Автор: Акаева Наталья Владимировна
«Формирование
жизненных компетенций учащихся
с умеренной умственной отсталостью,
ТМНР в соответствии с ФГОС»,
.
Проблемы потенциальных возможностей детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, адаптации их в жизни приобретают большую социальную значимость в 5 — 9 классах.
Я познакомлю вас с организацией работы по Формированию жизненных компетенций учащихся 6 г классе, где учатся дети с умеренной умственной отсталостью. Нас 11 человек. Класс разновозрастной, постоянно пополняющийся новыми учениками. У большинства детей сформированы элементарные навыки самообслуживания, общения, они могут обратиться и выразить свою потребность, выполнить просьбу, сообщить о выполненном задании, ответить на вопросы взрослого на уровне слова, словосочетания или нераспространенного предложения.
Обучение детей на 2 ступени строится на базе их уровня развития ЗУН, полученных в 1 — 4 классах и продолжается формирование навыков самообслуживания и бытовой деятельности на уроках домоводства, профильного труда.
Бытовая деятельность входит во все основные виды деятельности. Уход за телом, за одеждой, обувью, помещением, местами отдыха и т.д. осуществляется регулярно с целью выработки устойчивых привычек содержать все в порядке.
? Предмет «Домоводство» формирует у учащихся знания о самостоятельной жизни, практически обучает жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам. Дети учатся правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи, закладываются основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.
Все содержание предмета направлено на формированиенавыков бытовой деятельности и умение применять на практике полученные знания и умения.
Рассматриваются такие темы, как
· Содержание и уход за городским и сельским жилищем
(дачным домом).
· Индивидуальные санитарно-гигиенические правила и навыки.
· Одежда, обувь, белье; уход за ними.
· Организация питания в семье, кулинарные рецепты, домашние заготовки.
· Правила этики и этичных отношений в семье и с окружающими людьми.
На уроках по разделу «Работа с тканью и уход за одеждой» дети обучаются простым операциям мелкого ремонта одежды, шитья, (пришивание пуговиц, вешалки, наложение заплаты). Упражняются в вдеванию нитки в иголку, пришиванию пуговиц, пришивание заплатки, ремонт одежды.
Для формирования умения организации рабочего места каждый ученик имеет рабочую коробку, где хранятся в определенном порядке все необходимые принадлежности: нитки, иголки, наперсток, подушечка для иголок и булавок, ножницы, а также незаконченные работы.
Учащиеся имеют представления при работе с тканью, 6 человек из 11, могут с помощью взрослого пришивание пуговицу, 4 учащихся освоили сложный приём наложения (фиксации) накладной заплатки. Работа в этом направлении продолжается.
При изучении раздела «Стирка мелких вещей» дети усвоили названия видов белья, научились распознавать их по внешнему виду, узнали правила хранения белья, научились различать моющие средства и правильно пользоваться ими. А также упражнялись в стирке белья.
Закрепление знаний, полученных на уроке, происходит и дома. Родителям на родительском собрании были даны рекомендации по данной теме.
Предварительно с детьми был составлен план работы с помощью опорных слов, дифференцированные схемы
СНАЧАЛА (приготовлю рабочее место);
ЗАТЕМ (выстираю и прополощу вещи);
ПОСЛЕ ЭТОГО (воспользуюсь кондиционером, отожму белье и развешу для просушки);
ПОТОМ (уберу рабочее место).
При организации классных мероприятий, совместных посиделок с родителями и детьми, праздновании дней рождений, и т.д. проходит практическое повторение по теме «Сервировка стола» «Приготовление бутербродов и заваривание чая» проверяем усвоение детьми техники приготовления и оформления бутербродов, заваривания и разливания чая, санитарно-гигиеническими требованиями, оформление, т. е сервировку праздничного стола. И конечно правила поведения. Родители воочию видят наши успехи и промахи.
На уроках раздела «Уход за обувью» ученики рассматривают щетки, сравнивают их по величине, учатся соотносить крем с цветом обуви. Для удобства усвоения материала мы к щеткам прикрепляем полоски бумаги черного, коричневого и белого цвета. Организуем тренировочные упражнения по нанесению крема на обувь. Родители, особенно, мальчиков отмечают бережное отношение детей к обуви и умение правильно нанести крем и до блеска почистить ботинки.
При оценке знаний мы руководствуемся итогами практических умений, стараемся, чтобы каждый ребёнок выполнял задание в соответствии со своими психофизическими возможностями и с необходимой помощью педагога, обязательна эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений, важна обстановка «эмоционального благополучия» на уроках.
Для привлечения интереса детей к трудовой деятельности даем интересные занимательные названия нашим урокам: «Умелые руки», «Волшебные пузыри», «Долой пятна» и др.), а к урокам – практикумам по обучению детей умениям бытового труда (уход за одеждой, обувью, помещением, даём такие названия, как: «Шустрая иголочка», «В гостях у Мойдодыра», «Конкурс «Лучший чистильщик обуви») и др.
Считаем главным – создание у детей социальных контактов, тех необходимых навыков, которые пригодятся им в семье, при контактах в ближайшем окружении.
