В ней были обозначены основные пути движения вперед педагогического сообщества по пути обновления системы образования. Совсем недавно в российских школах началась реализация Стандартов второго поколения. Во главу угла перед педагогами встала задача воспитания личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
По новым Стандартам знания и умения являются не конечной целью обучения, а инструментом, средством, полем для творческой деятельности, для самореализации каждого человека. С введением ФГОС появилась возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал. Перед педагогами возникла проблема: как активизировать творческую деятельность младших школьников на уроках?
Учителя нашей школы видят развитие творческой активности в процессе деятельности, носящей творческий характер: нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, использование различных образовательнывх технологий.
Личный опыт работы подсказывает, что на уроках и во внеурочное время возможно использование в рациональном режиме элементов различных технологий — критического мышления, личностно-ориентированная технология, интерактивное обучение и др.
Творческое самоопределение школьников возможно только при организации учебно–поисковой деятельности на уроке и развитии самостоятельности у обучающихся. Поэтому свою педагогическую деятельность строю на основе системно — деятельностного подхода, с применением активных методов обучения. На уроках использую такие формы работы как: драматизацию, иллюстрирование произведений, словесный, творческий пересказ, постановку «живых картин» к произведению. Дети работают в парах, в малых группах.
Для развития речевой деятельности школьников возможно применение собственного литературного творчества детей (сочинение сказок, чистоговорок, стихов, рассказов). Практический выход подобного подхода к организации учебно-воспитательной деятельности говорит сам за себя. Обучающиеся участвуют в различных конкурсах и занимают призовые места.
На уроках часто использую метод проектов. Продуктами проектов стали: 1. «Задачник для любознательных»
«Задачник для любознательных» был составлен в помощь учащимся начальных классов учениками 2- 4 классов совместно с учителем начальных классов во время внеклассной работы по математике. Составлено 128 задач. Цель данного задачника – привитие интереса к предмету, повышение познавательной активности, развитие кругозора учащихся. В него вошли задачи, составленные на материале сведений о проблемах, успехах, достижениях планеты, страны, Белгородской области, посёлка Ивня, школы, а так же на материале сказок, мультфильмов. Использовался материал периодической печати: газет «Белгородская правда», «Родина» и др. Применять «Задачник для любознательных» можно как на уроках математики, во время устного счёта, повторения и закрепления пройденного материала, так и во время внеклассной работы по предмету.
На уроках часто использую метод проектов. Продуктами проектов стали:
1. «Задачник для любознательных» (составлено 128 задач).
2. Чистоговорник (более 1000 чистоговорок). Пример на букву «С»
· Са-са-са – помогите мне – «Оса»
· Са-са-са – вот бежит, бежит лиса
· Са-са-са – на цветке жужжит оса
· Со-со-со – котик катит колесо
· Со-со-со – лиса катит колесо
· Са-са-са – шла по веточке оса
· Ся -ся — ся — мы ведём с собой гуся
· Со-со-со – затянул олень лосо
· Су — су-су – сидит муха на носу
· Сы-сы-сы – мы приклеили носы
· Со-со-со – доктор Пикассо
· Са-са-са – у нас острая коса
· Си-си-си – ты меня не укуси
· Со-со-со – отвалилось колесо
· Су — су-су – на спине лису несу
· Су — су-су – Волка встречу я в лесу
· Су — су-су – Я корзиночку несу
· Су — су-су – В копилке денежки трясу
· Су — су-су – Вот веснушки на носу
· Са-са-са – У Маши длинная коса
· Са-са-са – На цветке сидит оса
· Са-са-са – На дороге полоса
· Са-са-са – Колобка съела лиса
· Са-са-са – Как красивы небеса
· Со-со-со – Укатилось колесо
· Со-со-со – Ветер дует нам в лицо
· Са-са-са – на носу сидит оса
· Са-са-са – вот опять пришла весна
· Со-со-со – посмотри на колесо
· Си-си-си – поднимали силачи
· Си-си-си – силу мерят силачи
· Су — су-су – рыбы плавают в пруду
· Су-су-су – кошка ела колбасу
· Си-си-си — ну — ка книги неси
· Со-со-со – ёжик катит колесо
· Си-си-си – папа, сено накоси
3. Проектная работа «Весёлый словарик». Пример на букву «А»
Краткая справка-информация из орфографического словаря о словах: «Адрес» -а, мн. –а, -ов, м
1. Надпись на письме, посылке и т.п., указывающая получателя и место назначения.
«Точный адрес»
2. Местонахождение, местожительство, а также обозначение местонахождения, местожительства.
3. Письменное приветствие в ознаменование юбилея или другого какого-нибудь события
Примеры на использование -Не по адресу (разг.) – не туда и не тому, куда или кому назначалось. Ваше замечание не по адресу. По адресу кого-чего, чьему (сказать, заметить и т. п.) – о ком-нибудь
Адресный, -ая,-ое стол (учреждение, выдающее справки об адресах тех, кто живёт в данной местности
Адресная книга (со списком адресов лиц и учреждений)
Творчество обучающихся:
1. Только назовёшь ты слово, сразу станет ясно всем, где живёшь, и где родился и в какой стране родня…. (Адрес)
2. Чтоб письмо дошло до Вас
На конверте нужно,
Что — то правильно и чётко написать
Догадайся, что же? (Адрес)
3. На конверте пишем что-то,
Отправляем мы письмо
А на почте их разносит
Добрый дядя почтальон.
Внимание — вопрос: что пишем на конверте?
4. Если знаешь, назовёшь,
Быстро нужный дом найдёшь. (Адрес)
5. Я отправлю письмо, и чтобы оно дошло
Я на конверте напишу что? (Адрес)
6. Чтобы знать, где я живу, нужно знать мой……? (Адрес)
7. Почтальон принёс письмо по …(адресу)
В.А. Сухомлинский считал, что «ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках … через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка».