8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Методические приемы выполнения математических операций, формирование логической и алгоритмической культуры

Автор: Марина Васильевна Шумакова

Шумакова Марина Васильевна,

учитель математики

ГБОУ СОШ п.г.т. Волжский

 

Методические приемы выполнения математических операций, формирование логической и алгоритмической культуры

 

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в соответствии с поручением Министерства образования и науки Российской Федерации с 2015 года проводит Всероссийские проверочные работы.

ВПР проводятся на основании федеральных и региональных нормативных документов:

·                 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»;

·                 Письмо Рособрнадзора от 12.02.2021 № 14-15 «О проведении ВПР в 4-8, 10-11 классах в 2021 году»;

·                 Приказ Рособрнадзора от 11.02.2021 г № 119 «О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся образовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2021 году»;

·                 Распоряжение министерства образования и науки Самарской области от 11.06.2021 № 571-р Об утверждении региональной системы оценки качества подготовки обучающихся по основным общеобразовательным программам;

·                 Распоряжение министерства образования и науки Самарской области от 08.02.2021 № 137-р «Об утверждении порядка обеспечения объективности проведения оценочных процедур результатов освоения общеобразовательных программ обучающимися образовательных организаций Самарской области»;

Главная цель организации и проведения Всероссийских проверочных работ: оценка уровня подготовки школьников по итогам окончания основных этапов обучения, совершенствование преподавания учебных предметов в школах и развитие муниципальных систем образования.

Анализ выполнения ВПР позволяет учителю сравнить результаты класса с результатами разного уровня (школьного, районного, окружного, регионального). Выявить типичные ошибки и «проблемные» темы.

Анализ программы по математике в 5-ом классе показывает, что важнейшими вычислительными умениями и навыками являются:

— умение выполнять все арифметические действия с натуральными (многозначными) числами;

— выполнять основные действия с десятичными числами;

— применять законы сложения и умножения к упрощению выражений;

— использовать признаки делимости на 10, 2, 5, 3 и 9;

— округлять числа до любого разряда;

— определять порядок действий при вычислении значения выражений.

Анализ выполнения заданий ВПР позволяет определить уровень вычислительных навыков 5-классников.

Для тренировки вычислительных навыков часть заданий из ВПР  целесообразно на каждом уроке проводить устную работу. Проводить математические диктанты, отслеживать скорость счета. Карточки для устного счета

 

 

Примеры математических диктантов

 

Тема: Порядок выполнения действий

 

Запишите числовое выражение и найдите его значение:

1. Разность семидесяти и двадцати девяти, увеличенная на одиннадцать.

2. Частное шестидесяти и пяти, увеличенное вдвое.

3. Из пятидесяти вычесть сумму двадцати четырех и девяти.

4. Какое действие выполняется последним при нахождении значения выражения
   79–27+13–9+11   ?

5. Какое действие выполняется первым при нахождении значения выражения
  85+(42–18)–15   ?

Верно ли высказывание (ответьте «да» или «нет»):

6. Сложение и вычитание называют действиями второй ступени.

7. В выражении   (78+94)–137   скобки можно не писать, так как при этом порядок действий не изменится.

8. В выражении   (175–100):25   скобки можно не писать, так как при этом порядок действий не изменится.

 

Тема; Деление

 

Запишите выражение:

1. Какое число меньше «эн» впятеро?

2. Какое число меньше разности «игрек» и пятидесяти трех в восемнадцать раз?

3. Частное трехсот восьмидесяти двух и разности «бэ» и тридцати.

Запишите уравнение и решите его:

4. Произведение «икс» и двадцати шести равно ста тридцати.

5. Частное семисот двадцати и «игрек» равно девяноста.

Запишите уравнение для решения задачи:

6. У Марины m конфет, у Светы на пять конфет меньше, чем у Марины, а у Веры конфет втрое больше, чем у Светы. Сколько конфет у Марины, если у Веры пятнадцать конфет?

Верно ли высказывание (ответьте «да» или «нет»):

7. Корень уравнения   0 : х = 0   — любое число.