В классе учитель и тьютор не обслуживают детей, а организуют их вокруг себя, ежедневно приучая к труду. С одними детьми используем наиболее простую форму организации трудовой деятельности, как поручения для Антона («Принеси бутылку с водой», «Намочи тряпочку», «Выбрось мусор» и т.д.), а также коллективной деятельности, как совместно-индивидуальной: каждый ученик, хотя и работает одновременно с другими, не испытывает никакой зависимости от них. Например, наведение порядка в своих трудовых папках, шкафах и т.п., что дает возможность каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе – это особенно важно на этапе овладения навыком.
В свою очередь мы имеем возможность учитывать индивидуальные особенности каждого ученика: один нуждается в дополнительном показе
(Артём, Соня), другой – в физической помощи (рука в руке) (Антон), третий – в подсказке, напоминании, наводящих вопросах (Настя), четвертый – в поддержке (Паша, Лиза), чтобы действовали увереннее.
В разнообразных бытовых ситуациях учим детей планировать предстоящую деятельность, подбирать необходимое оборудование. Вместе обсуждаем возможные результаты выполнения хозяйственно-бытового труда, дежурств, работы в природе, обосновываем их необходимость и значимость.
Для поддержания чистоты класса, установили поочередное, понедельное дежурство, тем самым даём ученикам возможность освоить приёмы ухода за жилищем, создания и сохранения порядка и уюта в классе.
Дежурные выполняют различные работы – полив цветов, подметание пола в классе, вытирание доски и т.д. Ученик дежурит неделю и в конце недели на классном часе, подводятся итоги дежурства. Получая оценку, после обсуждения дежурство передаётся другому ученику уже с замечаниями и предложениями.
В процессе выполнения трудовых поручений у детей вырабатывается внимание к речи взрослых: умение выслушивать объяснение задания до конца, не перебивать, не отвлекаться. Таким образом, каждый ребенок периодически выполняет хозяйственные обязанности.
Уже выделяется группа детей, которые успешно осваивают материал и являются своего рода шефами над более слабыми детьми, то есть выступают в роли сопровождающих. Оказывают помощь в столовой, при уборке классной комнаты, при застегивании пуговиц, зашнуровывали обуви, тем самым оттачивая и совершенствуя свои умения и навыки и формируя их собственным примером у других детей класса.
Учащиеся, которым исполнилось 14 лет трудоустраиваются.
Трудовая деятельность детей с особыми образовательными потребностями рассматривается как одно из самых активных средств подготовки к жизни, а обучение – как средство вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками по определенной специальности. В учебный план включен предмет «Профильный труд. Подготовка младшего обслуживающего персонала». Где учащиеся приобретают элементарные трудовые навыки, способствующие наиболее успешной социальной адаптации школьников со сложным дефектом. Развиваются навыки и умения работы с бумагой, картоном, тканью; формируются умения и навыки уборки помещений, пришкольной территории; развиваем элементарные аналитические способности, память, внимание, мышление, пространственное воображение; глазомер, мелкую моторику рук, сенсомоторику; воспитываем усидчивость, аккуратность, терпение целенаправленность действий, критичность, волевые качества.
На уроках профильного труда дети приобретают следующие умения: учатся убирать пришкольную территорию в разное время года, вскапывать и рыхлить почву в цветнике; выполнять ежедневную уборку жилых и служебных помещений; ухаживать за садовыми растениями. Обязательно проводим практические работы на пришкольной территории, убираем листья, перекапываем цветники, расчищаем дорожки от снега и льда, где ученики приобретают практические навыки работы лопатой, граблями.
Дети четко выполняют работу по определенному алгоритму действий. Длительно формировался навык работы по уборке снега у Антона и только совместные усилия семьи и школы дали положительный результат.
Антон четко знает алгоритм действий:
1. Взять лопату;
2. Взять хозяйственные перчатки;
3. Одеться;
4. Выполнить работу по уборке снега.
5. После работы раздеться и убрать лопату на место.
Эти умения и навыки он использует при уборке участка частного дома . Подметает листья, убирает снег. Бабушка Татьяна Петровна рада успехам своего внука.
Реализация указанных задач не ограничивается рамками определенного школьного предмета, а формируется и во внеурочной деятельности.
Коллектив 6 г класса творческий. Театр для наших детей — игра, для родителей – праздник, для педагогов – работа. Эта работа совершается ради того, чтобы театр мог стать игрой и праздником. А праздник делается руками учащихся и их родителей. Делаем вместе с детьми атрибуты для выступлений, дополняем различными деталями театральные костюмы. Быстро, а главное качественно можем подготовить сцену для выступления. Большая помощь оказывается родителями, которые помогают нам во всём. Это содействует развитию воли, трудолюбия, умению доводить начатое дело до конца, а также упражняет наших детей в приобретенных навыках.
Большая роль отводится социальной ориентировке учащихся, т.е. расширению их социальных связей. В ходе экскурсий, на прогулках, закрепляем правила поведения в общественных местах; транспорте, учреждениях бытового обслуживания, что дает возможность учащимся в определенной степени приспособиться к жизни. Так дети совершают самостоятельно покупки в магазине, могут сдать обувь в ремонт (Настя, Глеб), самостоятельно добраться до Просницы (Игорь).
Дети постоянные участники различных мероприятий, конкурсов (где они чувствуют себя комфортно) мы не боимся ездить с ними на экскурсии за пределы Кирово – Чепецка, посещаем театры, музеи и развлекательные центры города Кирова.
Таким образом, в процессе организованного обучения обучающиеся приобретают такие жизненные компетенции, которые позволяют им достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах его индивидуальных возможностей.