Программа курса внеурочной деятельности «Будем внимательными!»

Автор: Сюлюкина Светлана Викторовна

    Программа курса «Будем внимательными!» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования и предназначена   для организации внеурочной деятельности в начальной школе. Программа учитывает возрастные  и психологические особенности младшего школьника.

     Данная программа является актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Основная деятельность детей младшего школьного возраста — обучение. Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля детей, что возможно только при сформированности достаточно высокого уровня внимания. Развитие внимания становится условием дальнейшей успешной учебной деятельности школьника, а, следовательно, и задачей первостепенной важности для учителя. Для обеспечения успешной учебной деятельности необходимым условием является развитие таких компонентов внимания, как концентрация, устойчивость и распределение внимания. От уровня развития произвольного внимания зависит также развитие и формирование других когнитивных процессов: памяти, мышления и различных интеллектуальных способностей.

Развитие внимания младших школьников при правильной организации перерастает во внимательность — неотъемлемую черту успешного человека. Это важно объяснить детям, убедив их в том, насколько необходимы наблюдательность, умение искать недочёты, сопоставлять, видеть изменения. 

Программа представляет собой систему развивающих занятий для обучающихся 1 класса.

Каждое занятие включает в себя  задания и упражнения, направленные на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Занятия представлены в виде блока упражнений и игр, способствующих развитию, в первую очередь, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков.

Программа включает в себя следующие этапы:

1.     Выявление уровня развития внимания при помощи диагностических методик.

2.     Проведение занятий, с использованием развивающих упражнений, направленных на развитие внимания.

3.     Проведение контрольной диагностики на выявление уровня развития внимания.

4.     Разработка рекомендаций для родителей, учащихся по итогам контрольной диагностики.

Работа по развитию внимания ведётся  по двум направлениям:

1.                Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания.

2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

Программа направлена на развитие познавательных способностей учащихся, учит школьников самостоятельно мыслить и творчески работать, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки.

Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что весьма привлекательно для младших школьников. Это побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, способствует развитию познавательной активности и раскрытию всех возможностей и способностей младших школьников. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка выполнения задания. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью. В курсе используются задания  разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).Ребенок на  занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания носят обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества учащихся, развитие и совершенствование которых очень важны для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти, мышление и речь. Идет формирование и развитие универсальных учебных действий. Развиваются способности учащихся искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой проблемы. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

— задания на развитие устойчивости внимания;

-задания на развитие концентрации внимания;

-задания на развитие переключения внимания;

-задания на развитие объёма внимания;

-задание на развитие распределение внимания;

Основные принципы распределения материала: системность: задания располагаются в определённом порядке; принцип «спирали»: задания повторяются; принцип «от простого – к сложному» задания постепенно усложняются; увеличение объёма материала; наращивание темпа выполнения заданий; смена разных видов деятельности.

основном, прилежанием и старательностью. В курсе используются задания  разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).Ребенок на  занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания носят обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества учащихся, развитие и совершенствование которых очень важны для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти, мышление и речь. Идет формирование и развитие универсальных учебных действий. Развиваются способности учащихся искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой проблемы. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

— задания на развитие устойчивости внимания;

-задания на развитие концентрации внимания;

-задания на развитие переключения внимания;

-задания на развитие объёма внимания;

-задание на развитие распределение внимания;

Основные принципы распределения материала: системность: задания располагаются в определённом порядке; принцип «спирали»: задания повторяются; принцип «от простого – к сложному» задания постепенно усложняются; увеличение объёма материала; наращивание темпа выполнения заданий; смена разных видов деятельности.

×
×