Автор: Марина Васильевна Шумакова
Шумакова Марина Васильевна,
учитель математики
ГБОУ СОШ п.г.т. Волжский
Методические приемы выполнения математических операций, формирование логической и алгоритмической культуры
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в соответствии с поручением Министерства образования и науки Российской Федерации с 2015 года проводит Всероссийские проверочные работы.
ВПР проводятся на основании федеральных и региональных нормативных документов:
· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Письмо Рособрнадзора от 12.02.2021 № 14-15 «О проведении ВПР в 4-8, 10-11 классах в 2021 году»;
· Приказ Рособрнадзора от 11.02.2021 г № 119 «О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся образовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2021 году»;
· Распоряжение министерства образования и науки Самарской области от 11.06.2021 № 571-р Об утверждении региональной системы оценки качества подготовки обучающихся по основным общеобразовательным программам;
· Распоряжение министерства образования и науки Самарской области от 08.02.2021 № 137-р «Об утверждении порядка обеспечения объективности проведения оценочных процедур результатов освоения общеобразовательных программ обучающимися образовательных организаций Самарской области»;
Главная цель организации и проведения Всероссийских проверочных работ: оценка уровня подготовки школьников по итогам окончания основных этапов обучения, совершенствование преподавания учебных предметов в школах и развитие муниципальных систем образования.
Анализ выполнения ВПР позволяет учителю сравнить результаты класса с результатами разного уровня (школьного, районного, окружного, регионального). Выявить типичные ошибки и «проблемные» темы.
Анализ программы по математике в 5-ом классе показывает, что важнейшими вычислительными умениями и навыками являются:
— умение выполнять все арифметические действия с натуральными (многозначными) числами;
— выполнять основные действия с десятичными числами;
— применять законы сложения и умножения к упрощению выражений;
— использовать признаки делимости на 10, 2, 5, 3 и 9;
— округлять числа до любого разряда;
— определять порядок действий при вычислении значения выражений.
Анализ выполнения заданий ВПР позволяет определить уровень вычислительных навыков 5-классников.
Для тренировки вычислительных навыков часть заданий из ВПР целесообразно на каждом уроке проводить устную работу. Проводить математические диктанты, отслеживать скорость счета. Карточки для устного счета
Примеры математических диктантов
Тема: Порядок выполнения действий
Запишите числовое выражение и найдите его значение:
1. Разность семидесяти и двадцати девяти, увеличенная на одиннадцать.
2. Частное шестидесяти и пяти, увеличенное вдвое.
3. Из пятидесяти вычесть сумму двадцати четырех и девяти.
4. Какое действие выполняется последним при нахождении значения выражения
79–27+13–9+11 ?
5. Какое действие выполняется первым при нахождении значения выражения
85+(42–18)–15 ?
Верно ли высказывание (ответьте «да» или «нет»):
6. Сложение и вычитание называют действиями второй ступени.
7. В выражении (78+94)–137 скобки можно не писать, так как при этом порядок действий не изменится.
8. В выражении (175–100):25 скобки можно не писать, так как при этом порядок действий не изменится.
Тема; Деление
Запишите выражение:
1. Какое число меньше «эн» впятеро?
2. Какое число меньше разности «игрек» и пятидесяти трех в восемнадцать раз?
3. Частное трехсот восьмидесяти двух и разности «бэ» и тридцати.
Запишите уравнение и решите его:
4. Произведение «икс» и двадцати шести равно ста тридцати.
5. Частное семисот двадцати и «игрек» равно девяноста.
Запишите уравнение для решения задачи:
6. У Марины m конфет, у Светы на пять конфет меньше, чем у Марины, а у Веры конфет втрое больше, чем у Светы. Сколько конфет у Марины, если у Веры пятнадцать конфет?
Верно ли высказывание (ответьте «да» или «нет»):
7. Корень уравнения 0 : х = 0 — любое число.
8. Частное не изменится, если делимое и делитель умножить на одно и то же не равное нулю число.
