«Экологический уголок в ДОУ»

Автор: Макарова Светлана Сергеевна и Шубенок Елена Васильевна

Доклад «Уголок природы, как основная форма экологического образования дошкольников»

Я работаю в детском саду № 69. В нашем ДОУ функционирует     группа.

Весь воспитательно-образовательный процесс выстроен на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.

 Одним из основных направлений ДОУ является экологическое воспитание дошкольников.

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно важная   проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

В нашем детском саду созданы все необходимые условия для развития экологических представлений у дошкольников. В каждой группе организованы зоны науки, которые включают в себя уголок природы и исследовательско-экспериментальную деятельность. Каждый уголок природы отличается оригинальностью, неповторимостью, содержанием.

В настоящее время я работаю в средней группе и являюсь ответственной за организацию и содержание уголка природы.

Свою работу с детьми по использованию уголка природы осуществляю как в организованной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с детьми в ходе режимных моментов. Продуманная организация обучения, специальные наблюдения за растениями и животными, развивает мышление детей, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Я считаю, главная особенность уголка природы – эта непосредственная близость его обитателей к детям, что позволяет мне организовывать различную деятельность детей на протяжении всего времени пребывания в детском саду. Считаю, что у детей с раннего возраста можно сформировать понимание того, что обитатели уголка природы живые существа со своими потребностями, о них нужно постоянно заботиться.

В группе, где я работаю, много комнатных растений: прежде всего те, которые требует программа, но и другие растения, которые служат для украшения интерьера и не приносят вреда детям. Мне всегда хотелось показать дошкольникам, как велик мир растений, как уютно в помещении, где много зелени и цветов. Научить детей бережно обращаться с ними, ухаживать за ними. Знакомство с комнатными растениями провожу непосредственно в уголке природы как в специально организованной ситуации, так и в режимные моменты. Дети помогают поливать, рыхлить землю, рассматриваем строение и характерные особенности растений. Для этого использую символические знаки, закрепленные в цветочных горшках, оформила книжки о каждом растении. С такими карточками и книжками организовываю и провожу дидактические игры«Что мы знаем о комнатном растении?»«О каких растениях рассказывают эти знаки?». Предлагаю детям рассмотреть растение и сообщить, что в нем изменилось, рассказать изменения по его развитию.

В моей группе у каждой пары детей есть свой индивидуальный цветок, за которым они ведут наблюдение, а потом могут рассказать о его изменениях и характерных особенностях. Этому способствует интересная словесная игра «Если бы я был…». Такую игру можно проводить по всем разделам экологического воспитания. В ней учу детей понимать причинно-следственную связь в природе.

При ознакомлении с животным миром, рекомендую особое внимание уделить отбору программного содержания, которое обеспечивает расширение и углубление знаний, воспитывает у дошкольников устойчивый интерес и внимательное, бережное отношение к животным. Знания о животных даю детям разными путями: через непосредственное наблюдение, иллюстрации, книги, результаты из опыта, мультфильмы.

Правильно организованное наблюдение учит детей не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. На основе этого рождаются самостоятельные суждения, умения обобщать, замечать изменения.

Чтобы вызвать у детей мотивацию для наблюдения за объектом, занятия начинаю с загадок, чтения стихотворений или проблемной ситуации, а заканчиваю показом картинок с изображением животного с детенышами, его жилищем и местом обитания или просмотром отрывка из документального фильма об этом животном. Такое планирование работы позволяет мне закончить занятие и вместе с тем нацеливает на продолжение разговора о наблюдаемом животном. На фоне полученных впечатлений предлагаю детям построить клетки-вольеры для животных, слепить или вырезать продукты питания. Данные навыки отрабатываю в ходе сюжетно-ролевых игр «Зоопарк»«Цирк», дидактических игр «Сделай фигуру»«Угадай животное».

Находясь в постоянном контакте с детьми, я пришла к выводу, что лучше понимать мир природы, заботиться о нем детям помогают игры на экологические темы. Дети активно играют и получают удовольствие в том случае, если игры основаны на уже знакомых сведениях. Игры «Отгадалки» можно проводить с детьми в любом возрасте. Дети изображают жителей уголка природы, а ведущий отгадывает кто это. При этом можно задавать вопросы«Что ты ешь?»«Ты летаешь или ходишь?» и т. д. Дети узнают виды животных, которые содержатся в детском саду в аквариумах, террариумах, клетках-вольерах. Интересные игры на логическое мышление «Найди сходство и различие».

Организовываю для детей викторины с использованием жителей уголка природы.

Создали макет по экосистемам. К макету дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительное наблюдение. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе.

Во время работы в уголке природы у детей дошкольного возраста развиваются следующие познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, а также внимание и память. Дети мыслят (устанавливают причинно – следственные связи), запоминают названия обитателей уголка природы, придумывают игры с использованием объектов уголка природы. Во время ухода за обитателями природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

 

Вместе с детьми и родителями ежегодно пополняем центр науки аквариумными рыбками, птицами, животными, дидактическими играми и методическими материалами.

 

Спасибо за внимание.

×
×