8. Частное не изменится, если делимое и делитель умножить на одно и то же не равное нулю число.

 

Тема: Сложение натуральных чисел и его свойства

 

1. Найдите сумму одной тысячи восьмисот и двухсот.

2. Какое число на шестьдесят больше семисот сорока?

3. В одном ящике восемнадцать килограммов яблок, и это на шесть килограммов меньше, чем в другом. Сколько килограммов яблок во втором ящике?

4. Какое число разложено по разрядам:   40 000 + 800 + 10  ?

5. Одна сторона прямоугольника равна пяти сантиметрам, а другая — одному дециметру. Найдите периметр этого прямоугольника.

Верно ли высказывание (ответьте «да» или «нет»):

6. Сочетательное свойство сложения формулируется так: «Сумма чисел не изменяется при перестановке слагаемых».

7. Точка К с координатой двадцать семь на восемь единичных отрезков правее точки N с координатой тридцать шесть.

8*. Чтобы сумму двух чисел увеличить на одну тысячу, можно одно слагаемое увеличить на триста, а другое — на семьсот.

 

Диагностика «Измерение скорости счета»

1.Инструкция по выполнению работы:

Скорость счета проводится при перемножении двузначных чисел. Для измерения необходимо приготовить карточки с заданиями. Необходимо не менее 10 вариантов заданий по четыре примера в каждом. Карточки должны быть одинаковыми по уровню сложности. Для этого условие примеров должны содержать каждую цифру от 2 до 9 по два раза. Обязательное условие: при умножении двузначного числа на однозначное должно всегда получаться трехзначное. Карточки раздаются ученикам на парту лицевой стороной вниз. Пока они так лежат ребята их подписывают. Время выполнения задания 1 минута (строго контролируется). По команде «Начали» ребята переворачивают листочки и приступают к решению. По команде «Закончили» одновременно прекращают вычисления, переворачивают карточки и кладут их на край парты.

2. Оценка выполнения работы:

·       Неправильно вычисленные цифры не учитываются

·       Заранее написанные цифры не учитываются

Пример:

35

67

245

240

2645

В решении примера не будем учитывать цифры, записанные в условии и 4(ошибка в вычислениях). Цифру 6 (записанную в ответе) считаем правильной т.к. она появилась в результате сложения. Цифру 6 (записанную в ответе) считаем условно правильной.

В данном примере 9 правильно определенных цифр.

3. Критерии оценивания ОУУ (перевод в оценку по 5-бальной шкале)

Скорость вычисления цифр в минуту

Оценка

0-19

2

20-29

3

30-39

4

40

5

4. Карточки с заданиями для проведения диагностики:

 

 

Задания для входного и промежуточного контроля составлены на основании банка заданий ВПР2021, которые содержат задания базового и повышенного уровня.

 

Входной контроль

1.    Вычисли и запиши ответы

а) 13470865−9012115;   б) 123800+95672;  в) 542·308;    г) 12642:21.

2.    Чему равен остаток от деления числа 85 на 6?

3.    Запишите натуральное число, которое на 113 меньше числа 56300.

4.    Найдите значение выражения 480480 : 24 − 4(81−63) : 2. Запишите решение и ответ.

Промежуточный контроль

 

1.    Найдите значение выражения 10,3 − 6,07 + 0,1.

2.    Сложите все двузначные числа, которые кратны 3 и одновременно оканчивающиеся на 5. Разделите полученную сумму на 27. В ответ запишите результат деления.

а) Представьте число 4 в виде дроби со знаменателем 7;

б) Представьте в виде обыкновенной дроби выражение 2/7 + 3/7;

в) Представьте в виде обыкновенной дроби смешанное число 2 целых 3/8.

3.    Какое число надо вписать в окошко, чтобы равенство стало верным?

− 144 = 361 + 49

4.    Вычислите:  (32 910 − 22 346) : 4 − 51 28. Запишите решение и ответ.

 

ВЫВОД. Такая постоянная кропотливая подготовительная работа на уроках поможет повысить вычислительные навыки обучающихся в том числе и при проведении ВПР.

×
×