«Музееведение как одно из условий успешного формирования активной гражданской позиции школьника» «Музееведение как одно из условий успешного формирования активной гражданской позиции школьника» «Музееведение как одно из условий успешного формирования активной гражданской позиции школьника»

Автор: Наталья Николаевна Незнамова

«Музееведение как одно из условий успешного формирования активной гражданской позиции школьника»

                                                                                                

Н.Н. Незнамова

методист МБУДО «Ракитянский 

Дом детского творчества»

Белгородская область,  п. Ракитное

 

Воспитание любви к краю, к родной культуре,

к родному городу, к родной речи

 задача первостепенной важности…

Постоянно расширяясь, эта любовь

к родному, переходит в любовь к своему

государству, к своей истории,

его прошлому и настоящему,

а затем ко всему человечеству.

Д.С. Лихачев

                              

Сегодня проблема патриотического воспитания является не только одной из самых важных и актуальных в школе, но и относится к разряду общенациональных.

Президент РФ В.В. Путин, выступая в дискуссионном клубе «Валдай», сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве и даже о национальном суверенитете». Следовательно, необходимо формировать гражданское и патриотическое самосознание личности, распространять знания об истории и культуре. Огромная роль в формировании патриотизма отводится школе. Новые ФГОС ориентированы на «воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека».

В современных социокультурных условиях задача гражданского и патриотического воспитания ставится в ряд приоритетных. Это связано со значительным снижением уровня гражданской воспитанности современных подростков, с расшатыванием традиционных механизмов передачи гражданских ценностей.

Гражданско-патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать ее историю, активно участвовать во всех делах  и акциях школы.

Сегодня в стране в активную творческую жизнь входит новое поколение, воспитанное в условиях демократии, строительства гражданского общества. Вопросы воспитания молодого поколения выходят на передний план, и вызваны они объективной необходимостью воспитания гражданина, чтящего историю Отечества и традиции народа, знающего культурное наследие страны, родного края. Все это является непременным условием возрождения достоинства нации.

Современные дети отличаются от прежних поколений. У них другие ценности, приоритеты. Закрывшись миром своих увлечений, они часто забывают о нравственных ценностях, морали, культуре. Поэтому в наше время очень актуальным является вопрос о степени эффективности воздействия средств музейной педагогики на формирующуюся личность современного подростка.

Незнание истории, в том числе истории родного края, порождает забвение  традиций и может привести к тому, что сформируется поколение, живущее, «под собою не чуя страны», что может стать причиной социальных конфликтов, миной замедленного действия под будущие поколения. Для того чтобы духовное становление молодежи протекало правильно, надо знать и изучать культурное наследие своего народа. Важную роль в этом деле могут сыграть краеведческие школьные музеи.

В настоящее время, во многих общеобразовательных учреждениях есть музей. Он являются важным направлением воспитательной работы. Сегодняшний музей возложил на себя важнейшую общественную миссию — через историко-культурное просвещение содействовать духовно-нравственному воспитанию, привитию понимания общечеловеческих ценностей и национальных традиций, эстетическому отношению к миру, тем самым, формируя нравственность, гражданскую позицию, чувство патриотизма.

Эффективность деятельности музея определяется значимостью выбранных направлений работы, уровнем просветительской, исследовательской и поисковой работы, количеством желающих посетить данное учреждение, качеством развития компетентностей обучающихся.

     Музей – это центр патриотического воспитания. Главная цель школьного музея — воспитание у каждого школьника любви к Родине, которая начинается с любви к своей малой родине, городу, школе; воспитание у школьников бережного отношения к традициям народа, семьи, школы и стремление сохранить их и преумножить.

Музей — большой помощник в обучении и воспитании учащихся. Он учит любить наш родной край. Школьный музей способствует развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления материалов. Школьный музей призван способствовать расширению кругозора.

В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования; активном участи в программе туристско — краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество», в системе всероссийских массовых мероприятий туристско- краеведческой направленности. Участники движения « Отечество» — школьники и педагоги совершают экскурсии и походы  по родному краю, местам ратной славы; ведут описание памятников истории, культуры и природы; оказывают посильную помощь в их сохранении и реставрационных работах; собирают свидетельства о событиях  местной истории и людях; пропагандируют материалы поисково- исследовательской работы. 

Школьный музей не должен являться самоцелью. Он лишь звено в единой цепи, часть образовательно — воспитательной системы и выполняет только присущие ему функции. Музей не может заменить урок. Он лишь дополняет учебную и воспитательную работу, насыщая её историко-краеведческим содержанием. Из многочисленных форм работы следует выбрать только те, которые могут войти в структуру работы каждой конкретной, отдельно взятой школы. Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных ремесел, народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывает определенное влияние на профессиональную ориентацию учащихся.

Нередко ученики, занимавшиеся военно-историческими краеведческими изысканиями, становятся профессиональными военными, пожарными, работниками правоохранительных органом. Важное место в жизни подростка занимает школа, которая как сложный социальный организм отражает характер, проблемы, противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяют ориентацию конкретной личности.

