Развитие творческих способностей у детей через ручной труд.

Автор: Щипова Екатерина Владимировна

Развитие творческих способностей у детей через ручной труд.

 

«Дети любят труд, в процессе которого

 

создается что-то красивое, необычное»

 

Сухомлинский В.А.

Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – новизна его результата, которая носит объективный характер, поскольку создаётся то, что раньше не существовало.

Развитие детского творчества является актуальной темой современной педагогики и психологии, что сегодня связано с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни, художественно-эстетическим и трудовым воспитанием, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.В нашей группе в этом году проходил кружок «Очумелые ручки». Целью занятий в нашем кружки было: «Создание условий для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; содействие развитию инициативы, выдумки, творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, через различные виды прикладной деятельности.» Наш кружок рассчитана на средний дошкольный возраст. Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность занятий 30 минут.

Вся работа в группе была выстроена в несколько этапов:

Подготовительный этап. На этом этапе я определила цели, задачи, изучила психолого-педагогическую литературу, провела анкетирование родителей с целью выявления знаний о творческом развитии детей и о том, насколько родители принимают, участвуют в этом развитии. Составили план работы с детьми и родителями:

В программу нашего кружка «Очумелые ручки» входит ряд разделов

·         Бросовый материал                        

·         Скрученные салфетки                   

·         Бумагопластика                             

·         Квиллинг – это бумагокручение  

·         Оригами                                          

·         Торцевание из бумаги                    

·         Работа с крупами                             

 

В своей работе использовала следующие принципы

1. От простого к сложному.

2. Системность работ.

3. Индивидуального подхода.

4. Принцип тематических циклов. Здесь я постаралась, выстроить занятия так, чтобы темы нашего кружка совпадали с тематическим планирование.

5. Разные виды творчества.

Основной этап. На этом этапе происходила реализация задач, системы мероприятий, направленных на повышение уровня развития творческих способностей детей – это индивидуальная работа с детьми, коллективные работы, а также работа с родителями воспитанников.