Тема: Сложение натуральных чисел и его свойства
1. Найдите сумму одной тысячи восьмисот и двухсот.
2. Какое число на шестьдесят больше семисот сорока?
3. В одном ящике восемнадцать килограммов яблок, и это на шесть килограммов меньше, чем в другом. Сколько килограммов яблок во втором ящике?
4. Какое число разложено по разрядам: 40 000 + 800 + 10 ?
5. Одна сторона прямоугольника равна пяти сантиметрам, а другая — одному дециметру. Найдите периметр этого прямоугольника.
Верно ли высказывание (ответьте «да» или «нет»):
6. Сочетательное свойство сложения формулируется так: «Сумма чисел не изменяется при перестановке слагаемых».
7. Точка К с координатой двадцать семь на восемь единичных отрезков правее точки N с координатой тридцать шесть.
8*. Чтобы сумму двух чисел увеличить на одну тысячу, можно одно слагаемое увеличить на триста, а другое — на семьсот.
Диагностика «Измерение скорости счета»
1.Инструкция по выполнению работы:
Скорость счета проводится при перемножении двузначных чисел. Для измерения необходимо приготовить карточки с заданиями. Необходимо не менее 10 вариантов заданий по четыре примера в каждом. Карточки должны быть одинаковыми по уровню сложности. Для этого условие примеров должны содержать каждую цифру от 2 до 9 по два раза. Обязательное условие: при умножении двузначного числа на однозначное должно всегда получаться трехзначное. Карточки раздаются ученикам на парту лицевой стороной вниз. Пока они так лежат ребята их подписывают. Время выполнения задания 1 минута (строго контролируется). По команде «Начали» ребята переворачивают листочки и приступают к решению. По команде «Закончили» одновременно прекращают вычисления, переворачивают карточки и кладут их на край парты.
2. Оценка выполнения работы:
· Неправильно вычисленные цифры не учитываются
· Заранее написанные цифры не учитываются
Пример:
35
67
245
240
2645
В решении примера не будем учитывать цифры, записанные в условии и 4(ошибка в вычислениях). Цифру 6 (записанную в ответе) считаем правильной т.к. она появилась в результате сложения. Цифру 6 (записанную в ответе) считаем условно правильной.
В данном примере 9 правильно определенных цифр.
3. Критерии оценивания ОУУ (перевод в оценку по 5-бальной шкале)
Скорость вычисления цифр в минуту |
Оценка |
0-19 |
2 |
20-29 |
3 |
30-39 |
4 |
40 |
5 |
4. Карточки с заданиями для проведения диагностики:
Задания для входного и промежуточного контроля составлены на основании банка заданий ВПР2021, которые содержат задания базового и повышенного уровня.
Входной контроль
1. Вычисли и запиши ответы
а) 13470865−9012115; б) 123800+95672; в) 542·308; г) 12642:21.
2. Чему равен остаток от деления числа 85 на 6?
3. Запишите натуральное число, которое на 113 меньше числа 56300.
4. Найдите значение выражения 480480 : 24 − 4⋅(81−63) : 2. Запишите решение и ответ.
Промежуточный контроль
1. Найдите значение выражения 10,3 − 6,07 + 0,1.
2. Сложите все двузначные числа, которые кратны 3 и одновременно оканчивающиеся на 5. Разделите полученную сумму на 27. В ответ запишите результат деления.
а) Представьте число 4 в виде дроби со знаменателем 7;
б) Представьте в виде обыкновенной дроби выражение 2/7 + 3/7;
в) Представьте в виде обыкновенной дроби смешанное число 2 целых 3/8.
3. Какое число надо вписать в окошко, чтобы равенство стало верным?
⬜ − 144 = 361 + 49
4. Вычислите: (32 910 − 22 346) : 4 − 51⋅ 28. Запишите решение и ответ.
ВЫВОД. Такая постоянная кропотливая подготовительная работа на уроках поможет повысить вычислительные навыки обучающихся в том числе и при проведении ВПР.