8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Семейные ценности

Автор: Базулина Наталья Николаевна

Семейное воспитание детей в условиях детского дома — это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.

Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей-сирот, поступивших в детские дома в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника учреждения интернатного типа в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе — работа по семейному воспитанию.

В детском доме воспитываются дети, попавшие сюда из разных ситуаций. Есть те, которые никогда не видели родителей. В этом случае влияние на них оказывают только окружающие люди: воспитатели, дети и т. д. У детей, которые воспитывались в семье, но их родители умерли, сохраняются добрые отношения к семье, и опосредованно пример членов семьи, в которой они были, оказывает на них существенное влияние. Есть третья группа детей, родители которых живы. Это социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут с ней. Дети понимают всю сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия недопустимы для воспитания ребенка. Но в то же время ощущение наличия родителей, стремление к ним в какой- то степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях. Они стремятся побывать в семье, часто осознавая сложность этой ситуации: с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они рады ощущению, что у них есть все-таки близкие люди.

Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никакой детский дом, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия. В связи с этим необходим поиск таких педагогических средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создали бы те условия, в которых ребенок смог бы адекватно социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи. Для педагогов в учреждении интернатного типа особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Не игра «В семью», не создание подобия семьи, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности ребенка в этом учреждении.

 

Наши задачи:

1.               Воспитать у подростков позитивное отношение к благополучной семье.

2.Развивать умения и навыки правильного построения внутрисемейных взаимоотношений.

3. Формировать у подростков традиционное представление о семейных ролях, функциях семьи и ее ценности.

4. Корректировать у воспитанников взгляды на семейное неблагополучие.

 

 

Для получения позитивного результата вся работа по формированию положительного образа семьи может проводиться с использованием  современных педагогических подходов, многие из которых мы используем в своей работе :

 

—  метод сотворчества, позволяющий воспитателю стать не только организатором мероприятия, но и его участником;

—   игровой метод;

—   метод творческих возможностей;

 

— сказкотерапия : ребенку предлагается сочинить сказку о семье, что позволяет сформировать у него представление о семье, семейных ролях и т.д.;

— игровая деятельность: ролевые игры и  произвольные игры;

— кейс-технологии: в использовании кейс – технологий важно дать возможность ребенку побыть в разных семейных ролях и найти выход из конфликтных ситуаций;

— арт-педагогические методы: рисунки  семьи, сочинения на тему «Моя семья», просмотр фильмов о семье , картин, лепка из пластилина ;

-семейные праздники, ( Дни именинников, празднование Нового года и других праздников)

— тематические беседы ( такие как : «Семья и семейные обычаи», практикум «Женские и мужские дела в доме» Бахчева Г.В., беседа «Семья,дети,деньги», «Семья – начало воспитания» Шатунова Т.В., диалог «Что такое семья и брак» Базулина Н.Н.) затрагивающие различные аспекты семейной жизни и знакомящие детей с семейными ролями и связями;

—  подход на развитие навыков, необходимых для оформления домашнего интерьера и ведения быта,  развитие эстетического вкуса, практических навыков в   ремеслах, развитие познавательной сферы ребенка. ( проводятся генеральные уборки, трудовые часы, работа в столярной мастерской, дети занимаются в кружке «Хозяюшка», расположение детей в группах по семейному типу)

—  формирование представлений о семье, членах семьи, укрепление родственных отношений, изучение семейных традиций; ( реализация проекта «Тепло детских сердец людям», изготовление подарков и концерт ко Дню старшего поколения, участие воспитанников в акции «День Аиста», участие детей в празднике ко Дню матери)

—  развитие коммуникативных способностей ребенка, преодоление социальной отчужденности, построение гармоничных взаимоотношений с другими детьми и взрослыми, преодоление проблем в общении ( в детском доме работает проект «Наставничество» реализуемый  благотворительным фондом «Наши дети», и можно сказать, что у нескольких детей появились родственные души и времяпровождение  с ними эффективно учит детей семейным ценностям, умению ценить близких людей).

 

Как результат проводимой работы в детском доме  у  воспитанников  наблюдается существенная динамика всех показателей, что свидетельствует об эффективности проведенных мероприятий направленных  на формирование семейных ценностей у воспитанников детского дома. Наблюдаются положительные изменения по следующим показателям:

—  уровень теоретических знаний о семье и ее роли в жизни человека;

—  уровень теоретических знаний о хозяйстве семьи и бюджете;

—  уровень теоретических знаний о значении домашнего труда в жизни семьи;

—  уровень сформированности практических навыков, ведение домашнего хозяйства, умение жить в семье, готовность к созданию своей семьи, умение реально оценивать сущность и характер жизненных проблем;

—  уровень общения с братьями, с сестрами, друзьями, родственниками, проявление родственных чувств в семейной группе и к родственникам, не проживающими вместе;

—  взаимная симпатия между детьми-родственниками; представления о взаимоотношениях между членами семьи;

—  значимые потребности, стремления, желания, связанные с семьей;

—  ценностные ориентаций на семейную жизнь — материально обеспеченная жизнь, любовь (духовная близость с родными людьми), здоровье (психическое и физическое), развлечение, счастливая семейная жизнь, интересная работа, уверенность в себе, развитие (работа над собой), активная жизненная позиция, наличие хороших друзей ; чуткость, жизнерадостность, воспитанность, честность, ответственность, твердая воля, образование, самоконтроль, терпимость 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×