Свою работу в кружке мы начали с самой простой техники это соленое тесто. Где ребятам была рассказана технология изготовления теста. Они смогли сами замешать его, а за тем могли сами выполнить работу, создать собственный образ и воплотить его в изделии. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях кружка придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.Занятия в кружке заинтересовывали и увлекали ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладели умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, научились постигать технику, секреты народных мастеров.Изготовление поделок из разных материалов — важная часть творческого развития детей дошкольного возраста. Ручной труд способствует развитию согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости и точности ввыполнении действий. В процессе изготовления поделок у детей постепенно складывалась система специальных навыков и умений.Для дошкольника перспектива: не только рассматривать созданное взрослым, но и создавать самому предметы — очень привлекательна. На этом этапе, дети познакомились и выполняли работу с природным и бросовым материалом, различного вида бумагой, тканью, проволокой, ватой, поролоном, пенопластом и др.Большой интерес вызывает у детей работа с природным и бросовым материалом. Особенность изображения игрушек из природного и бросового материала состоит в том, что используется его естественная форма. Дети находили сходство с предметами действительности или сказочными образами и усиливали это сходство путём обработки. Узнали также о возможности использования перьев для хвостов и оперенья птиц (белые перья можно слегка подкрасить акварелью).Работу организовала как партнёрскую деятельность и проводила не занятием, а как работу в «мастерской» — особым образом организованном пространстве, где создаются красивые, интересные и нужные вещи. Вместо показа и объяснений я задавала детям вопросы, помогающие им самостоятельно продумать основные этапы работы, найти свои решения, проанализировать, обобщить. Ценным приёмом я считаю коллективное обсуждение будущей поделки, в ходе которого побуждаю детей выражать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.С первых дней я приучала детей к аккуратности в работе, старалась разъяснить им, что данный вид деятельности не терпит неряшливости. При этом учитывала, что технология создания поделки должна быть несложной, а время, затраченное на её изготовление, минимальным, чтобы дети скорее могли увидеть результат своего труда. Это способствовало развитию интереса у дошкольников к работе, стремлению к самостоятельности — сам придумал, сам вырезал, сам склеил и т. дПри выполнении коллективных работ использую разные формы объединения: парами, небольшими группами, все вместе, каждый отдельно. Так были созданы коллективные композиции: «Букет роз», «Цветы в корзине» и другие. Все коллективные работы имеют целевое назначение. Подводила детей к тому, чтобы вместе создать картину, украсить группу, выполнить панно для поздравления мам, бабушек и пап к праздникам «День матери», 8 марта», «23 февраля», что будет являться конечным результатом творческой работы. При выполнении коллективных работ осуществляется нравственно — эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения: договариваться о совместной работе, её содержании; работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать; планировать свою работу, определять её последовательность, содержание; радоваться успехам своих товарищей при создании работы. В результате дети стали более открытыми, раскрепощёнными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенней приступают к изготовлению новых поделок, повысилась коммуникабельность. Оценку детской деятельности осуществляю с позиции успешности решения поставленных задач: что получилось хорошо и почему, чему ещё следует научиться, в чём причина неудачи. Стараюсь отмечать оригинальность идеи, нестандартные способы решения сюжета (при этом отмечаю значимость каждого, ни в коем случае не обижая детей).Большое внимание уделяю работе с родителями, которые принимают активное участие в педагогическом процессе детского сада. Практикую совместное проведение праздников и развлечений, изготовление атрибутов, костюмов, инвентаря для организации трудовой деятельности, совместных творческих выставок детей и родителей. Родители с детьми показывают своё совместное творчество и с удовольствием рассматривают работы, представленные на выставке. Главное, чтобы у ребёнка появилось желание, чтобы был создан эмоциональный настрой на этот вид деятельности, чтобы дети понимали, что достичь успеха можно лишь проявив упорство, старание, смекалку. Я рекомендовала родителям приучать ребёнка к самостоятельности. В то же время не следует отказывать в помощи, когда возникают трудности, ведь при выполнении поделок ему может понадобиться одобряющая улыбка, дополнительное разъяснение. Важно научить ребёнка бережно обращаться со своими поделками, доводить задуманное до конца.

Основные формы и методы работы.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (воспитатель ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично- поисковый; практический.В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

Заключительный этап.

Художественный труд учит ребёнка творить, создавать вещи по законам красоты. Тот, кто понял цену своих усилий, пережил эстетические чувства в процессе и результате созидания, будет не способен к порче, разрушению созданного человеческими руками и природой. Ребёнок начнёт ценить результаты не только своего, но и чужого труда. Я стараюсь вызвать у дошкольников интерес к новому, необычному, стремление овладеть новыми умениями. Стремлюсь дать им свободу выбора в выполнении работы. Так, например, при выполнении коллективной композиции дети могут работать у доски или за столами, поставленными полукругом. Очень важно, чтобы дети могли подойти к окну, к игровому уголку, где находится изображаемы предмет или за материалом, с которым работают.Считаю, что мне удалось вызвать интерес у детей к ручному труду, доставить эмоциональное наслаждение и удовольствие. Они с нетерпением ждут и интересуются, что будут делать в следующий раз. Родители воспитанников также проявили интерес к детской деятельности. По их просьбам провели групповые и индивидуальные консультации.

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план в средней группе

 

Месяц

Тема

Материал

Цель

Работа с родителями

Сентябрь

«Грибочки»

Соленое тесто

Учить детей делать поделку из соленого теста

-Заполнение анкет «Ручной труд в семье»

«Овощи»

Соленое тесто

Продолжать учить детей делать поделки из соленого теста

«Фрукты»

Соленое тесто

Продолжать учить детей делать поделки из соленого теста

«Красавица осень»

Рваная бумага

 

Изготовление аппликации способом обрывной и обрезной аппликации

Октябрь

«Осенние листочки»

Рваная цветная бумага

Изготовление аппликации способом обрывной и обрезной аппликации.