         Работа школьных музеев нашего района по формированию активной гражданской позиции школьника строится следующим образом.

         В целях привлечения внимания руководства образовательных и других государственных учреждений, общественности к проблеме сохранения исторической памяти народа и деятельности школьных музеев ежегодно проводится районный смотр-конкурс музеев образовательных учреждений и неделя «Музей и дети», в которой принимают участие все образовательные учреждения  Ракитянского района.

         В школьных музеях постоянно  работают  группы  юных  экскурсоводов, которые  проводят  систематические  экскурсии по  разделам  музея, как  для  взрослых, так и для детей. Посещая музей, школьники наглядно убеждаются в том, что в годы Великой Отечественной  войны  наши земляки совершали массовые героические подвиги во имя  Родины, во имя своего народа. Они  были настоящими патриотами, на которых молодое поколение может   равняться, брать с них пример честного служения своей Отчизне.

         К сожалению всё меньше и меньше остаётся живых свидетелей той жестокой войны. Поэтому проведение встреч с ветеранами оказывает самое действенное влияние на сознание школьников. Они в живую беседуют с людьми ставшими легендой, что  положительно влияет на  воспитание  у  детей  уважительного  отношения    к людям, успешно   защищавшим Родину.

         Общаясь с ветеранами,   подростки овладевают огромным духовным богатством,  познают  азбуку патриотизма, учатся на примерах старшего поколения   любить свою Родину,  народ, чтобы в необходимый  момент отдать ради них самое дорогое – свою  жизнь.

        Руководителями школьных музеев, классными руководителями постоянно проводятся походы и экскурсии по родному краю. Воспитательное воздействие  таких походов на детей  огромно.  Походы позволяют детям узнать историческое значение своего села, поселка в истории России. Дети учатся понимать  красоту окружающей  природы,  знакомятся с его прошлым.      

Важное место в гражданско-патриотическом воспитании школьников занимает и поисковая работа. Сбор и исследование местного материала способствует развитию познавательных способностей, мышления учащихся, формированию навыков культуры труда, воспитанию гражданских чувств. 

Работа педагогов  нацелена  на развитие чувства уважения к русской армии  и желания служить в ней, защищая свое Отечество. У нас в районе ежегодно  проводится военизированная игра «Зарница», конкурс  «А ну-ка, парни», викторины, экскурсии, встречи с выпускниками школы, отслужившими в рядах Российской армии.

        На базе, музеев проводится разнообразная воспитательная работа:

·        циклы  встреч с интересными людьми

·        презентации книг земляков

·        музейные уроки, уроки мужества и Нравственности

·        устные журналы, классные часы

·        познавательные игры

·        виртуальные эскурсии по школьным музеям, а также по району в целом.

По материалам музеев учащиеся пишут сочинения, эссе, доклады, рефераты, исследовательские работы.

         Дети, даже самые маленькие, с большим интересом изучают прошлое родного края, знакомятся с духовно-нравственными ценностями, этнографическим наследием родного села.

         Именно эти  мероприятия являются неисчерпаемым источником обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания у них любви к стране своего детства.

        Учащиеся  школ ухаживают за памятниками погибших воинов, общаются с  людьми разных поколений, профессий, интересов – воспринимают их опыт и нравственные ценности, учатся умению преодолевать трудности, добиваться поставленных целей, учатся любви к Родине и  близким.

          Да и  сама  обстановка  в  музеях —  его  многочисленные  экспонаты  имеют  сами по  себе   воспитательное  воздействие на  ребят.                   

        Проводятся праздники, основанные на обычаях и традициях  нашего края, на которых осуществляется передача драгоценного наследия этнографической культуры от старших поколений младшим, осуществляется связь поколений, присутствуют моменты состязательности, инициативы, взаимопомощи.

         Роль музея в деле гражданско-патриотического воспитания школьников неоценима. Без музея в школе сегодня не обойтись. В музее, как нигде, великолепно переплетаются интересы разных возрастов. Здесь всем интересно. Именно здесь пробуждается общественная активность и гражданственность.

Музей – это школа поиска, школа творчества и человеческого преобразования. Школа живет и развивается, уверенно идет в будущее, в завтрашний день. Но у нее есть и прекрасное прошлое, которое бережно хранится в школьном музее и является достоянием каждого ученика и учителя, предметом гордости и восхищения.

      Историческое и культурное прошлое нашей страны неразрывно связано с подрастающим поколением, непосредственно влияет на его жизнь, формирует жизненную позицию, поэтому нам, педагогам, необходимо планомерно и целенаправленно проводить работу по воспитанию гражданственности и патриотизма средствами музейной педагогики. Для этого не нужно многого, достаточно оглянуться вокруг, посмотреть на людей, которые нас окружают, полистать старые газеты, совершить экскурсию по родному селу и его окрестностям, и тогда станет ясно, что и в нашей малой Родине есть что любить и есть чем гордиться. Именно из таких уголков и складывается история нашей страны. А пока мы будем бережно и с любовью относиться к истории нашего края и нашего народа — не угаснет свеча, о которой говорил своим детям и внукам Русский князь Иван Калита.

 

×
×