 

— Изготовление папки с дидактическими играми на тему пдд

-Поделки на тему пдд

-Осенние поделки для выставки

 «Волшебный зонтик»

Пластилин, пайетки

Учить детей дополнять поделку из пластилина 

Коллективная работа

«Осеннее дерево»

Сухие листья

Учить детей создавать композицию из сухих листьев, аккуратно и правильно пользоваться клеем и кистью.

«Ежик»

Семечки

Учить детей работать по схеме

Ноябрь

«Совушки»

Ватные диски

Познакомить с осовенностями работы с новым материалом – вата; рассказать о её свойствах

— участие в конкурсе «Супер мама»

(работы мам)

-Консультация «Ручной труд дома»

«Ветка рябины»

Цветные сафетки

Учить детей работать бумажными салфетками

«Букет ладошка». Подарок мамам

Цветной картон, цветная бумага, пайетки

Воспитывать интерес к применению разнообразного материала и умение экономно его использовать.

«Рыбки в аквариуме»

Цветная бумага

Учить вырезать круглые и овальные формы из бумаги сложенной вдвое.

 

Декабрь

«Варежка Деда Мороза»

Гуашь, вата, цветные салфетки

Учить детей использовать различные материалы для создания работы; развивать творческие способности

— «Выльвося чача » на выставку в центр коми культуры.

-Поделки на тему «Зимние кружева»

«Праздничная елка»

Цветная бумага, вырезание ладошек

Продолжать учить детей делать поделки, из разнообразного бросового материала используя знакомые приемы работы;

«Дед Мороз»

Цветная бумага, ватные диски

 

Учить работать с разными материалами

Январь

Коллективная работа «Чудесные коньки»

Салфетки

Развивать фантазию детей, инициативу, творчество, умение работать сообща

Консультация «Аппликация в детском творчестве»

«Снежинки»

Пластилин, крышки

Учить делать снежинки из пластилина на крышки

Февраль

«Валентинки»

Цветная бумага

Учить созданию композиции на открытке с помощью симметричного вырезывания.

-Мастер класс с родителями

«Мои увлечения»

«Звезда»

Салфетки

Продолжать учить работать с салфетками, делать комочки.

«Открытки папам»

Салфетки

Коллективная работа «Танк»

Салфетки

Март

Коллективная работа «8 марта»

Цветная бумага

Учить выполнять композицию способом аппликации.

 

— Кормушки своими руками

«Чашки для мамочки»

Цветной картон, цветная бумага

Осваивать навыки изготовления цветов из бумаги; развивать художественный вкус, фантазию, творчество.

 

Выставка », «Игрушка будущего»

 

Открытки бабушкам

Цветная бумага, пайетки

Продолжать учить детей делать поделки своим близким

Апрель

«Ракеты в небе»

Цветная бумага и гуашь

Закреплять знания детей о конструкции ракеты, ее назначении, воспитание усидчивости и аккуратности.

— Приготовить к показу сказки атрибуты, костюмы для детей

-Поделки к пасхе на выставку

«Ветка вербы»

Цветная бумага, ватные палочки

Учить детей работать по схеме

«Цыплята в корзинке»

Цветные салфетки

Продолжать учить работать с салфетками, делать комочки.

«Пасхальные яйца»

Цветной картон и пластилин

Учить детей дополнять поделку из пластилина

Май

«Открытка ветеранам»

Цветная бумага

Осваивать навыки изготовления открытки из бумаги

— открытки ветерану совместно с детьми

 

-Выставка «А у моей мамочки ручки золотые»

Коллективная работа «Вечный огонь»

Рваная цветная бумага

Учить создавать коллективную композицию способом обрывной и обрезной аппликации из цветной бумаги с исполнением коллажа.

 

×
×